Полярную реакцию вызвала статья «Победа мышки над кошкой» (см. «Новую газету», № 138 от 08.12.2010) у высших милицейских, следственных чинов и у далеко от них отстоящих сыщиков, работающих «на земле».

 

Напомню, речь в той публикации шла о злоупотреблениях в главке МВД по Дальневосточному федеральному округу, в том числе и о серьезных грехах самого начальника главка генерала Феликса Василькова. Редакция и автор получили ответы на статью от заместителя министра внутренних дел С. Герасимова и заместителя председателя Следственного комитета страны В. Пискарева. Ведомства вроде разные, а ответы — одинаковые и по форме, и по содержанию. Каждый уместился ровно на полутора страничках.

 

Все, о чем расскажу ниже, должны были выявить комиссии МВД и Следственного комитета страны, если бы руководители ведомств их направили проверить факты, изложенные в статье «Победа мышки над кошкой». Тогда, уверен, генерал Васильков уже не был бы господином генералом… Увы, комиссии не посылали, факты не проверяли. Поэтому мне, при очередных поездках в мой избирательный округ на Дальний Восток, пришлось выслушать массу откровений действующих офицеров главка, просто граждан, которые в довольно большом количестве приходили на встречу со мной в депутатскую приемную. Некоторых я направлял в офис заместителя генерального прокурора РФ по Дальневосточному федеральному округу Ю. Гулягина, чтобы их порой жутковатые откровения были зафиксированы не только в письменных обращениях ко мне, но и в правовых документах. Фамилии офицеров главка здесь раскрывать не буду, потому как и они, и я надеемся, что в новой российской полиции, стремящейся избавиться от собственных коррупционеров, пригодятся их профессионализм и офицерская честь.

 

Предан. Убит. Не похоронен

 

Генерал-майора Феликса Василькова, проходившего службу в Москве, в мае 2009 года назначили сразу на генерал-полковничью должность — начальником Дальневосточного главка МВД России. Как объясняли он и его ближайшие помощники, министр Нургалиев поставил перед ним задачу — провести декриминализацию органов МВД на востоке России. Москвич привез с собой из столицы около трех десятков новых сотрудников: ладно бы назначенцев на ответственные командные должности, а то ведь и рядовых оперов. Как поймут потом хабаровские аборигены-сыщики, расставлял Васильков своих людей с дальним прицелом — на денежные потоки…

 

В спецслужбах нет большей тайны, чем данные об агентах. Их хранят истово, список посвященных весьма и весьма узок. И вот осенью позапрошлого года на селекторном совещании в присутствии всех сотрудников главка, в том числе технических работников, не имеющих доступа к гостайнам, генерал Васильков стал грубо прессовать оперуполномоченного Д. Бабака за то, что тот привлек для негласного сотрудничества в качестве штатного агента предпринимателя из Находки, назовем его Олегом Д.

 

Как рассказали мне уже теперь, когда дело получило огласку, офицеры главка, Олег сотрудничал с ними весьма плодотворно. Он помог вскрыть незаконную контрабандную деятельность организованной преступной группы, против которой возбудили уголовное дело, помог выявить факт рейдерского захвата Находкинского судоремонтного завода, инициировал процессуальные проверки в отношении руководителей мэрии Находки…

 

Чем же успешный агент вызвал столь суровый генеральский гнев, что тот публично приказал расторгнуть с ним секретный контракт о сотрудничестве?

 

У Олега, по его свидетельствам, вымогал большие деньги — обратите внимание кто — начальник отделения по борьбе с оргпреступностью Находкинского УВД А. Недашковский. Куда обратиться за защитой? Конечно, в милицейский главк: уж они-то своего секретного сотрудника в обиду не дадут. Его непосредственного куратора Д. Бабака направили в длительную командировку в Магадан, и Олега причудливыми путями вывели на заместителя генерала Василькова по тылу полковника А. Иванова. Полковник, кстати, тоже москвич, обещал «войти в положение» находкинского предпринимателя, оградить его от вымогателей, но не за так. За деньги. Свои начальственные посреднические услуги Александр Васильевич оценил в 250 тысяч рублей.

