280 лет назад русские моряки достигли берегов Северной Америки. В честь тех свершений в Петропавловске установлен памятный знак. У этого знака - своя необыкновенная история, в которой переплелись события разных эпох.
 
Этот памятный знак можно увидеть в центре Петропавловска рядом с памятником Витусу Берингу на улице Советской. Он представляет собой бронзовую доску, на которой изображены Дальний Восток России и Аляска. Между ними - рукопожатие, а внизу - надпись: «Остров Каяк, Аляска, 20 июля 1741 - 20 июля 1991. Подарок Министерства лесной промышленности США и жителей города Кордова».
 
У этой доски странная судьба, которая известна очень немногим. И если мне удалось вас заинтриговать, значит вы дочитаете этот материал до конца.
 
Начать рассказ стоит с событий Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. В середине лета 1741 года пакетбот «Святой Пётр» под командованием командора достиг Северной Америки у острова Каяк. Это длинная узкая полоска земли примерно в 60 милях к юго-востоку от места, где сейчас находится город Кордова. Команда высадилась на берег, чтобы пополнить запасы пресной воды, а член экспедиции Георг Стеллер провел исследования острова.
 
Спустя 250 лет, в 1991 году, на Аляске готовились праздновать юбилей Русской Америки. Участник инициативной группы Роберт Бехрэндс, который работал в Кордовском лесничестве, предложил такую идею: сделать четыре памятных доски, посвященных открытию острова Каяк, чтобы одну установить на самом острове, вторую передать в музей Кордовы, а две отправить в Россию как подарок - во Владивосток и в Петропавловск-Камчатский. Идею поддержали. Доски изготовила талантливая скульптор из Кордовы Джоан Джексон.
 
1 августа 1991 года в Кордову прибыло советское судно «Академик Ширшов» с делегацией из СССР, которая приняла участие в юбилейных торжествах. Когда гости собирались домой, Роберт Бехрэндс передал капитану две юбилейные доски для их доставки в нашу страну. После возвращения в родной Владивосток экипаж «Академика Ширшова» стал искать в порту камчатских моряков, чтобы через них отправить одну из досок в Петропавловск. Так в эту историю попал наш земляк Григорий Пополитов. Попал в нее случайно, но сыграл в ней решающую роль.
 
Я познакомился с этим замечательным человеком в 2001 году. Вот что он мне тогда рассказал. В 1991-м Пополитов работал на судне Камчатского морского пароходства «Чита». В начале августа того года «Чита» находилась во Владивостоке. Григорий Михайлович был на вахте, когда на борт поднялись представители «Академика Ширшова». Они передали ему доску и попросили отвезти ее на Камчатку: мол, петропавловский горком комсомола в курсе, он доску ждет и организует встречу. Но когда «Чита» вернулась в Петропавловск, грянули достопамятные августовские события. Страна оказалась в состоянии геополитического сдвига. Конечно, никто из работников ВЛКСМ Григория Михайловича уже не ждал и не встречал. Когда он сам пришел в городской комитет этого молодежного союза, нашел только пустые кабинеты.
 
Вскоре Пополитов опять покинул родные берега, взяв доску с собой в рейс для сохранности. Примерно через год вернулся. Снова пошел по кабинетам, но никому доска по-прежнему была не нужна. Тогда он отнес ее домой и положил в самое надежное место - под кровать, где она пролежала 10 лет. Григорий Михайлович хранил ее честно, даже не помышляя распорядиться ей в своих интересах (например, сдать в пункт приема цветмета).
 
В 2001 году на Камчатке выбирали губернатора. Один из кандидатов (впоследствии похищенный и благополучно нашедшийся) объявил, что займется благоустройством Петропавловска и ждет предложений от горожан. Услышав это заявление, Пополитов пришел в общественную приемную кандидата и сказал: «У меня не предложение, у меня доска». Там растерялись, но приняли верное решение - направили Пополитова к главному архитектору Камчатской области Анатолию Гусаку. Анатолий Ульянович стал выяснять историю доски. Его коллега, архитектор Александр Лысогор посоветовал обратиться за помощью к своему знакомому - американскому макетчику Эбботу Финдли, который бывал на Камчатке в составе делегации от Аляски в 1991 году. Общими усилиями им удалось размотать запутанный клубок событий.
 
В том же 2001-м юбилейная доска, наконец, заняла достойное место в центре Петропавловска. К сожалению, после 2001 года мне больше не довелось встречаться с Григорием Пополитовым. Не знаю, как складывалась его судьба дальше. Возможно, среди тех, кто прочтет этот материал, найдутся знакомые Григория Михайловича, которые поделятся информацией о нем.
 
Зато мне удалось связаться с автором юбилейной доски Джоан Джексон. Наше заочное знакомство состоялось благодаря Жанне Лельчук, которая имеет прочные связи с Аляской. Как рассказала Джоан, последние 30 лет она не могла найти никаких сведений о доске, отправленной в 1991 году на Камчатку. Только после нашей переписки этот пробел был восполнен.
 
Джоан по-прежнему живет в Кордове и занимается своим любимым делом. Недавно одна из ее работ стала предметом бурной дискуссии в США. Речь идет о памятнике первому правителю Русской Америки Александру Баранову. Памятник с 1989 года стоял в центральном парке американского города Ситка на Аляске. В 2021 году представители местных индейцев, считающих Баранова поработителем, потребовали его убрать с глаз долой. Власти приняли компромиссное решение: перенесли памятник в музей Ситки.
 
В 2021 году - очередной юбилей открытия острова Каяк, 280 лет. Увы, прошли времена, когда в честь этой даты две страны обменивались дружественными делегациями. Но рукопожатие между двумя берегами, которое изображено на памятном знаке, останется крепким навсегда. Никто не отменит тот факт, что Камчатку с Аляской связывает общая, хоть и непростая, история.
 
Кирилл Маренин.
«Рыбак Камчатки», 23.07.2021
http://rybak.kam-kray.ru/news/2864-kamchatka-aljaska-druzhba-do-bronzovoi-doski.html