Александр Кацуба |
|
Но уже первые его кадровые назначения показали, что вместо собственной политики и ожидаемого обновления, в правительство края на ключевые посты возвращается старая «когорта» управленцев со времен Виктора Ишаева и Вячеслава Шпорта - получивших известность отнюдь не своей работой на благо региона и его жителей, а участием в различных «тёмных делах».
Одной из таких ключевых фигур стал Александр Кацуба - бессменный финансист Хабаровского края на протяжении трех последних десятилетий. О неуязвимости которого для закона в Хабаровске слагают легенды.
Самым легендарным моментом в биографии Александра Кацубы является уголовное дело, возбужденное в отношении него сотрудниками Следственного комитета (тогда еще - при прокуратуре) в сентябре 2009 года и чудесным образом прекращенное заместителем Генпрокурора Росси Виктором Гринем буквально через 5 дней.
Основанием для возбуждения дела послужил факт выделения министром финансов Александром Кацубой бюджетных кредитов пяти коммерческим структурам ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Дальуглесбыт», ООО «Рыбресурсмаркет», ОАО «Дальстроймеханизация» и ОАО «Дальрео», по 66 млн рублей каждому из этих предприятий, а всего на 330 млн рублей под 18% годовых, со сроком погашения в один год. Никаких гарантий погашения и обеспечения этих кредитов краевому бюджету не предоставлялось. И мало того: когда кредиты, выданные в 2003 году, не были возвращены в установленный срок, на протяжении 2004 - 2007 годов министр Кацуба заключал дополнительные соглашения с этими же предприятиями, по которым заемщикам неоднократно переносились сроки гашения кредитов, а также понижались процентные ставки по ним - в конечном итоге в 10 раз, с первоначальных 18% до 1,8% годовых. Кому в наше время могут в сладких снах привидеться такие условия кредитования?
Меж тем, то был ни сон, а явь, подкрепленная документами, изъятыми при обысках в кабинетах минфина правительства Хабаровского края. Включая и те, что проливали свет на подноготную этой крайне темной схемы. Суть была в том, что полученные из дотационного краевого бюджета деньги - более 12 миллионов долларов США по курсу 2003 года - пять указанных предприятий - «счастливчиков» тратили не на собственные нужды развития, а на покупку акций вновь образованного акционерного коммерческого банка «Русская инвестиционная группа» в Москве.
Каждым предприятием на 66 миллионов рублей, взятых взаймы у бюджета Хабаровского края, было куплено по 620 тысяч акций этого банка, составлявших пакеты в 17,7% от акционерного капитала - то есть, ни один из новоявленных акционеров не получал не то, что контрольного, но даже блокирующего пакета акций банка и не в состоянии был влиять на проводимую банком политику.
Какова же была эта политика, оплаченная от щедрот министра Александра Кацубы средствами хабаровского краевого бюджета? Может быть, этот банк заработал столько денег, что с лихвой компенсировал казне Хабаровского края эти инвестиции и министр был справедливо освобожден от уголовной ответственности за свое решение, нагло нарушавшее законодательство - ведь победителей, как известно, не судят?
Денег АКБ «Русская инвестиционная группа» действительно «прокачал» по своим счетам немало - в десятки и сотни раз больше, чем его стартовый акционерный капитал. А в 2007 году этот банк «удостоился» отзыва лицензии и в январе 2008 был ликвидирован. По информации официального сайта Банка России, 20 ноября 2007 года АКБ «РИГ» (Русская инвестиционная группа) был лишен лицензии за неоднократные нарушения требований закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». По сведениям Банка России, в конце октября - ноябре 2007 года деятельность банка была сосредоточена на «систематическом проведении транзитных и не имеющих очевидного экономического смысла операций по счетам группы клиентов-резидентов и корсчетам некоторых кредитных организаций». Общий объем таких операций составил более 7,5 миллиардов рублей. Этот банк был использован для вывода крупных денежных средств за рубеж, где их получателями выступали финансовые структуры, зарегистрированные на территории США, Швейцарии и Великобритании.
