Н. Поличка: Сегодняшняя программа профессиональной подготовки в высшей школе не ориентирована на получение бизнес-образования
Н. Поличка: Сегодняшняя программа профессиональной подготовки в высшей школе не ориентирована на получение бизнес-образования

В Хабаровске многие выпускники вузов, получив диплом, не могут найти работу, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность открыть собственный бизнес. Ведь зарабатывать деньги их никто и никогда не учил: ни в школе, ни в вузе. Вместе с тем, в целевых программах, принятых правительством Хабаровского края и администрацией города, предполагается рост предприятий малого бизнеса: более чем по тысячи каждый год. Откуда же появятся в крае предприниматели, если у нас практически отсутствует система их подготовки? И на что рассчитывают власти, принимая такие несбыточные планы?  

 

«Бизнес-образование в Хабаровском крае: миф или реальность?» - такую тему обсуждали за «круглым столом» чиновники, ученые, работодатели и представители кадровых агентств.  

 

  Директор  Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина Поличка говорит, что бизнес-образование позволяет людям удачнее вести свое дело. Однако, сегодняшняя программа профессиональной подготовки в высшей школе не ориентирована на получение бизнес-образования.  

 

С ней соглашается заместитель начальника отдела высшего образования министерства образования Хабаровского края Нина Казора.  

 

«По опросам работодателей, выпускники вузов сегодня ценят: 30% — умение работать с информацией, 30% — умение работать в коллективе, 20% — дополнительные навыки, знания, и последние 20% — ценят знания по своей профессии, — озвучила статистику Нина Казора. — А чему учат у нас? Учат предметам, которые непосредственно связаны с производством. А тому, что востребовано в практике — нет».  

 

По  ее словам, норма о введении третьего поколения федеральных государственных образовательных стандартов, которая с 1 января 2010 года должна согласовываться с союзом работодателей — не действует. Не будет она действовать и с 1 сентября, потому что прием абитуриентов в вузы будет действовать по прежним специальностям.  

  

Исполнительный директор генеральной дирекции регионального объединения работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» Виктор Качимов, утверждает, что вузы учат совсем не тому, что нужно в жизни.  

 

  Как утверждает Качимов, выйдя из вуза, выпускнику необходимо сразу переучиваться. При том, сами работодатели, хотят получить классного специалиста, не затратив на это денег. Но ведь так не бывает!  

 

  Сегодня на Западе молодые специалисты предпочитают обучающие бизнес-программы МВА (магистр делового администрирования). Все больший спрос и популярность на рынке бизнес-образования набирает коучинг (инструмент личностного и профессионального развития). Но все эти курсы очень дорогостоящие.  

 

«А кто у нас выступает в качестве заказчика образования?» — спрашивает президент Дальневосточной торгово-промышленной палаты (ТПП) Игорь Востриков. И сам же отвечает: «Работодатель и государство!»  

 

  Между тем, в образовании свои программы  и стандарты, которые расходятся с потребностями заказчика. А  ведь законодательная база РФ наделяет Российский союз промышленников и предпринимателей, куда входит ТПП возможностью влияния на государственную политику профессионального образования.  

 

«Мы наделены полномочиями в составлении  перечня квалификаций, разработки профессиональных стандартов для вузов (см. Постановление правительства РФ от 24 декабря 2008 г., № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». – Авт.). Поэтому, мне  кажется, что будет большая польза, если мы создадим рабочую группу, куда вошел бы совет ректоров, союз работодателей и представители власти. И, наконец, все вместе определимся, что нам нужно в теории, чтобы ее активно применять на практике», — говорит Игорь Востриков.  

 

А председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей (ДВОПП) Евгений Шулепов в недоумении: есть ли спрос в обществе на грамотных специалистов по управлению экономикой?  

 

«Как понимать, что в крае на программу по развитию предпринимательства из бюджета выделяется — 5 млн. руб., а на систему образования — 8 млрд. руб.? — оперирует цифрами Евгений Шулепов. — Мы несколько лет назад (в 2007 г. – Авт.) говорили о создании в крае школы бизнеса. Недавно я получил примерно такой ответ из Минэкономразвития: «Вам надо, вы и создавайте».  

 

По  словам Евгений Шулепова, в Хабаровском крае числится 70 тыс. руководителей. Но сколько из них эффективных?  

 

«Был у нас очень эффективный  – Виктор Ишаев. А больше таких нет, — утверждает Шулепов. — К примеру, открылась в Хабаровске Дальневосточная школа управления (ДВШУ). Но гарантирует ли она, что из ее стен выйдет эффективный руководитель? Где вообще эти критерии. Мы должны честно заявить, что бизнес-образования в Хабаровском крае нет, и пока нет в этом потребности. Но чтобы она появилась, нужно показать примерного и эффективного начальника».  

 

Так есть ли на самом деле потребность в бизнес-образовании в крае?  

 

По  словам директора АНО «Онтинэт» Сергея Балбачана, руководителя проекта для молодых предпринимателей «Свежий ветер», в ходе его эксперимента были выявлены факторы, мешающие развитию молодежного предпринимательства в Хабаровском крае. Так вот, среди этих проблем, на первом месте — получение юридического адреса. Как отметил Сергей Балбачан, все эти проблемы, к сожалению, органам власти не интересы. В итоге, в Хабаровском крае мы не имеем не одного предприятия, которое занималось бы производством, к примеру, аджики. И это при высокой его рентабельности и незанятой нише.  

 

Еще один пример от Балбачана: В Германии, в таком же городе как Хабаровск, в энергетической компании работает 120 человек, у нас в городе, в такой же компании — 1300 человек. Раз у нас выживают предприятия, которые имеют численность управленческого персонала в десятки раз превышающие германские, зачем нам нужно бизнес-образование?!  

 

Как рассказал Сергей Балбачан, в ходе исследования также выяснилось, на что делают ставку сами выпускники вузов, заполняя резюме, при устройстве на работу. На перовом месте они указываю — опытный пользователь ПК, на втором — имеются автомобильные права, на третьем — знание английского языка, и 0,1% опрошенных указали владение бухучетом и аудитом. Так ребята оценивают себя сами при выходе из вуза.  

 

Президент некоммерческого партнерства «Дальневосточное объединение строительства» Михаил Сорокин рассказал, что когда он был в Сиэтле (США), то им показали бизнес-школу, куда могут придти все желающие создать свой бизнес. Обучение бесплатное и длится два месяца. Далее, под руководством преподавателей ученики делают бизнес-план, защищают его. В банке выпускникам дают кредит на льготных условиях, и они начинает работать. На себя. «А у нас в образовании получаются выпускники-«полуфабрикаты». Такой у нас строится и полуфабрикатный бизнес», — подытожил встречу Сорокин.  

 

Михаил Сорокин уверен, что если у нашего человека появились лишние сто тысяч рублей в кармане, то он этому уже рад, и ничего ему не надо, никакое образование…

 

«Федерал-Пресс», 22.01.10.