Маршрут Памяти прерван
В Хабаровске на минувшей неделе сорвалось продолжение Эстафеты Памяти, которая проводится по инициативе пограничников с 2004 года. Ни Эстафета, ни сопутствующий ей православный крест не смогли покинуть наш город. Пограничники и жители ряда городов впервые за шесть лет проведения акции всероссийского масштаба не дождались регалий. А прервана акция оказалась из-за позиции руководства ОАО «Авиакомпания Восток» и действий ее гендиректора Александра Ткача.
Нынешнее мероприятие, шестое по счету, призвано было поддержать преемственность поколений защитников Отечества – нынешних и тех, кто первым встретил врага 22 июня 1941 г. Посвящено оно 65-летию победы в Великой Отечественной.
Где ждали эстафету
Эстафета Памяти традиционно проходит по границам бывшего СССР. В этом году она стартовала из Мурманска и белорусского Бреста 2 марта. Прошла через многие погранзаставы Белоруссии, Молдавии, Украины, России. И 17 марта прибыла в Хабаровск, предварительно побывав в Бикинском и Вяземском пограничных отрядах и воинских гарнизонах этих городов.
Торжественная церемония встречи и передачи эстафеты состоялась на хабаровской площади Славы. Несмотря на сильный холодный ветер и снег, здесь собралось большое количество школьников, пограничников, представителей власти и общественности.
После Хабаровска эстафетная группа, в составе которой были и представители регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края, должна была вылететь в Николаевск-на-Амуре. В городе, которому в нынешнем году исполнится 160 лет, должен был состояться торжественный митинг на местной площади Славы, встречи с жителями города, пограничниками и воинами местного гарнизона. Намечалось, что артисты ансамбля песни и пляски погрануправления ФСБ по Хабаровскому краю и ЕАО выступят в одном из местных домов культуры с концертом.
Следующим местом пребывания кубка с цифрой 65 (он и является своеобразной эстафетной палочкой) должен был стать Охотск. Там к аналогичным мероприятиям должно было прибавиться еще одно – установление православного креста на побережье Охотского моря. Для этого местные пограничники уже выдолбили в мерзлом каменистом грунте яму глубиной около двух метров.
Очередной православный крест на дальневосточной границе должен был установить любимый хабаровскими прихожанами протоиерей отец Сергий, настоятель хабаровского храма святого князя Александра Невского. Отец Сергий с единомышленниками «окрестили» таким образом многие заставы Амурской области, ЕАО, Хабаровского края и Приморья. Рассчитывал добраться и до Охотска, куда, говоря словами песни, только самолетом можно долететь. И упустить такую оказию было бы грешно.
Почему не дождались
Вот только ни Эстафета Памяти, ни православный крест Хабаровск покинуть не смогли. Впервые за шесть лет проведения акция российского масштаба была прервана. «Благодарить» за это надо руководство ОАО «Авиакомпания Восток». Действия ее гендиректора Александра Ткача, я бы сказал, не вписались в рамки общественного приличия. Вероятно, причиной тому - отсутствие у руководства авиакомпании «Восток» хотя бы крупинки российского патриотизма.
Первоначально предполагалось, что в Николаевск-на-Амуре и Охотск Эстафета Памяти будет доставлена авиацией регионального отделения ДОСААФ. Но в связи с тем, что в настоящее время происходит реформирование российского оборонного общества из РОСТО/ДОСААФ в ДОСААФ России, перерегистрация самолетов и вертолетов не завершена, за помощью местное руководство ДОСААФ обратилось к авиакомпании «Восток». Была достигнута предварительная договоренность о выполнении спецрейса одним из самолетов компании по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Охотск - Хабаровск. Председатель регионального отделения ДОСААФ Олег Докучаев подписал и заверил печатью гарантийное письмо, в котором гарантировал «Востоку» оплату данных услуг до 25 марта.
Непонятное началось 16 марта, когда глава авиаторов г-н Ткач буквально исчез: на рабочем месте не застать, по телефону не дозвониться (на звонки досаафовского руководства он не отвечал). Его первый заместитель Владимир Терентьев и коммерческий директор авиакомпании Павел Якименко на вопрос, состоится ли обещанный рейс на океанское побережье, ответы дать не могли – ссылались на то, что все во власти генерального. Но об отмене рейса речи не было.
Не прояснилась ситуация и 17 марта, когда уже произошла передача эстафетного кубка пограничниками хабаровского погранотряда николаевским «зеленым фуражкам», а отец Сергий на арендованном им грузовичке привез крест в Малый аэропорт. При этом должностные лица «Востока» продолжали ссылаться Ткача, а Александр Кузьмич так и не «находился». Причем теперь ему уже звонили и помощник губернатора Хабаровского края, и командование погрануправления.
Чтобы разобраться с ситуацией на месте, председатель регионального отделения ДОСААФ Олег Докучаев выехал в Малый аэропорт, где уже с утра находился его зам Анатолий Дудаков. Вместе с ним поехал и автор этих строк.
Помните стихотворение Николая Некрасова «Размышление у парадного подъезда»? Картина та же. Чины коммерческой компании «Восток» не только не удосужились встретиться с руководителем госорганизации и его заместителем, кстати, много лет пролетавшим с их аэродрома летчиком, но даже не пустили их в помещение. Несмотря на то, что коммерческого директора и первого замгендиректора ОАО «Авиакомпания Восток» и представителей ДОСААФ разделяли два-три десятка метров, переговоры велись по мобильному телефону.
Полет в беспамятство
Полностью текст разговоров передавать не буду. В частности, Олегу Докучаеву было сказано, что авиакомпания «Восток» благотворительной деятельностью не занимается и выполнять бесплатные перелеты не намерена. Олег Евгеньевич пытался напомнить, что никто авиаторов и не просит о бесплатном полете, о чем свидетельствует подписанное им, официальным государственным лицом, гарантийное письмо. На что ему дали понять: нужны, мол, конкретные деньги, причем немедленно. Когда о гарантийном письме напомнил полковник погранвойск Комаров, на другом конце провода сначала сказали, что письма не видели, а потом поправились: оно есть, но в компании «Восток» его даже не рассматривали.
Не помогло и то, что г-н Докучаев предложил предоставить топливо на полет. Тогда он попробовал «надавить на патриотизм», напомнил, что Эстафета Памяти – акция даже не федерального, а международного уровня. И услышал в ответ, что с патриотизмом – это не по адресу. И еще Олегу Евгеньевичу было предложено позвонить или приехать на следующий день. Наверное, чтобы еще раз продержать пару часов у парадного подъезда и ощутить превосходство коммерческого подхода над государственным? Впрочем, можно ли назвать подход авиаторов коммерческим?
Что тут еще можно сказать?! Можно лишь понадеяться, что поведение руководства авиакомпании «Восток», сорвавшего международную акцию, поглумившегося над светлой памятью павших в боях с фашизмом соотечественников не останется без должного внимания их партнеров, а также местных властей.
…Перед зданием управления авиакомпании «Восток» установлен памятник первому советскому массовому вертолету, великому труженику местных авиатрасс Ми-1. Два года в летном училище я летал на такой винтокрылой машине. И я часто любовался машиной на постаменте. Но сейчас мне показалось, что символ «Востока» летит в беспамятство.
Валерий Усольцев,
«Хабаровский Экспресс», № 13.