см. Экс-главу ДВЖД Анатолия Иванова взяли за убийство
На минувшей неделе Хабаровский краевой суд смягчил приговор 74-летнему профессору ДВГУПС Анатолию Иванову, в прошлом (1984-1998 гг.) возглавлявшему ДВЖД. В июле районный суд признал его виновным в умышленном нанесении тяжких телесных повреждений студенту «железки» Андрею Немцову, повлекших его смерть. И приговорил к 9 годам колонии строгого режима. Кассация стороны защиты привела к сокращению срока до 6 лет. Приговор вступил в законную силу.
Доказательства вины
Наша газета уже рассказывала о перипетиях этого громкого уголовного дела (см №№ 32, 34, 38). Предварительное следствие по нему продолжалось два года. А потом еще почти год шло разбирательство в Железнодорожном районном суде Хабаровска. Судья Нина Шаталина вела процесс в закрытом режиме, чтобы избежать давления на участников.
Основные свидетели обвинения, двое студентов ДВГУПС, были засекречены по их личной просьбе. Они опасались, что в противном случае им либо не дадут закончить обучение, либо у них возникнут проблемы при дальнейшем трудоустройстве в железнодорожном ведомстве. Оба они были непосредственными очевидцами той молниеносной трагической стычки профессора со студентом 7 декабря 2007 г. Было это около 16.00 в холле второго этажа главного корпуса университета - буквально в нескольких шагах от кабинета ректора, где в это время проходил фуршет.
Напомним, в суде установлено, что Андрей Немцов ударился затылком о колонну и упал без сознания после того, как его толкнул профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой» Анатолий Иванов. Это, видимо, была внезапная вспышка агрессии со стороны не совсем трезвого преподавателя (по некоторым сведениям, он участвовал в фуршете). Как отметили в показаниях засекреченные свидетели, когда Немцов упал, Иванов несколько раз ударил его ногой «со страшной силой» в область затылка. После чего педагог и академик Академии транспорта РФ Анатолий Иванов просто развернулся и ушел.
Не приходя в сознание, Андрей Немцов (1986 года рождения) скончался на третьи сутки в реанимации. Суд установил: «Смерть наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы с переломом затылочной кости и основания черепа, тяжелым ушибом головного мозга».
Суд первой инстанции 27 июля с.г. признал Анатолия Иванова виновным по ч.4 ст.111 УК («Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего»). И приговорил его к 9-ти годам колонии строгого режима.
Осужденный так и не признал вины. Защита приговор обжаловала. В кассационной жалобе адвокат Константин Воронкин ссылался на некое алиби своего подзащитного: мол, в тот день он с 14.00 до 16.00 принимал в аудитории зачет у заочников, и они засвидетельствовали, что все это время Иванов не выходил.
Однако суд установил, что Иванов выходил. Около 16.00. Заметим, чтобы попасть из той аудитории в кабинет ректора (где, по некоторым сведениям, проходил фуршет), надо пересечь тот самый холл, где произошла трагедия.
По мнению родителей Андрея Немцова и их адвоката Светланы Кожененко, вина подсудимого профессора была полностью доказана. Елена Немцова, мать убитого студента, в своих возражениях на кассационную жалобу адвоката Воронкина отмечает, что показания прямых свидетелей обвинения протестированы на детекторе лжи, и полиграф показал их правдивость. А вот Иванов от тестирования отказался...
Отягчающие моменты
Боялся правды, похоже, не только профессор. «Руководство университета скрыло от милиции тот факт, что около 16 часов 7 декабря 2007 г., когда в холле второго этажа произошла та страшная трагедия, одна из студенток прибежала на первый этаж, где находилась охрана вуза, с криком: «На студента напал какой-то пьяный мужчина». И это не позволило оперативно опросить свидетелей. Милиция приехала на место происшествия только в 9 часов вечера, когда там уже никого не было», - отмечает отец погибшего Владимир Немцов в возражении на кассацию. К слову, он и вызвал тогда милицию - узнав, что в результате какого-то инцидента в вузе его сын получил травму головы.
