Комсомольская «Нерпа» начала превращться в индийскую Chakra. Фото: Владимир Павлов/Коммерсантъ |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
По информации, ставшей известной в минувшую пятницу, передача подлодки ВМФ Индии (в свое время сорванная аварией в системе пожаротушения), все-таки состоялась, — спустя восемь месяцев со дня введения АПЛ в состав ВМФ России. Однако вчера в дальневосточных электронных СМИ появилось опровержение этой информации со ссылкой на неназванного представителя ОАО «Амурский судостроительный завод», утверждавшего, что подлодка действительно покинула базу в Приморье, однако «с целью отработки задач в рамках обучения индийского экипажа АПЛ».
Вчера в пресс-службе штаба ТОФ сообщили, что не уполномочены давать комментарии по этой теме. «Лодка еще не принадлежит нам, потому это “не наша вахта”. Говорить на эту тему может только Рособоронэкспорт», — сообщил вчера „Ъ” официальный представитель ТОФ Роман Мартов. Однако и подтвердить, что «Нерпа» отрабатывает задачи по программе обучения индийского экипажа, господин Мартов отказался.
АПЛ «Нерпа» относится к подлодкам третьего поколения, была заложена в 1991 году, а в 2006 году спущена на воду. Строительство в 2002 году было заморожено из-за отсутствия средств на стадии 70% готовности. Через два года было объявлено о контракте на достройку и сдачу ее в 2007 году в аренду (лизинг) на десять лет военно-морскому флоту Индии. ВМФ Индии, который планировал назвать лодку Chakra, готов был заплатить $650 млн, хотя российская сторона настаивала на увеличении суммы до $785 млн. Атомная подводная лодка «Нерпа» была введена в состав ВМФ России 28 декабря 2009 года, успешно завершила испытания в полном объеме в начале июня 2010 года.
Накануне источник „Ъ” в штабе Тихоокеанского флота на условиях анонимности сообщил о том, что на борту подлодки находится смешанный российско-индийский экипаж. «Российские моряки осуществят передачу лодки с рук на руки, после чего вернутся в Приморье», — сообщил флотский источник.
Напомним, сдаче Индии в аренду «Нерпы» в 2009 году помешала трагедия, происшедшая в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний подлодки. Тогда в результате несанкционированного включения автоматизированной системы пожаротушения погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), еще 41 был госпитализирован. По данным работавшей на лодке госкомиссии, в системе пожаротушения оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что и послужило причиной гибели членов экипажа.
Следствие виновником аварии сочло одного из вахтенных, матроса-контрактника Дмитрия Гробова, которому было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»). В январе 2009 года обвинение в халатности было предъявлено командиру экипажа «Нерпы» Дмитрию Лаврентьеву и бывшему комбригу Сергею Захарченко. 24 апреля этого года члены сдаточной команды ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «Амурская эра», пострадавшие в результате аварии на атомной подводной лодке «Нерпа», были награждены государственными наградами, в том числе 14 — посмертно. На восстановление судна было выделено 1,9 млрд руб.
Гендиректор построившего «Нерпу» Амурского судостроительного завода (АСЗ) Николай Повзык, находящийся в отпуске, все эти дни был для комментариев недоступен. Известно, что передача АПЛ в лизинг индийской стороне стала возможна после подписания окончательного акта приемки госкомиссией. «В соответствии с государственными обязательствами перед индийской стороной, ВМФ России передаст Индии АПЛ в аренду сроком на десять лет. Перед этим ВМФ России обучит основной экипаж и укомплектует корабль ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности.— „Ъ” ), а также полностью оснастит его всем необходимым для дальнейшей эксплуатации», — ранее сообщал „Ъ” главный инженер ОАО АСЗ Виктор Мишкин.
Отметим, что на пресс-конференции в начале мая губернатор Вячеслав Шпорт сообщил, что «судьба подлодки «Нерпа» решится в конце лета». Тогда же губернатор добавил, что иностранный экипаж подводной лодки уже проходит обучение на борту АПЛ, изучая и совершенствуя навыки управления подлодкой под руководством российских специалистов. Тогда в АСЗ эту информацию комментировать отказались.
Вчера в телефонном разговоре с корреспондентом „Ъ” Надежда Киямова — помощник гендиректора АСЗ Николая Повзыка — сообщила, что ей неизвестно ни об окончательной передаче АПЛ в лизинг, ни об опровержении этой информации со стороны АСЗ. На момент верстки номера ответ на официальный запрос от „Ъ” на имя генерального директора еще не был получен.
Евгения Сычева,
Коммерсантъ(Хабаровск) № 154 (4452) от 24.08.10