Анна Шавгарова |
|
С 9 по 15 июня в столице Колымы проходил Третий фестиваль современного театрального искусства «Территория. Магадан» (18+). Это стало большим культурным событием для Магадана.
Перед закрытием мы побеседовали с Анной Шавгаровой - театроведом, театральным критиком, руководителем литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа, членом экспертного Совета фестиваля.
- Анна Владимировна, как вы оцениваете этот фестиваль, его программу?
- В целом, фестиваль интересен, а главное многообразен. Я, как один из экспертов, отвечала за те спектакли, которые мы отсматривали в конкурсе «Полюс. Золотой сезон». Этот конкурс был объявлен золотодобывающей компанией «Полюс» среди театров тех территорий, в которых они работают: Красноярский край, Иркутская область, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), и с этого года Хабаровский край.
Было прислано около 40 заявок, спектаклей всех видов театрального искусства: театр кукол, драматический и пластический театр. Причем, заявки подавали как профессиональные коллективы, так и любительские.
Например, в шорт-лист конкурса «Полюс. Золотой сезон» вошел спектакль «12 присяжных» (18 +) из Иркутска, это любительская танцевальная компания «PROдвижение».
Отобрать всего шесть спектаклей в шорт-лист было достаточно сложно. Мы совещались с членами экспертного Совета, долго обменивались своими мыслями, идеями, в результате магаданцы увидели спектакли: «Рассекая волны» (18 +) драмтеатра из Шарыпово, «Человек в закрытой комнате» (18 +) Лесосибирска и иркутскую танцевальную компанию «12 присяжных» (18 +). Мне кажется, что выбор мы сделали достойный.
Спектакли разноплановые, несомненно, все они относятся к категории «фестиваль современного искусства». Они вызвали споры, неоднозначные мнения. Особенно это полезно как для зрителя, так и для участников образовательной программы - увидеть широкий спектр современного театра.
- А что входило в обучающую программу, и кто стал ее участником?
- Для участников был объявлен «open call» - они заполняли онлайн заявки на участие в программе «Территория. Магадан», и именно фестиваль их отбирал. Они представляли самые разные регионы.
Участниками стала молодежь до 35 лет, люди, профессионально занимающаяся театром. Для них проводились и лекции, и мастер-классы, и различные тренинги и встречи с известными театроведами, хореографами, артистами.
- Поговорим о спектаклях. Мне, например, очень понравилась постановка молодого режиссера Полины Кардымон из Новосибирска «Детство. Коромысли. Глава 3» (12 +). Хотелось слушать и слушать эти замечательные голоса, погружаться в историю древней Руси и ее обычаев…
- Неслучайно спектакль получил «Золотую Маску» в 2023 году. Да, «Коромысли» (12 +) Егора Зайцева (режиссер Полина Кардымон), «Фрида» (18 +) режиссера Сергея Сотникова с Дарьей Мороз, «Дыры» (18 +) Лидии Головановой режиссера Алексея Мартынова (мастерская Брусникина), моноспектакль Дмитрия Сердюка «P. S. Ахматова» (12 +), «Ловля бабочек в ночное время» (16 +) Сергея Чонишвили - это все так называемые «хэдлайнеры» - главные спектакли, которые привез фестиваль «Территория. Магадан» для широкого спектра показов.
- Надо сказать, что не все зрители принимают и понимают современную драматургию и режиссуру, некоторые говорили: «ничего не понятно, но интересно».
- Такие фестивали, как раз, и нужны, чтобы зритель начал разбираться в современном искусстве, видел его направления и течения, размышлял. Ну, а вообще, можно в принципе питаться одной морковкой, можно не пользоваться интернетом, можно по телефону только звонить, можно не смотреть современное искусство - это выбор каждого. Человек купил билет в театр для чего-то же, а если он купил билет, то должен постараться понять то, что он увидел. И еще одна очень важная вещь для понимания современного искусства: современный спектакль в большей степени происходит в голове у самого зрителя. С каким жизненным опытом, с каким опытом насмотренности он пришел на этот спектакль и что он для себя вынес.
Например, участники образовательной программы - люди насмотренные, профессионалы - их больше интересует конкретный метод построения спектакля, способ актерской игры. А обычный зритель, театрал, который пришел посмотреть спектакль, он тоже должен как-то с этим новым опытом поработать. Это не отдохновение, это работа. Если зритель приходит провести время, то, может быть, ему не в театр надо, а пойти в ресторан, на музыкальный концерт. Такие формы существуют, и функцию развлекательную никто у театра не отменял. Но такие события, как фестиваль современного искусства, они, как раз, и призваны поддеть, спровоцировать в какой-то степени, как тот же спектакль «Рассекая волны» (18 +) Драматического театра г. Шарыпово (режиссер Галина Зальцман), который в большой степени является провокацией.
Да и спектакль «Дыры» (18 +) Мастерской Брусникина (режиссер Алексей Мартынов) - ведь это тоже провокация, когда зритель вначале пытается мыслить на сюжетном уровне, понять, что происходит, а затем он должен понять, что здесь не в сюжете дело, а в другом, в той цикличности этого спектакля, и что каждый из этих циклов означает. На обсуждении спектакля «Дыры», например, говорили о том, что, несомненно, виден интерес режиссера к театру авангардному, театру, построенному на принципах абсурда.
Я приезжала в Магадан 9 лет назад, смотрела магаданские спектакли, обсуждала их на труппе. Могу сказать, что театр ваш с тех пор изменился. Жизнь изменилась. А театр следует жизни, он ищет материал для исследований именно в реальности, он с ней связан непосредственным образом. Любое классическое произведение, признанные шедевры, образцы литературы или драматургия - они неизбежно переосмысляются сегодня. Я очень рада за Магадан, что в городе проходит фестиваль современного искусства, и уже не в первый раз.
Наталья Алексеeва,
фото автора