У нас еще вот тут месторождения есть... |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
35 МИЛЛИАРДОВ ДЛЯ «АЛРОСА»
Говоря о проблемах и достижениях алмазодобытчиков, Владимир Путин объявил: государство осознает необходимость поддержать отрасль. И даже назвал цифру, в которую это выльется:
— Это потребует больших средств, около 1 млрд долларов (35 млрд рублей). Но решение принято. И мы это сделаем, мы вас поддержим. Именно исходя из того, что востребованность большая, рынок, безусловно, восстановится, и отрасль будет не просто востребована, а очень востребована, она нужна стране.
Из сказанного не совсем понятно, откуда возьмутся эти самые 35 млрд рублей. Будут ли это, например, средства, направленные из федерального бюджета непосредственно на поддержку компании? Или правительство (как собственник, владеющий контрольным пакетом акций «АЛРОСА») разрешает алмазникам направить именно такую сумму непосредственно на собственные нужды?
По словам председателя правительства республики Егора Борисова, на деле речь идет о чем-то промежуточном:
— В пределах этой суммы предусматривается поддержка по выкупу продукции «АЛРОСА» за счет средств федерального бюджета (в Гохран. — Авт.). Кроме того, будет произведена определенная реструктуризация по долгам и кредитным обязательствам компании.
Средства будут распределяться примерно так: в пределах 10 млрд рублей — на выкуп продукции, остальное — реструктуризация.
В этом году Гохран уже обязали выделить для выкупа якутских алмазов около 14,5 млрд рублей, что в четыре с лишним раза больше обычных ежегодных закупок.
«НАШЕ ВСЕ» ПОЛУЧИТ ПОДДЕРЖКУ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ
Говоря про «наше все», мы, конечно же, имеем в виду «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 г.».
Разработанная командой Штырова фактически как губернаторская программа на второй срок, схема давно уже получала лестные оценки от федеральных руководителей.
Последний раз свое почтение разработчикам свидетельствовал министр регионального развития Басаргин, недавно приезжавший в Якутию.
Основных причин, по которым схема так впечатляет федералов, на наш взгляд, три.
Во-первых, это масштаб проекта, который выходит далеко за рамки одного региона. Тут и межрегиональные завязки: налаживание связей с соседями и создание предприятий не регионального, а российского масштаба и гигантские объемы. Цена объекта — за три триллиона рублей. Есть где развернуться!
Во-вторых, это логическая увязка элементов «Схемы» друг с другом. Они действительно взаимосвязаны один с другим и дают мультипликативный эффект.
И третье — отсутствие, скажем так, регионального патриотизма. Ради достижения своих целей, привлечения инвестиций и реализации намеченного правительство республики почти полностью отказывается от лоббирования собственных интересов, от закрепления за собой какой-то собственности, получения бонусов от передачи крупных месторождений, обязательной регистрации предприятий на территории республики и т. д.
Какие-то социально-экономические обязательства перед Якутией у гигантов вроде «Мечела», «Газпрома» и т. д. есть, но только на словах. Напрямую они не прописаны.
Получить свои дивиденды республика сможет, «когда все заработает».
Возможно...
Там видно будет, а сейчас главное — распихать, раздать, заманить…
И федеральное правительство, и частные капиталы это вполне устраивает. Мнение же населения республики на этот счет известно (уже и бывший президент Михаил Николаев, принципиально не комментирующий действия правительства республики, ворчит, что «все раздали и распродали»). Но на него особо не оглядываются.
Будущее все оправдает.
Владимир Путин с таким подходом согласен. От восхищений «Схемой» он воздержался, но дал министру Басаргину недвусмысленное указание ускорить работу по продвижению документа:
— Минрегион совместно с республиканскими властями, заинтересованными федеральными ведомствами [должен] оперативно доработать и внести в правительство Российской Федерации проект «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии». Прежде всего, речь должна идти об изменении структуры экономики республики, создании здесь новых отраслей, таких как нефтедобыча и нефтепереработка, газодобыча и газохимия, металлургия, туризм.
Мы уже рассказывали о основных проектов, которые должны быть реализованы в Якутии, а также инвесторов и примерной стоимости.
НА ИНФРАСТРУКТУРУ — 3,5 МЛРД РУБЛЕЙ
Не были забыты и инфраструктурные объекты республики.
О них Владимир Путин вспомнил во время совещания в Мирном, которое проходило под лозунгом «О ходе выполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)». Упомянутые поручения Якутии начали давать еще в 2006 г., после январского визита Путина в Якутск. Тогда он был президентом...
Об инфраструктурных планах Путин говорил коротко, но емко:
— Правительство приняло решение ускорить строительство ряда энергетических объектов. Имею в виду линии Нерюнгринская ГРЭС — Томмот — Майя и Сунтар — Олекминск. Только в текущем году на эти цели выделено 3,5 млрд рублей. Никаких сбоев в работе по этим стройкам быть не должно. Жду от федеральных ведомств и энергетических компаний предложений о возможности дополнительного финансирования в следующем году ряда других энергетических объектов. Имею в виду высоковольтные линии Мирный — Нюрба и Чернышевский — Ленск — Пеледуй. Это перспективные, важные объекты — им нужно уделить должное внимание.
