Сергей Юнганс |
|
Когда-то, еще в Советском Союзе, во время тихого часа в детском саду я ходил с маленькой скрипочкой в подготовительный класс музыкальной школы. Дома у меня была коллекция пальчиковых кукол, с помощью которых я регулярно устраивал театральные представления.
Разумеется, лучшим подарком для меня был поход в музыкальный театр, где моим любимым «артистом» был дирижер, и я всегда дарил ему цветы. Помню темно-красный бархат ограждения оркестровой ямы, боковые лестницы на сцену и мелодии классической оперетты. Мне было пять.
Старт
Прошлым летом я выиграл конкурс на должность руководителя Хабаровского краевого музыкального театра, и 7 июля 2022 года был назначен на должность директора. Приняв театр, я столкнулся со множеством проблем по всем направления деятельности учреждения: технический износ здания, существенный объем кредиторской задолженности, кадровый голод, отсутствие средств на осуществление новых постановок - все это типичные проблемы почти каждого провинциального театра. После анализа ситуации, был принят пакет антикризисных мер.
Шок
На сборе труппы был озвучен план действий на предстоящий сезон. Наверное, это было шоком для коллектива, потому что предложенная стратегия развития отличалась от привычной для регионального театра.
Мы замахнулись на глобальные проекты. Глобальные по своей насыщенности в количестве декораций и костюмов, постановочных приемов, методу работы с артистами.
За театральный сезон нам предстояло создать 4 масштабных спектакля, по сути не имея для этого ресурсов. Но мы понимали ,что нужно сделать, чтобы добиться желаемого. Был план, четкий, поэтапный, от простого к сложному. И работа началась….
Отрицание
Несомненно, в начале ко мне отнеслись скептически: «Что он делает?! Ничего же не получится!» - говорили они. Как и в любом театре, были и диверсии, и провокации, и манипуляции. Но все это было ожидаемо, и мы понимали, как нужно действовать - работать и ни на что не оглядываться, ведь наша цель - новый качественный уровень театрального продукта.
Счастье, что мне удалось привести с собой двух коллег из Якутского театра оперы и балета. Мы уже работали в одной команде и понимали друг друга с полуслова. Оставалось малое - достичь желаемого результата. Временами я чувствовал себя инопланетянином, пытающимся объяснить на пальцах, что необходимо сделать.
После премьеры «Алых парусов» стало работать чуть проще, потому что мы получили видимый результат - качественный скачок по всем направлениям. Спектакль стал прорывом, технологическим взлетом для театра. Такого масштабного, стильного, яркого, зрелищного театрального проекта раньше не было в городе, и зритель это оценил, проголосовав рублем.
Но самое главное для меня было то, что получилось показать коллективу, на что он способен, на что способен театр, полностью раскрыть его потенциал. Качество начало превалировать над количеством затраченных усилий.
Метод
В ситуации, которая сложилась в театре, невозможно было разделить административное и творческое руководство. Мы объединили управление художественным воплощением идеи проекта с ее технической реализацией и маркетинговым продвижением. Мы изменили маркетинговую стратегию, где главным героем стал человек: мы стали рассказывать людям про людей.
Мы оптимизировали процессы закупок, логистики и производства. Во всех новых спектаклях стала использоваться единая модульная металлоконструкция, что снизило производственные расходы. Кроме того, из выделенных средств целевых субсидий нам удалось осуществить экономию (около 20 миллионов рублей) путем проведения закупок конкурентным способом.
Команда
В театре были реорганизованы монтировочный и звуковой цеха, а световой цех, освоив новые для себя компетенции, стал работать на необходимом современному театру качественном уровне, реализуя невероятно сложные технические задачи. Производственные цеха театра, воплощая нереализованные ранее масштабы декораций и костюмов, освоили новые методы работы.
Нам удалось увеличить скорость и качество создания конечного продукта.
Творческие цеха театра показали свой максимальный профессионализм, достигая в каждом следующем проекте новых высот.
Административно-управленческий персонал работал на основную задачу - создание спектакля, что качественно отразилось на скорости закупок и поставок материалов. Постепенно нам удалось отладить многоступенчатый механизм выпуска спектаклей: включить в него весь коллектив, что положительно повлияло на внутренний климат. Сегодня в театре потрясающая команда, способная к реализации сложнейших творческих проектов.
Успех
Это был ошеломляющий сезон, каждый следующий проект был ярче, сложнее, богаче и технологичнее предыдущего. Зрительный зал стал полон, нас сопровождали аншлаги. По показателям сезона нам удалось на 16.76% увеличить доходы и на 30% загрузку зала. Все это стало возможным благодаря работе, вере в успех и горению каждого члена коллектива. В театре возникла особая творческая атмосфера.
Тот азарт, с которым люди выполняли свою работу, вдохновлял! Мы видели результаты нашей успешной деятельности, пиком которой стал мюзикл «Игра» (12+), постановка которого была осуществлена за счёт привлеченных средств гранта Министерства культуры Российской Федерации на реализацию творческого проекта.
Что такое истинная любовь?
В период руководства Государственным театром оперы и балета Республики Саха (Якутия) я был поражен тем трепетом, с которым относится якутский народ к своей культуре, как он ее сохраняет, развивает, а самое главное бережет. Это проявлялось во всем - начиная с заботы руководителя региона, заканчивая отношением рядового якутянина.
На земле Олонхо родились предки народа Саха, и в будущем будут жить их потомки. Якуты научили меня созидать, любить свою землю, сохранять историю и культурное наследие.
Финал
Мы взрослеем, обретаем опыт, но наша сущность и идеалы не меняются. Я все еще тот пятилетний мальчик, который с восторгом приходит в театр и с трепетом относится ко всему, что там происходит. Кто-то приходит «БРАТЬ», а кто-то «ОТДАВАТЬ». Я люблю свою работу, свою профессию, я безжалостно влюблен в театр, и это чувство никто и ничто не сможет во мне убить.
Ввиду определенных обстоятельств, решение об уходе из Хабаровского краевого академического музыкального театра было принято мной еще в ноябре 2022 года. Но я исполнил обязательства перед собой и перед коллективом - это было делом чести. Все заявленные проекты реализованы, сезон закрыт.
Со мной был заключен срочный договор на один год, сегодня [7 июля 2023 г.] его срок истек.
Сергей Юнганс
ВК