Отец особо подчеркивает и то обстоятельство, что в «скорую» сообщили о «носовом кровотечении», утаив от медиков тяжелое состояние пострадавшего. Поэтому по вызову приехала не реанимационная бригада, а «извозчик» - без носилок и дыхательной «гармошки». «Если бы приехал реанимобиль и было бы своевременное и адекватное оказание первой медицинской помощи, а также если бы руководство вуза сообщило врачу о нанесении пострадавшему черепно-мозговой травмы, то у нашего сына однозначно был бы шанс выжить», - убежден Владимир Немцов, который сам работает врачом.
Родители погибшего парня возмущены и таким фактом. По их словам, еще в декабре 2007 г. к декану Владимиру Пельменеву приходил студент С., который сообщил, что был свидетелем убийства Андрея Немцова. И г-н Пельменев «передал» этого свидетеля адвокатам Иванова. При этом, как считает Владимир Немцов, декан умышленно не сообщил о нем в милицию или прокуратуру.
Не случайно дело о гибели студента быстро обросло слухами. Кто-то как будто специально подбрасывал версии, что в этой смерти виноваты однокурсники Андрея, охранники вуза и даже слабое здоровье студента. Многие видели в этом нелепый несчастный случай. Убитая горем мать Елена Немцова нашла в себе силы добиваться установления истины.
Изо дня в день она вешала в университете объявления о поиске свидетелей происшествия. И руководство вуза запретило пускать туда родителей убитого студента. «Я была уверена, не может такого быть, чтобы никто не видел того, что происходило в тот день недалеко от кабинета ректора. А сотрудники вуза регулярно срывали объявления. Там все как будто что-то скрывали или чего-то опасались», - вспоминает Елена Борисовна.
Более того, однажды мама погибшего, еще не зная о том, что к гибели ее сына причастен Иванов, зашла в аудиторию, где тот вел занятие. И поинтересовалась, не известно ли кому-то что-то о нападении на Андрея Немцова? В ответ профессор Иванов накинулся на нее чуть ли не с кулаками. Тогда она никак не могла понять причины такой неадекватной реакции.
Первый свидетель откликнулся на объявления только через 40 дней после инцидента.
Смягчающие награды
В приговоре районного судьи Нины Шаталиной значится:
«Решая вопрос о мере наказания, суд учитывает личность подсудимого: ранее не судим, имеет преклонный возраст, положительно характеризуется по материалам настоящего уголовного дела, что судом расценивается как смягчающие вину обстоятельства.
Также учитывается, что Иванов попрал высокое воспитательное звание педагога, в присутствии студентов совершил крайне дерзкое по своему характеру преступление. Вместо того чтобы показать пример студенту Немцову А.В., даже если тот позволил какие-либо высказывания (очевидцы поясняли о ссоре, происходившей между преподавателем и студентом. - Ред.), не нашел ничего более «мудрого», как нанести последнему удары».
Эту несколько эмоциональную мотивировку, по словам адвоката Кожененко, кассационная инстанция из приговора убрала. Краевая коллегия, которая, как правило, выносит свое определение в один присест, заседала трижды: 2, 18 и 25 ноября. И пересмотрела-таки приговор. Срок наказания снижен на треть.
Смягчая наказание, крайсуд учел, что Иванов в свое время был отмечен государственными наградами. Он имеет ордена «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «Дружбы народов», дважды награждался знаком «Почетному железнодорожнику». Правда, все награды Иванов заслужил в бытность начальником ДВЖД.
Определение кассационной инстанции, по всей видимости, будет обжаловано уже обеими сторонами. Помимо защиты, настаивающей на оправдании, жалобу в президиум краевого суда намерена подать и потерпевшая сторона, не согласная со смягчением приговора.
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», 1-8 декабря 2010, № 49(900)
http://www.habex.ru/paper/182/2980/
.