Правительство Хабаровского края неожиданно согласилось вернуться к обсуждению вопроса о возобновлении лова осетровых в бассейне Амура, на котором неделю назад настаивал губернатор Вячеслав Шпорт. [см. Икра с Востока].
Экологи, выступающие за сохранение запрета, воспринимают демарш властей как тактический успех, однако прогнозируют продолжение борьбы. Росрыболовство в четверг, 10 марта, на совете при полпреде президента РФ в Дальневосточном федеральном округе вновь предложило легализовать лов осетровых, сославшись на положительные данные ученых и необходимость борьбы с браконьерством. Полпредство не вмешивается, но подтверждает негативное отношение к идее рыбаков и краевых властей. По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF), запрет на лов осетровых для восстановления популяции необходимо поддерживать не менее 200 лет. В конфликте разбирался корреспондент «ФедералПресс» при поддержке «Федерального Репортера».
«Вопрос о промышленном освоении осетровых в Амурском бассейне будет неоднократно обсуждаться с участием всех компетентных и заинтересованных организаций и ведомств с учетом анализа современного состояния биомассы осетровых, динамики их численности и других факторов», – заявили 9 марта в пресс-службе краевого правительства.
Как сообщал «ФедералПресс», с предложением возобновить лов амурского осетра и калуги в бассейне Амура 1 марта выступил хабаровский губернатор. По мнению Вячеслава Шпорта, популяция осетровых за последние годы вполне восстановилась, поэтому в год можно было бы вылавливать до 100 тыс. тонн рыбы.
«Если мы получим квоту на вылов до 100 тыс. тонн осетровых, то в краевой бюджет поступит почти 500 млн рублей налогов, – заявил глава региона. – Думаю, предложение перспективно с учетом того, что мы ежегодно выпускаем в реки более 3 млн мальков. Кроме того, контролируемый лов поможет эффективнее бороться с браконьерством».
Главу региона немедленно поддержали в Росрыболовстве: ведомство считает, что легализация ловли осетра поможет снизить объем незаконной добычи рыбы, который составляет, по официальным данным, 1 тыс. тонн в год. «Снятие запрета позволит снизить размах браконьерства, являющегося на сегодняшний день основной проблемой в акватории Амура, – заявил руководитель пресс-центра Росрыболовства Александр Савельев. – Наше ведомство уже получило научное заключение, подтверждающее, что популяция осетровых в этом регионе позволяет вести лов».
Предложение чиновников вызвало возмущение со стороны экологов, которые назвали подобное заявление «бредом». По их мнению, 100 тыс. тонн осетровых в Амуре просто нет, а популяции амурского осетра и калуги находятся в «депрессивном состоянии или близком к критическому». «Предложение выглядит более чем странным, и ничем, кроме как откровенной недобросовестностью советников губернатора, объяснить подобное невозможно», – заявил координатор проектов программы Traffic WWF Алексей Вайсман.
Любопытно, что чиновники Росрыболовства также недоумевают по поводу размеров квоты, озвученных Вячеславом Шпортом. «О промысле 100 тыс. тонн речи, конечно, не идет, здесь я согласен с экологами, – сообщил Александр Савельев. – Но вылов 100 тонн рыбы в год вполне возможен. На сегодняшний год существуют научные квоты в размере 50 тонн, по сравнению с объемами браконьерства это капля в море».
Экологи настаивают, что промысел осетровых в Амуре нельзя возобновлять принципиально. По словам Алексея Вайсмана, квота послужит «предлогом, чтобы находиться на реке с сетями». «Рыбаки вполне легально «добьют» последних особей осетра и калуги в Амуре», – поделился опасениями координатор программы Traffic.
В WWF обращают внимание на то, что запрет вылова осетровых, установленный в 1984 году, обходит само государство под видом «научной квоты». Хабаровский филиал Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центр) занимается так называемым «контрольным ловом», добывая до 50 тонн рыбы в год. Как сообщил Алексей Вайсман, добытую ТИНРО-Центром черную икру можно приобрести даже в аэропорту Владивостока. «Никто не знает, что такое «контрольный лов», нигде нет информации о статусе этих мероприятий, является ли это научным выловом или промысловым, а размеры «контрольного лова» находятся на уровне промысловых квот», – заявил эколог WWF.