А в кабинете министра Александра Кацубы при обыске в 2009 году изъяли рукописный листок, где рукой президента банка «Русская инвестиционная группа» А. В. Остроухова было доложено хабаровскому главе минфина:
«Сегодня вечером (речь идет о событиях 14 июня 2006 года) в Женеве я завершил всю бумажную работу с банком по переводу средств на счета моих компаний. Завтра я получаю копии свифтовок (платежных поручений в межбанковской систем Свифт) и вылетаю в Москву. Первые зачисления на мои счета должны быть произведены в пятницу-понедельник, что даст мне возможность начать перевод рублей на счета известных организаций…».
Далее в письме приводились суммы цифрами с разбивкой по датам, с 21 июня по 7 июля 2006 года, от 15 до 30 миллионов рублей в день, с общим итогом в 290 миллионов рублей. Что это значило - могло бы разобраться следствие, если бы не решение заместителя Генпрокурора, спасительное для главы хабаровского минфина, отозвавшее постановление СКП о возбуждении уголовного дела.
На тот момент Генеральную прокуратуру не смутили многие другие вскрывшиеся при проверке обстоятельства: ни то, что министр финансов Александр Кацуба явно жил не на одну зарплату, поскольку официально его зарплата на то время составляла около 50 тысяч рублей в месяц, а Кацуба только за полученный им VIP-кредит на 4 миллиона рублей должен был выплачивать банку по 89 тысяч рублей в месяц.
Наряду с этим у министра имелся валютный счет в другом банке, на сумму в 60 тысяч евро (более 2,5 млн рублей по курсу на тот период времени). Да и наличных при обыске в кабинете нашелся миллион рублей. Конечно, на фоне нынешних фигурантов уголовных дел, у которых при обысках купюры исчисляются не суммами, а килограммами, это не впечатляет, но по меркам десятилетней давности - могло бы о чем-то и сказать стражам закона. Увы - предпочли «не заметить». Сделав вывод, что ущерба бюджету региона на сумму свыше 230 миллионов только за просрочку и невыплату процентов по кредитным договорам, министр финансов не причинил, а сумма долга в бюджет якобы была возвращена.
Однако последовавшая через год проверка Счетной Палаты Российской Федерации подтвердила доводы Следственного комитета при возбуждении уголовного дела в отношении Кацубы в сентябре 2009 года.
Так, по информации газеты «КоммерсантЪ» («Коммерсантъ», №81 от 11.05.2010, стр. 4), «…Счетная палата (СП) провела проверку исполнения бюджета и бюджетного законодательства властями региона… аудитор СП Сергей Рябухин установил, что «в нарушение федерального закона «О бухгалтерском учете» до истечения пяти лет после года, в котором финансовые документы использовались для составления бухгалтерской отчетности, минфином края (акт от 15 марта 2009 года №14) документы по бюджетным кредитам, предоставленным ООО «Дальуглесбыт», ОАО «Дальстроймеханизация», ОАО «Амурское пароходство», ООО «Рыборесурсмаркет», ОАО «Дальрео» в 2003 году, включая документы по пролонгации с 2004 по 2008 год и возврату заемных средств с 2004 по 2008 год, уничтожены».
При этом господин Рябухин фактически пришел к тем же выводам, которые в прошлом году сделало следствие… Рябухин в своем отчете отмечает, что «предоставленные заемные средства в договорные сроки в краевой бюджет не были возвращены».
В современных реалиях вполне очевидно, что подобные решения, которые спасают «проштрафившихся» чиновников, могли приниматься только через «политическую волю» достаточно высокого уровня. Таким уровнем обладал экс-губернатор, а позднее - полпред в ДФО и глава «Миндаля» Виктор Ишаев <...>.
Vostok.today, 5.3.19