 

Обратился Олег в Хабаровское управление ФСБ. И полковника Иванова повязали при получении взятки! Судили. Дали два года лишения свободы. Так вот — ярость генерала Василькова вызвало то, что Олег Д. обратился в ФСБ. Заметьте: не в ЦРУ, не в МОССАД — в Федеральную службу безопасности России, с которой милицейскому генералу надлежит тесно взаимодействовать, в том числе по выявлению мздоимцев, предателей в его ведомстве.

 

26 ноября 2009 года Олег Д. исчез. По оперативной информации, его выкрала находкинская мафия и убила. Из письма ко мне его отца:

 

«Перед исчезновением ко мне домой приехал мой сын в очень подавленном состоянии. Он сказал, что ему поступают угрозы от лидеров преступных группировок, и рассказал, что генерал Васильков его предал, раскрыв информацию о том, что он является штатным осведомителем милицейского главка».

 

После исчезновения Олега Д. генерал Васильков запретил своим сотрудникам участвовать в его розыске. Это не мое голословное утверждение. По этому поводу есть письменные объяснения сотрудников главка.

 

Согласитесь, более чем странная реакция большого милицейского чина на разоблачение ближайшего помощника-взяточника. Тут уместно вспомнить эпизод, о котором я писал в статье «Победа мышки над кошкой» и который получил любопытное продолжение.

 

Васильков привез с собой из Москвы майора А. Грузинского и назначил его замначальника отдела по расследованию преступлений о коррупции в сфере экономики. О расследовательских успехах майора его коллеги ничего вспомнить не могут, но отложилось у них в памяти, что был Грузинский «дюже крученый»: через несколько месяцев пребывания в чужом, далеком от Москвы городе «борец с коррупцией» приобрел дорогущий джип «Тойота Ленд Крузер», на который с его милицейской зарплатой надо было работать, ни на что другое не тратя деньги, лет 5—7.

 

Погорел майор, как и полковник Иванов, при схожих обстоятельствах — на взятке: стал вместе со старшим опером А. Серебряковым вымогать 3 миллиона рублей у жены бизнесмена, против которого их ведомство возбудило уголовное дело. Угрожали, что добавят тому статьи обвинения, возьмут под стражу. Женщина обратилась в УФСБ. Серебрякова взяли с поличным. Он на первом же допросе сдал организатора преступления А. Грузинского, с которым был в доле. Что делает Васильков? Отпускает друга-взяточника в… отпуск, в Москву.

 

В данном случае большое значение имеет хронология событий. А. Серебрякова и А. Грузинского разоблачили в начале июня прошлого года. Без малого полгода (!!!) взяточник болтался в Москве, против него не спешили возбуждать уголовное дело. Вот какую оценку в своих ответах мне и редакции «Новой газеты» дает заместитель министра внутренних дел России С. Герасимов: «Приказом ГУ МВД России по ДФО от 10 декабря (?!) 2010 года Грузинский А.Ю. уволен из органов внутренних дел (за что бы вы думали? — Б. Р.) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным нравственным качествам сотрудника внутренних дел».

 

Господи, с какой же редкой снисходительностью и душевным пониманием относятся они друг к другу! Для всех, кто не из их среды, — это ст. 290 УК РФ. Налицо ее самая суровая часть — взятка, полученная группой лиц с применением вымогательства и использованием служебного положения. Она предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. А тут — легкое порицание в приказе и позорный лепет про «личные нравственные качества»…

 

Обвинение А. Грузинскому предъявили в тот же день, когда издали приказ, — 10 декабря. Скоро восемь месяцев тянут с так называемым следствием, хотя, как говорили мне опытнейшие правоохранители, там дел — не более чем на неделю: провести очные ставки, допросить понятых, оперов, участвовавших в операции… Но, видно, кому-то очень надо заволокитить дело.

 

Машины мафии — у ментовских подъездов

 

Отдадим должное мужеству сотрудников главка МВД, которые буквально восстали против преступных нравов, творящихся в их среде. Их сейчас люто прессует генерал Васильков за то, что они пошли против системы.

 

Есть подтверждения как минимум пяти свидетелей и документальные доказательства того, что генерал Феликс Васильков и его ближайший помощник, также приехавший с ним из Москвы, начальник оперативно-разыскной части главка подполковник милиции Ершов заставляли подчиненных фальсифицировать доказательства. Они, например, требовали, чтобы начальник отдела главка подполковник К. и его сотрудник майор С. подбросили наркотики парню, отца которого генерал поставил своей целью «достать». Другого начальника отдела заставили задним числом строчить агентурные донесения о событиях, которых не было, чтобы на всякий случай «прикрыть зад».

