Военное следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявило обвинения в халатности командиру экипажа атомной подводной лодки «Нерпа» Дмитрию Лаврентьеву, а также бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне (Приморский край) Сергею Захарченко, сообщает в среду газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в силовых структурах.

 

 

Во время первых ходовых испытаний на «Нерпе», созданной на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, 8 ноября 2008 года в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Всего на борту АПЛ были 208 человек, большинство из них - специалисты АСЗ, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. После ремонта лодка успешно прошла все последующие этапы заводских и государственных испытаний, в конце 2009 года АПЛ принята на вооружение ВМФ России.

 

Матросу-контрактнику Гробову вскоре после аварии было предъявлено обвинение в «причинении смерти по неосторожности двум и более лицам» (часть 3 статья 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе якобы оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что в совокупности и послужило причиной гибели членов экипажа, отмечает газета. Психиатрическая экспертиза показала, что «обвиняемый абсолютно вменяем». В настоящее время матрос продолжает служить на Камчатке, но с него взята подписка о невыезде.

 

«Обвинение Лаврентьеву и Захарченко «прямо связано» с более ранним выводом следствия о том, что непосредственным виновником случившегося на субмарине является матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По мнению следователей, его командиры не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса Гробова на ее борту», - отмечает издание.

 

Обвинение офицерам предъявлено по части третьей статьи 293 УК РФ («Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы.

 

«Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того, как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций»,- цитирует газета слова источника. По его словам, все члены экипажа «Нерпы» обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. «Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность»,- считает силовик.

 

В штабе Тихоокеанского флота обвинения командирам АПЛ «Нерпа» и 72-й бригады обсуждать отказываются.

 

«Действия следствия мы никогда не комментируем»,- сказал «Ъ» начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов.

 

Он добавил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев по поводу катастрофы с того самого момента, как она произошла. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации.

 

Связаться с капитаном первого ранга Захарченко во вторник не удалось. Известно, что в конце прошлого года он был уволен в запас в связи с выходом на пенсию.

 

РИА Новости пока не удалось получить официальный комментарий представителей Военного следственного управления при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту

 

РИА «Новости», 20.01.10

------------

 

См. также: Атомная подводная лодка «Нерпа» напрокат: Индия занимается шопингом в России

----------

 

Дело матроса Гробова резко повысили в ранге

За смерть 20 человек на «Нерпе» предложено ответить командиру подлодки и командиру бригады

 

Как стало известно «Ъ», в уголовном деле о катастрофе на атомной подводной лодке «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек, появились новые фигуранты. Обвинение в халатности предъявлено командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву и Сергею Захарченко — бывшему командиру бригады, в которую входила лодка. Двум капитанам первого ранга вменяется в вину плохая подготовка подчиненных. До сих пор в деле в качестве единственного и главного, по версии следствия, виновника трагедии фигурировал только матрос-контрактник Дмитрий Гробов.

 

Военным следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ («Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») Дмитрию Лаврентьеву — командиру экипажа «Нерпы», а также Сергею Захарченко — бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне (Приморский край).

 

Как сообщил вчера «Ъ» источник в силовых структурах, обвинение офицерам «прямо связано» с более ранним выводом следствия о том, что непосредственным виновником случившегося на субмарине является матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По мнению следователей, его командиры не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса Гробова на ее борту.

 

8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний новой многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) К-152 «Нерпа» (проект 971И «Щука-Б») в Японском море в результате несанкционированного включения системы пожаротушения на ее борту погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), а еще 41 человек пострадали и были госпитализированы (см. «Ъ» от 10 ноября 2008 года).

 

Матросу-контрактнику Гробову вскоре после аварии было предъявлено обвинение в «причинении смерти по неосторожности двум и более лицам» (ч. 3 ст. 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе якобы оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что в совокупности и послужило причиной гибели членов экипажа.

 

«Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций»,— сообщил источник «Ъ». По его словам, все члены экипажа «Нерпы» обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. «Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность»,— считает силовик. Психиатрическая экспертиза показала, что «обвиняемый абсолютно вменяем». В настоящее время матрос продолжает служить на Камчатке, но с него взята подписка о невыезде.

 

В штабе Тихоокеанского флота обвинения командирам АПЛ «Нерпа» и 72-й бригады обсуждать отказываются. «Действия следствия мы никогда не комментируем»,— сказал «Ъ» начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов. Он добавил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев по поводу катастрофы с того самого момента, как она произошла. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации. Связаться с капитаном первого ранга Захарченко вчера не удалось (известно, что в конце прошлого года он был уволен в запас в связи с выходом на пенсию).

 

Неофициально офицеры штаба флота высказываются осторожно. «Из корабельного устава прямо вытекает, что командир несет ответственность за действия подчиненных,— сказал один из офицеров.— В каждом конкретном случае, конечно, надо разбираться отдельно. Но на расследование аварии К-152 наложен гриф «Совершенно секретно»«. Впрочем, еще в конце 2008 года капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, также служивший на атомных подлодках, комментируя версию о несанкционированных действиях матроса Гробова, говорил, что если ее примут за конечную, то «без санкций к командиру «Нерпы» дело не обойдется».

 

Между тем АПЛ «Нерпа» после завершения государственных испытаний 28 декабря 2009 года была включена в состав ВМФ России. Предполагается, что в этом году она все-таки будет, наконец, передана в аренду военно-морским силам Индии (см. «Ъ» от 13 января) сроком на десять лет по контракту на сумму в $650 млн, ради которого заложенная еще во времена СССР на Амурском судостроительном заводе подлодка и достраивалась в 2000-е годы.

 

Алексей Чернышев, Владивосток,

Газета «Коммерсантъ»   № 8 (4308) от 20.01.10

--------------

 

В трагедии на атомной подлодке «Нерпа» нашли еще двоих крайних

 

Командиру экипажа атомной субмарины и бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне предъявлено обвинение в халатности

 

Больше года прошло с момента трагедии на атомной подводной лодке «Нерпа». 8 ноября 2008 года матрос Дмитрий Гробов, не зная о последствия, включил систему пожаротушения на атомоходе. Пошедший по отсекам газ фреон стал причиной гибели 20 человек и отравления 21 человека.

 

Очень долго виновным в  трагедии называли только матроса Гробова. Новые подробности дела опубликовала в среду, 20 января, газета «Коммерсант»,  ссылаясь на источник в силовых структурах.

 

Военное следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявило обвинения в халатности командиру экипажа атомной подводной лодки «Нерпа» Дмитрию Лаврентьеву, а также бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне Сергею Захарченко.

 

Обвинение офицерам предъявлено по статье: «халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Обвинение по этой статье предусматривает до семи лет лишения свободы.

 

Обвиняемые, по мнению следствия, не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и косвенно виновны в том, что сделал Гробов.

 

Майя Фетисова,

«КП», 20.01.10.