Начало см. ДФО — СКФО: миссия спецназа
С честью и без потерь
«Сом» Сулака
Ночной путь от Каспийска до Чиркейской ГЭС здорово напоминает крутые и затяжные перевалы трассы Лидога — Ванино. Только здесь особая бдительность требуется, и не только от водителей, но и от вооруженных бойцов дальневосточного ОМОН, сопровождающих колонну инспекторской группы из Хабаровска. По оперативным данным наших спутников из спецслужб Чечни, именно здесь еще недавно «отдыхали» перед очередными терактами ваххабитские боевики. Однако за дагестанским поселением Дубки обширная территория, охраняемая приамурскими бойцами, буквально залита успокаивающим электрическим светом. Сооружения гидроэлектростанции, словно прилепленные к скалам над бездонными пропастями, ассоциируются в свете прожекторов с гигантскими сказочными замками. Станция построена в 1970-х, а с начала ХХI века здесь по полгода несут беспрерывную службу сводные отряды милиции (СОМ) из города юности, Амурска, Солнечного, Советской Гавани, Ванино и Николаевска-на-Амуре.
Наши спецназовцы готовы к любым вводным во взаимодействии с МЧС, военизированной охраной «Дагэнерго» и армейскими подразделениями. И все же, по мнению опытных сотрудников СОМ, отстоявших пост на Сулаке уже по несколько раз с 2002 года, главное — контакт с окрестным населением.
— Для нас отсутствие вооруженных столкновений — лучший результат, — замечает подполковник Анатолий Процко, ответственный за службу сразу двух сводных отрядов на Чиркейской и Чириюртовской ГЭС. — Есть ли у террористов шанс доставить сюда взрывчатку? Запретить передвижение через плотину жителей окрестных поселков мы, конечно, не имеем права — у многих на противоположном берегу пасутся стада, зреет на плодородных землях урожай, кого-то манят охотничьи угодья. При этом все знают: ни один человек, даже самый лучший друг, не пересечет реку без досмотра груза и специального сопровождения при необходимости. Спрашиваете, как при этом обойтись без инцидентов? Во-первых, надо хорошо знать особенности местного менталитета. Во-вторых, с 2002 года у нас накоплено достаточно опыта для успешной нейтрализации любых назревающих конфликтов. В-третьих, весь мирный народ Дагестана напрямую заинтересован в покое на Сулаке, а мы — его гарант.
Нашу беседу с командиром СОМ прерывает приглашение на ночную трапезу. Успеваю лишь заскочить в просторную душевую с мощным напором горячей воды и с мокрой головой бегу в столовую. Перед гостями, обедавшими последний раз в самолете, появляются шурпа из ягненка, запеченная форель из подсобного рыборазводного хозяйства, хрустящая лепешка и крепкий чай с горными травами. Может, специально для начальства из Хабаровска такое изобилие? Вовсе нет. Знакомый комсомольчанин — рядовой боец — тут же по секрету рассказывает мне о хозяйке местной милицейской кухни — Асиат.
Передаю эту информацию для всех матерей и жен, озабоченных питанием своих любимых мужчин в командировке на Сулаке. Именно благодаря здешней женщине-повару, а также искреннему участию местных животноводов и ихтиологов, бойцы из Приамурья уже не первый год наслаждаются ароматами полезной и сытной дагестанской кухни. Днем в просторной столовой, где витают ароматы восточных специй, Ася — настоящая богиня. Один лишь раз ослушались ее наши ребята — принесли вечером в ее кухонные владения поросенка. После этого пришлось обновлять котловую утварь и сервиз. Всю посуду, в которой побывала свинина, повариха утром молча выкинула, за это дальневосточники раз и навсегда научились уважать жесткое табу аварцев.
Пора домой!
...В спальном помещении личного состава СОМ, куда я напросился ночевать, надеясь поучаствовать в разговорах милиционеров, движение после отбоя полностью не замирает. Доверительную беседу с бойцами проводит прибывший из Хабаровска старший офицер-психолог. Не все итоги индивидуального тестирования радуют майора Владимира Примаченко. По его мнению, у части ребят с лихвой накопилась моральная усталость. Просьбы некоторых милиционеров — остаться в Дагестане еще на один срок — приходится отклонять. Хотя мотив подобных рапортов, как правило, понятен — здесь уже все привычно и ясно, к тому же можно подкопить деньги на обустройство быта, а на Дальнем Востоке многих снова ждет суета общаги при относительно скромной милицейской зарплате. Но начальник УВД Комсомольска-на-Амуре Иван Ильц в этом вопросе непреклонен: «Всем нашим ребятам пора домой. Им надо отдохнуть, спокойно адаптироваться в семейной жизни, мирном социуме, приступить к выполнению обязанностей в родном городе, где забот по охране правопорядка тоже хватает».
Между тем даже после напряженных суток боевого дежурства многим сомовцам не спится. Кто-то готовится заступить на пост, где-то на втором ярусе коек светится монитор ноутбука, другие потихоньку крутят видео. Я решаюсь присоединиться к разговору сержантов, вполголоса обсуждающим эпизоды разведывательно-поисковой операции в зоне, прилегающей к территории Чиркейской ГЭС. Группы из нескольких наиболее подготовленных бойцов регулярно углубляются до километра вглубь местности для выяснения и уточнения оперативной обстановки. Этим мероприятиям способствуют здешние егеря и пастухи. Именно они срочно информируют СОМ о любых подозрительных передвижениях в горах. Недавно благодаря одинокому аксакалу удалось вовремя обнаружить вооруженную группу на подступах к реке.
В последнее время сотрудников сводного отряда, впрочем, больше беспокоят не коварные бородачи в камуфляже, а вкусившая наркотиков безработная молодежь и обилие огнестрельного оружия у так называемого народного ополчения. Совсем недавно обкуренные подростки пытались спровоцировать конфликт у КПП, но профессиональная выдержка наших земляков позволила погасить оскорбительные выпады в адрес милиции, поэтому в глазах простых жителей авторитет дальневосточников непререкаем.
...В шесть утра полковник Иван Ильц, пригласив в УАЗ корреспондента, объезжает с проверкой караульные посты Чиркейской и Чириюртовской ГЭС. Обширная территория, укрытая хаосом скал, прочерченная бездонными ущельями и пронизанная рукотворными тоннелями, кажется бескрайней, но каждый квадрат этих двух объектов беспрерывно контролируется сотрудниками из Хабаровского края. А наша автоколонна, покидая Сулак в направлении Чечни, принимает по спецсвязи из соседней республики тревожную информацию о боевых операциях хабаровского СОБРа.
Юрий Ковалев.
Фото автора.
«Приамурские ведомости», № 29.