Счетная палата проверила, как в 2019 году исполняли бюджет Минвостокразвития России (см. Заключение Счетной палаты РФ) и Минкавказ России. Оба ведомства в отчетном году не обошлись без нарушений и недостатков.
 
В Минвостокразвития они в основном касаются предоставления иных межбюджетных трансфертов субъектам ДФО и субсидий юрлицам, а также реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
 
В частности, проверка показала, что в отдельных случаях межбюджетные трансферты были предоставлены субъектам ДФО с нарушением установленных правил, а большинство регионов в свою очередь не выполнили в полном объеме показатели результативности их использования.
 
На 1 апреля 2020 года в пяти из одиннадцати субъектов не достигнуты запланированные показатели по 27 мероприятиям. При этом 24 из них связаны с созданием объектов социальной инфраструктуры.
 
В части субсидий юрлицам установлено, что на фоне общего сокращения расходов на прямую поддержку инвестиционных проектов и развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в 2019 году значительно выросли расходы на финансирование институтов развития Дальнего Востока.
 
Как показала проверка, большая часть этих расходов идет на оплату труда сотрудников. При этом на ускорение экономики регионов ДФО деятельность институтов развития существенно не повлияла.
 
«Результаты деятельности институтов развития Дальнего Востока до настоящего времени не позволили ускорить развитие и достичь структурных изменений в экономике регионов», - отметила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
 
При реализации госпрограммы развития Арктической зоны министерство допустило нарушения порядка и методологических указаний разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм. В частности, не утвержден план-график реализации госпрограммы, не осуществлялась координация деятельности соисполнителей и участников. На момент проверки министерство не владело информацией о достижении плановых значений по четырем из шести показателей госпрограммы, установленных на 2019 год.
 
Также министерство, как ответственный исполнитель госпрограммы, не располагает документами, подтверждающими выполнение работ и исполнение обязательств по заключенным госконтрактам.
 
В Минкавказе основные нарушения и системные недостатки связаны с реализацией госпрограммы развития СКФО, исполнением ФАИП и предоставлением субсидий регионам СКФО на софинансирование имущественных взносов в региональные корпорации развития.
 
Так, проверка показала, что Минкавказ не выполнил на должном уровне полномочия ответственного исполнителя госпрограммы развития СКФО. При высоком уровне кассового исполнения расходов (97%) почти половина (49%) показателей госпрограммы остались не достигнуты.
 
В частности, не достигнуты плановые значения показателей, характеризующих объем инвестиций, уровень безработицы, количество созданных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных рабочих мест.
 
«В целом реализация госпрограммы в 2019 году оценивается как недостаточно эффективная, а механизмы управления рисками и меры по их минимизации, оцениваются как недостаточно действенные», - констатировала Светлана Орлова.
 
Аналогичный недостаток Счетная палата отмечала и по итогам проверок исполнения бюджета Минкавказа за предыдущие годы. Так, в 2017 году не были достигнуты плановые значения по 40% показателей госпрограммы, в 2018 году - по 60%. Систематическое неисполнение показателей госпрограммы ведет к рискам недостижения их значений и в плановом периоде 2020-2022 годов.
 
В части предоставления субсидий субъектам СКФО установлено, что министерство заключало соглашения с регионами и перечисляло средства субсидий без соблюдения обязательств по осуществлению отбора инвестпроектов, установлению предельного объема финансирования в отношении каждого инвестпроекта и формированию графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционных проектов.
 
При использовании субсидий на реализацию проектов социально-экономического развития субъектов СКФО, предоставленных в рамках ФАИП, Ставропольский край и Республика Ингушетия не обеспечили достижение показателей результативности, установленных соглашениями.
 
Счетная палата неоднократно отмечала, что результаты деятельности институтов развития, финансируемых в рамках госпрограммы, не позволили ускорить развитие регионов и достичь структурных изменений в экономике СКФО.
 
Так, из полученных в 2016-2019 гг. средств федерального бюджета в сумме 12,4 млрд рублей АО «Корпорация развития Северного Кавказа» направлено на реализацию инвестпроектов только 3,4 млрд рублей, а 9 млрд рублей не использовано. Учитывая, что конечной целью предоставления средств является реализация инвестпроектов в СКФО, деятельность Корпорации как института развития можно признать неэффективной.
 
СПР.
 
* В январе 2020 года Указом Президента Минкавказ упразднен, правопреемником определено Минэкономразвития России. Счетная палата в 2020 году проверит, как проходили ликвидационные мероприятия по упразднению Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
 
Скачать файл "Заключение Счетной палаты РФ"Заключение Счетной палаты РФ
(pdf, 240Кб)