Впрочем, в 2008 году продажа рыбы, выловленной в научно-исследовательских целях, и продуктов ее переработки была запрещена. Проработка вопроса о возобновлении лова осетровых связана с поправками в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», признают в правительстве Хабаровского края. Региональные власти выразили готовность к диалогу по этой проблеме. Руководитель пресс-центра Росрыболовства также напомнил, что вопрос все еще находится в стадии решения и повлиять на него могут все обстоятельства, в том числе и мнение экологов.
Защитники природы считают, что демарш краевого правительства – это тактический успех общественности, под давлением которой власти и отыграли назад. Пока неясно, готовы ли хабаровские власти отказаться от своей идеи, комментарии в пресс-службе губернатора корреспонденту «ФедералПресс» получить не удалось. Но проблема по-прежнему обсуждается, ее касались и на совете при полпреде президента РФ в ДФО, который проходил 10 марта в Хабаровске.
Сам дальневосточный полпред является оппонентом рыбаков. «Прошу Вас, Владимир Владимирович, дать соответствующие поручения о недопустимости снятия запрета на промышленный лов осетровых в реке Амур», – утверждал Виктор Ишаев в 2010 году в письме к председателю правительства РФ Владимиру Путину. Полпред президента РФ в ДФО пока не вмешивается в конфликт вокруг амурского осетра, но его нейтралитет по-прежнему враждебен по отношению к преемнику на посту хабаровского губернатора. Вчера в пресс-службе полпредства корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили позицию Виктора Ишаева о недопустимости лова осетровых.
Экологи считают, что лоббисты приложат все усилия, чтобы добиться ловли осетровых в Амуре, и главная битва еще впереди. Правительственная «Российская газета» уже объявила, что Россия может занять часть мирового рынка черной икры: его емкость составляет около 500 тонн в год, а объем легальной добычи – только 100-150. И после разрешения на лов осетровых на Амуре наша страна «может вернуть статус первой осетровой державы».
По словам Алексея Вайсмана, когда-то в Северной Америке популяция осетра была почти полностью уничтожена, и для ее восстановления понадобилось 200 лет. То же самое предстоит и нам, уверен представитель Всемирного фонда дикой природы.
Виктор Доронин,
Экспертный канал «ФедералПресс», 11.03.11.
--------------
Запрет на промышленный лов осетровых научно обоснован
По поручению Губернатора края Вячеслава Шпорта обращение Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна о возобновлении промышленного лова осетровых рассмотрено в министерстве природных ресурсов края совместно с Амурским территориальным управлением Росрыболовства, Хабаровским филиалом ФГУП «ТИНРО-центр», ФГУ «Амуррыбвод», Государственной морской инспекцией пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН.
В ходе обсуждения специалисты ведомств представили данные о состоянии популяции осетровых в реке Амур и лимане. Данные виды рыб входят в список международной Красной книги Международного Союза Охраны Природы (МСОП), причем их статус постоянно повышается: в 1986 году - «редкий», в 1996 году - «угрожаемый», в 2009 году - наивысший «критически угрожаемый». Это отражает реальное состояние популяции.
Запрет на промышленный лов осетровых в реке Амур и лимане действует с 1984 года. С этого времени вылов ведется только в контрольных (научных) целях и в целях воспроизводства.
По информации ученых, состояние популяции калуги и амурского осетра в последние годы оценивается как неудовлетворительное, основу уловов составляет молодь. Повторно нерестующих рыб практически не встречается. Из-за невозможности отлова в достаточном количестве половозрелых особей действующие мощности осетровых рыбоводных заводов загружены только на 60%.
Общий допустимый улов осетровых на Амуре, по мнению специалистов, в ближайшие 15 лет должен остаться на современном уровне для изучения и искусственного воспроизводства.
На основании представленных данных участники совещания сделали вывод о невозможности в нынешних условиях возобновления промышленного лова осетровых в реке Амур и лимане.
Пресс-центр Правительства Хабаровского края, 11.03.11