Спасатель «Алагез» оказался в центре скандала с участием контр-адмирала ТОФ. Фото: Евгений Переверзев/Коммерсантъ |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Уголовное дело, главным фигурантом которого вчера стал стал контр-адмирал Зиннатуллин, было возбуждено еще в январе этого года военным следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту по результатам проверки, проведенной прокуратурой ТОФ.
Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе Главной военной прокуратуры, их тихоокеанские коллеги, проверяя «исполнение законодательства о сохранности бюджетных средств, выделяемых на исполнение государственного оборонного заказа», заинтересовались работой федерального государственного унитарного предприятия «178 судоремонтный завод» (ФГУП «178»). В 2008 году между Минобороны РФ и ФГУП «178» был заключен госконтракт на ремонт судна «Алагез».
Спасательное судно «Алагез» проекта 537 было построено на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украина) и спущено на воду в апреле 1988 года. Вступило в строй в январе 1989 года. Полное водоизмещение — 14,3 тыс. т, длина — 175 м, скорость полного хода — 22 узла. Экипаж — 315 человек, в том числе 62 офицера. На судне предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. На Тихоокеанский флот «Алагез» прибыл в 1990 году и с тех пор привлекался ко всем поисково-спасательным операциям на Дальнем Востоке. Например, в 2005 году он участвовал в операции по спасению затонувшего у Камчатки батискафа АС-28. Вскоре после этого на «Алагезе» были установлены британские глубоководные аппараты Tiger. Само судно проходило ремонт в 2000–2004 и 2007 годах. Однако, как установили проверяющие, должностные лица техуправления ТОФ обеспечили подписание фиктивных промежуточных актов. В последующем эти документы послужили основанием для необоснованного перечисления на счета ФГУП «178» более 13,5 млн руб. Возбудив уголовное дело по ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), военные следователи не только подтвердили выводы прокуроров, но и установили, что военному ведомству был нанесен более серьезный ущерб — 37 млн руб.
На минувшей неделе следователь СКП по ТОФ вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении контр-адмирала Фарита Зиннатуллина, начальника техуправления флота капитана первого ранга Василия Шевченко и бывшего гендиректора ФГУП «178» Виктора Дымова по той же 285-й статье УК. Постановление следователя, как того и требует закон, было направлено прокурору ТОФ, который признал его «законным и обоснованным».
«С целью скрыть неисполнение госконтракта Зиннатуллин, Шевченко и Дымов подписали фиктивные акты, по которым на счета судоремонтного предприятия было незаконно перечислено более 37 млн руб. При этом ремонт „Алагеза“ до настоящего времени так и не выполнен»,— сообщили в надзорном ведомстве. Как добавили в СКП, в минувшую пятницу контр-адмиралу Зиннатуллину и другим фигурантам дела были предъявлены обвинения.
Фарит Зиннатуллин родился 12 марта 1959 года в деревне Тукаево Татарской АССР. В 1982 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище, в 1996 году — Военно-морскую академию. Службу начинал на одном из атомных подводных крейсеров Северного флота, был командиром группы дистанционного управления, дивизиона живучести, электромеханической боевой части. Затем был заместителем начальника техотдела службы эксплуатации и ремонта флотилии подводных лодок. К 2000 году занимал должность заместителя командующего 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота. В состав этой флотилии входила АПЛ К-141 «Курск», потерпевшая катастрофу 12 августа 2000 года. По официальной версии, подлодка погибла из-за взрыва торпеды в первом отсеке. 1 декабря 2001 года контр-адмирал Зиннатуллин оказался в числе 14 высших офицеров, наказанных за катастрофу. Его освободили от занимаемой должности с формулировкой «за допущенные серьезные упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности». После этого он стал начальником технического управления Северного флота. 10 ноября 2006 года назначен заместителем командующего ТОФ.
Начальник службы информации и общественных связей ТОФ Роман Мартов от комментариев по делу воздержался. «Действия следствия мы никогда не комментируем»,— сказал он. По его словам, контр-адмирал Зиннатуллин по-прежнему исполняет свои обязанности, капитан первого ранга Шевченко «уволился более полугода назад». Источник „Ъ“ в штабе ТОФ сообщил, что ситуация с «Алагезом» не так однозначна, как считают в правоохранительных органах. «Здесь не все так однозначно. То, что „Алагез“ способен выполнять задачи, подтверждает его участие в ноябре 2009 года в поисковой операции в районе Татарского пролива на месте крушения самолета Ту-142М3. Тогда были задействованы находившиеся на его борту водолазы и глубоководные аппараты „Тайгер“ и „Обзор“. Возможно, претензии следствия касаются неточных соблюдений формальностей при оформлении документации»,— предположил один из офицеров штаба ТОФ.
Алексей Чернышев, Владивосток,
Коммерсантъ(Хабаровск) № 236 (4534) от 21.12.10