 

Или вот еще история — тоже о предательстве, рассказанная мне подполковником милиции Евгением В. Отдел главка, которым он руководит, весьма успешно вел разработку организованной преступной группировки в г. Находка. В поле зрения сыщиков, кроме криминальных авторитетов, попали тесно связанные с ними вице-мэр города, несколько депутатов местного и краевого уровней.

 

Вдруг поступает команда от руководства главка: расследование прекратить! Ни самого подполковника В., ни его сотрудников в командировку в г. Находка не пускают.

 

Все прояснил один их находкинских бандитов, которого подполковник случайно встретил в хабаровском кафе.

 

— Как, начальник, геморрой не нажил, катаясь на наших машинах? — с издевкой спросил он.

 

Теперь вопрос всем нам: можно ли представить сразу четырех полных кретинов-бизнесменов, которые за просто так отдают незнакомому милицейскому генералу Василькову в без-воз-мезд-ное пользование совершенно новые, навороченные автомобили: 500-й «Мерседес-Бенц», два внедорожника «Тойота Ленд Крузер», еще одну «Тойоту» — Alphard?..

 

Грустно и смешно читать, например, объяснение гендиректора фирмы «Приморье» Валерия Ковдеева о том, как он в октябре 2009 года то ли на берегу моря, то ли на катере — не помнит — познакомился с генералом Васильковым. Больше с ним не встречался. Через месяц купил через автомагазин в Москве новый Mersedes-Benz S500. Ездить на ней Ковдеев якобы раздумал и решил заключить договор безвозмездной аренды автомобиля с… Васильковым, которому лично передал «Мерседес», пригнав его из Владивостока в Хабаровск. Ни копейки его фирма от Василькова не получала, как не получали денег и другие три фирмы, заключившие подобные договоры.

 

Такая неизъяснимая щедрость должна бы основательно заинтересовать контрольные службы самого МВД и Следственного комитета. Но это, как все остальное, сходит Василькову с рук…

 

Приказ: обеспечить доставку баранов

 

Чем в основном промышляет криминальная группировка Ан Бен Кена по кличке Анчик, в Хабаровске знают многие: крышует бизнес. Напали анчиковские недавно на несговорчивого мужика — А. Геюшова, — владельца кафе «Странник». Он отказался платить им за крышу. Потребовали 100 000 долларов отступного. Посыпались угрозы: обещали уничтожить самого предпринимателя, его семью, а кафе — сжечь. Геюшов написал заявление в главк МВД по ДФО. Сотрудники отдела Вадима К. подготовили и провели операцию, задержали анчиковского сподвижника Э. Алигулиева. Следственная часть возбудила уголовное дело против Алигулиева и Ан Бен Кена, избрали им меру пресечения — домашний арест.

 

Геюшову бы впору благодарить сотрудников главка МВД за то, что избавили его бизнес от вымогателей, а он написал мне письмо — попал-де из огня да в полымя. Советовался: как быть?

 

Оказалось, что генерал Васильков через своего заместителя Ершова потребовал от предпринимателя, чтобы тот в благодарность за избавление от бандитской крыши ежемесячно поставлял к генеральскому столу двух баранов — обязательно только монгольских, и организовывал бесплатный стол три раза в неделю.

 

Однажды Геюшов, по его словам, передал водителю «БМВ», закрепленной за подполковником Ершовым, двух баранов стоимостью 8 тысяч рублей каждый. В дальнейшем выполнять подобные требования отказался.

 

Поначалу я не поверил откровениям предпринимателя. Слишком мелким крохоборством отдает эта история, чтобы связывать ее со столь высоким милицейским чином. Подумал: прикрывается кто-то генеральским именем. Потом уже оперативники главка подтвердили мне, в том числе и письменно, что Ершов сначала сам передал им приказ генерала «обеспечивать ежемесячно доставку двух монгольских баранов», а следом подполковнику Вадиму К., как он пишет, позвонил сам Васильков и подтвердил это свое указание.

 

Несколько дней весь главк гудел, обсуждая по закуткам генеральскую любовь к баранине.

