За такие высказывания в США про афроамериканцев сурово судят на миллионные доллары.

 

Это расизм! Это попахивает супер-международным скандалом!

 

Министр еще собирается получить визу в посольство США в России.

 

Как интересно, отреагируют американцы за расистские высказывания министра культуры и духовного развития РС(Я) в статье в одной из газет города Якутска?

 

Копия статьи:

 

Андрей Борисов: Маргиналы всех стран, соединяйтесь!

 

А. Борисов
А. Борисов

Cреди якутской интеллигенции и политиков очень популярно упоминать проблему «сохранения самобытной якутской культуры». Часто говорят, что «якуты теряют свои корни», «не помнят, откуда родом», «обрусели». Однако при этом наблюдается нечто противоположное – растут тиражи якутоязычных литературных (!) журналов, на ысыахи стекаются тысячи людей, на спектаклях того же Саха театра постоянно аншлаги. Весной 2010 года президент Якутии (это был еще Вячеслав Штыров) подписал указ о реализации амбициозного проекта «Земля олонхо», представляющего из себя парк аттракционов на национальные темы. О проблеме национальной идентификации, перспективах и проблемах якутской культуры «Вечерка» побеседовала с тем, кто знает об этом всё, – министром культуры и духовного развития Якутии Андреем Саввичем Борисовым.

 

ОЛОНХО – НАШЕ ВСЕ

 

— Я неоднократно высказывал мысль о том, что все знают о греческой культуре, о Гомере, о его великих произведениях. Однако ведь каждое олонхо, по сути, равно «Илиаде». В одном Усть-Алданском улусе было 99 олонхосутов, то есть почти 99 гомеров. Когда я в Японии рассказал нашим друзьям — господину Сатамуре и господину Сатамото, возглавляющему Общество содействия сотрудничеству Японии и Якутии, — о существовании более 300 сюжетов олонхо, то Сатамура-сан в удивлении воскликнул тоже самое: «Это значит – у вас в Якутии существует 300 своих «Илиад» и «Одиссеев»?

 

— Мое мнение: чувствуется некоторый застой, отсутствие интереса к своей культуре, к своей истории. Необходимо встряхнуть, оживить общество. «Обновлением ума своего преобразуйся», — сказано в христианской философии. И обновление это, по моему мнению, должно происходить на стыке культурных традиций и новейших технологий, как отражено в определении проекта «национальный» и «инновационный». Отсюда и проект «Земля олонхо».

 

— Это будет высокотехнологичный комплекс, где сконцентрируются все современные цифровые технологии, своего рода город-кластер внутри Якутска. Комплекс планируется расположить на Антенном поле, напротив ипподрома. На его территории разместятся интерактивные аттракционы на сюжеты Верхнего, Среднего и Нижнего мира, город мастеров, изготавливающих якутские сувениры, кинотеатр по типу IMAX, алаас, где будут проводиться обряды и ритуалы якутов. Центральной определяющей комплекса станет здание Театра олонхо, которое должно быть создано известным архитектором. Тогда «Земля олонхо» станет Меккой для желающих приобщиться к произведениям мирового искусства.

 

ЯКУТСКУЮ КУЛЬТУРУ СОХРАНЯТ МАРГИНАЛЫ

 

— Слово «национальный» многие воспринимают как образованное от слова «национальность», но я определяю его от слова «нация» как конгломерат народов. Ведь олонхо как шедевр нематериального творчества, как писал Платон Ойунский, было создано путем синтеза произведений 33 родов и племен якутской земли.

 

— Я много размышлял о явлении маргинализма, когда якут не чувствует себя дома ни в России, так как он другой национальности, ни на родине, поскольку отчужден от родной культуры. Эта потерянность, наверно, началась с нашего поколения 60-х, когда культура постмодернизма, ориентированная на рынок, стремящаяся шокировать, воздействовать на низменные инстинкты человека, выступила на первый план. И ещё сильнее это теперь чувствуется в наших детях, которым мы не сумели или не захотели передать уважение и любовь к родине.

 

— Лучше быть «иваном», но желать изучить язык, историю народа саха, чем закоснелым ортодоксом, который засел в своем панцире и чувствует себя в нем комфортно. Ведь благодаря тому, что в таком человеке соединяются две разные культуры, которые он знает и любит, он становится объемнее, что ли, более голографичным, интересным. Ему есть с чем сравнивать, он может привносить новое, не теряя традиционные образы. К тому же именно такие люди более всего во все времена тянулись к тщательному, осознанному изучению своей культуры. И я считаю, что современной якутской культуре дадут гораздо больше как раз маргиналы.

 

— В истории Якутии огромное количество подобных примеров. Смотрите, первым профессиональным режиссером Саха академического театра был русский человек Дмитрий Большев. И он первым затронул в своих постановках сюжеты саха, можно сказать, стал основоположником Саха театра. Через 25 лет пришел Марк Жирков. Он хоть родился в Якутии, но тоже был русским. И он создал якутскую музыку, балет. Ещё 25 лет прошло, и в Саха театр вместе со мной пришел Геннадий Сотников, тоже русский, который гораздо более понимал якутскую культуру, нежели кто-либо из местных искусствоведов и историков.

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ШТАНЫ

 

— В условиях Севера противостояние глобализму превращается к тому же в самосохранение в биологическом плане. Поскольку пришедшая сейчас западная культура абсолютно противоречит выработанной веками культуре выживания в суровом климате. Например, юноши увлекаются часто рэп-культурой, носят эти вот широкие штаны и не понимают совсем, почему именно такой фасон. Так потому что у негров, которые породили это течение, туловище короткое, а ноги длинные. Подобными штанами они как-то уравновешивают диспропорции, а на наших якутах такие штаны выглядят уже уродством. Опять же девочки носят короткие майки, и зарабатывают себе болезни почек и прочих важных органов. А ведь это не культура, это бизнес.

 

— «Земля олонхо» должна стать способом противостоять этим агрессивным западным ценностям, сохранить якутов как нацию, как биологический вид.

 

— В связи с процессами глобализации роль маргиналов возрастает, так как их стремление познать культуру Якутии и передать её своим соотечественникам, другим народам даже способно бросить вызов этой глобализации. Мой фильм «Тайна Чингис Хаана», можно сказать, вызов российской киноиндустрии, американской индустрии. Главное – сделать этот вызов! Нужно шагнуть вперед вместе с глобализмом, сохранив свой менталитет, как произошло это, например, в Америке, когда африканцы органично вписались в культуру западную, сохранив свои устои, музыку, искусство.

 

Так что, можно сказать, маргиналы всех стран, соединяйтесь!

 

— Вот, посмотрите… — Андрей Саввич указывает на карандашный детский рисунок на стене, на котором изображен боотур. – Этот портрет мне в 2009 г. подарила 12-летняя ученица Хатасской детской музыкальной школы Парфенова Диана. Им дали задание сделать рисунок по мотивам олонхо, и она нарисовала меня в образе боотура. И что удивительно, когда мне было семь лет, я попросил родителей сделать мне костюм боотура на Новый год. И они сшили мне точно такой же костюм, как на этом рисунке, вплоть до деталей. Я вижу в этом некоторый мистический знак, что мне предназначено было поддерживать олонхо. И когда я говорю о популяризации олонхо, это не значит, что мне от этого легче или выгоднее, просто я должен это делать. Этот рисунок тому доказательство.

 

(Shadrinnews.ru — 15.09.10)

«В Якутии.ру», 16.09.10

http://www.v-yakutia.ru/?id=16053

.