 

Давить на Геюшова, чтобы он непременно выполнял, прямо скажем, более чем странные васильковские причуды, сыщики отказались, чем вызвали крайнее неудовольствие и самого начальника, и его заместителя Ершова. А поручения подобного рода продолжали сыпаться.

 

«Как-то летом генерал Васильков потребовал от меня, как от начальника отдела по борьбе с этническими преступными сообществами и группировками, предоставить для проведения на его коттедже работ нескольких граждан узбекской национальности, так как он был осведомлен об их трудолюбии, — пишет мне подполковник милиции Вадим К. — Я передал это указание предпринимателю А. Гасанову. Он через сотрудника моего отдела Ивана С. передал для работы на коттедже генерала двух узбеков, которые трудились в автомоечном комплексе и получали по 8 тысяч рублей в месяц. На Василькова они горбатились около 20 дней, он им не заплатил ни копейки».

 

Эта история тоже проверена, ее подтверждают семь свидетелей.

 

Операция и прикрытия

 

Подобным деяниям генерала Василькова нет конца. Допускаю, что о многих из них еще не осведомлены руководители МВД страны. Но более чем странную оценку они дают уже тому, что стало известно. В статье «Победа мышки над кошкой» я писал, что в марте и апреле прошлого года Васильков выезжал в Республику Корея по фиктивным документам. Поддельная анкета, поддельная справка о том, что «Васильков Ф.П. является заместителем генерального директора ООО «НПФ Аэромор» с окладом 50 тысяч рублей в месяц», поддельная трудовая книжка, подтверждающая его принадлежность к этой организации… Короче, налицо явная, неоспоримая ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов».

 

Но вот какую краткую и весьма безапелляционную оценку этому факту дал заместитель главы МВД С. Герасимов в своем ответе в редакцию: «В ходе проверки сведений об обстоятельствах выезда начальника ГУ МВД России по ДВО генерал-майора милиции Василькова Ф.П. в Республику Корея нарушений ведомственных нормативных актов в действиях последнего не установлено».

 

Это что же за «ведомственные нормативные акты», которые позволяют плевать на Уголовный кодекс?! Васильков не разведчик-нелегал, чтобы выезжать за рубеж под легендой. Его должность — номенклатура президента России. А ну как южные корейцы разобрались бы, что документы у гостя поддельные, и затолкали бы  его в тюрьму до выяснения личности… Подставил бы и страну, и президента, назначавшего его на должность. По роду деятельности Васильков — носитель важных государственных секретов.

 

В милицейском ведомстве утверждают, что генерал ездил в соседнюю страну на лечение, что ему на то давали, как положено, разрешение руководители министерства. У меня нет законной возможности проверить правдивость этого утверждения, я попросил сделать это тех, у кого такая возможность имеется. Вот что мне сообщили: разрешение на поездку Василькову дали задним числом — то есть тоже, по сути, совершили подлог, подделку документов. Число там такое, какое нужно, а вот исходящий номер уже не подделаешь задним числом, на том и попались…

 

Кто столь рьяно прикрывает генерала милиции Василькова? По словам сотрудников главка, сам генерал из этого не делает тайны, всячески демонстрирует на людях близость к этому человеку — заместителю министра внутренних дел Евгению Школову.

 

Подведем итог: многократные злоупотребления служебным положением в корыстных целях, выдача государственной тайны — имени агента, приведшая к его гибели, фальсификация доказательств по уголовным делам, подделка документов… Мой друг — доктор юридических наук, которому я показал некоторые документы из моего уже распухшего досье по Василькову, насчитал там признаки не менее чем шести составов преступления. Я готов передать это досье как в МВД, так и в Следственный комитет страны.

 

Обращаюсь к руководителям этих ведомств Нургалиеву и Бастрыкину: уважаемые Рашид Гумарович и Александр Иванович! Возьмите, пожалуйста, проверку фактов о злоупотреблениях генерала Василькова под свой личный контроль, не поручайте это своим заместителям, потому как они уже показали свою несостоятельность. При наличии таких «правоохранителей» борьба с преступностью превращается в фарс, в издевку над людьми.

 

Борис Резник

депутат Госдумы,

член президиума Российского национального антикоррупционного комитета,

секретарь Союза журналистов России

 

«Новая газета», 08.03.11

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/024/11.html

.