РАЗГОВОР С ПУТИНЫМ ПО ДУШАМ
О проблемах социального плана Путин говорил уже во время отдельной встречи с главой Якутии Вячеславом Штыровым. В ходе нее Путин уточнял у Штырова, насколько в Якутии жить хорошо. А Вячеслав Анатольевич демонстрировал приемы «византийской дипломатии», чтобы в своем ответе одновременно показать, что да, жить хорошо, и одновременно попросить помощи у федерального бюджета.
Выглядело это примерно так.
ПРОБЛЕМА С ЖИЛЬЕМ
В. Путин: — Мы сейчас достаточно подробно говорили о производственной части, прошлись практически по всем отраслям. Что вы видите в качестве основных проблем в социальной сфере?
В. Штыров: — Я думаю, что у нас есть глобальная социальная проблема — это огромное количество ветхого, аварийного жилья. В последние годы мы достаточно интенсивно строим жилье. В принципе, по многим показателям мы в лидерах на Дальнем Востоке, в частности, по массе введенного жилья в расчете на душу населения. Но проблема нас догоняет, потому что мы вводим целевого жилья меньше, чем вынуждены списывать...
Да, действительно, мы в последнее время продвинулись, в том числе благодаря поддержке федерального правительства, Фонда реформирования ЖКХ, через специальные программы. Но масштаб этой проблемы настолько велик для нас и наших соседей — северян, на Дальнем Востоке, — что мы просили бы, чтобы отдельный раздел в дальневосточной программе был посвящен ветхому, аварийному жилью Дальнего Востока.
В. Путин: — Вы раньше в каком объеме получали поддержку? В прежние годы?
В. Штыров: — Если взять динамику последних лет, скажем, в 2006 году мы получили из федерального бюджета поддержку в 10 млн рублей.
В. Путин: — А в этом году?
В. Штыров: — А в этом году уже почти миллиард.
В. Путин: — То есть динамика есть. Но и на уровне республики, конечно, нужно уделять должное внимание.
От редакции: По данным на июль 2009 г., ввод нового жилья в республике составил 22,6 тыс. кв. м. Это составляет… 8 % от плана. Говорить тут о динамике немного неуместно. Понятно, конечно, что кризис, ипотека заморожена и т. д. Но все же... Что касается упомянутого миллиарда, то большая его часть должна пойти на капитальный ремонт. Меньшая — на расселение граждан из аварийного жилья и необязательно в новые, свежепостроенные дома.
ПРОБЛЕМА СО ШКОЛАМИ
В. Штыров: — У нас большое количество ветхих, аварийных школ, потому что они тоже строились в таком порядке: деревянные, времянки и так далее. Мы за последние годы, с 2002-го по 2008-й, построили 109 школ в республике. Это новые, современные школы.
Но, тем не менее, 52 школы у нас ветхие и аварийные. Мы по 10 школ каждый год вводим и будем вводить, но это тоже достаточно большая проблема. Раньше рассчитывали на помощь из федерального бюджета и получали ее существенно. В прошлом году получили 640 млн — это помогло нам «завернуть» проблемы.
Я не говорю о том, что, как по мановению волшебной палочки, надо все достать и сделать. Но, в принципе, в дальневосточной программе, именно для Дальнего Востока, эта статья должна быть.
От редакции: Данное замечание президента Якутии Владимир Путин проигнорировал, предпочтя сразу перейти на обсуждение зарплат. Стоит отметить, что до недавнего периода в отчетах и заявлениях наших лиц всегда упоминалось о введении в строй 15-ти школ в год. Такие темпы действительно выдерживались в первые годы правления Штырова, а затем начали сокращаться. Но цифра 15 упоминалась «по привычке»… Пока не стала совсем уж противоречить статистике. В этом году, по словам премьера Егора Борисова, построено 10 новых школ.
ПРОБЛЕМА С ЗАРПЛАТАМИ
В. Путин: — Средняя заработная плата по республике где-то 24—25 тысяч?
В. Штыров: — Но она разная в разных отраслях.
В. Путин: — Здесь в алмазной отрасли 50—80 тысяч, а у нефтяников под 100, да?
В. Штыров: — Да, у нефтяников под 80, иногда до 100 тысяч доходит. В других отраслях она, конечно, значительно меньше, особенно на селе. А в бюджетной сфере она у нас сейчас повысилась за счет того, что мы переходим на новые способы финансирования бюджетной сферы. Это когда не в чистом виде подушевое финансирование — это такая комбинация республиканская, когда все-таки мы стимулируем экономику, повышаем интенсификацию труда. Это помогло нам повысить зарплаты. Помог также и национальный проект. Прямо скажу, что это очень хорошая идея.
От редакции: Средняя заработная плата по республике несколько меньше 24—25 тыс. рублей, о которых говорит Путин. По данным Министерства экономразвития, она составляет около 23,7 тыс. рублей. И она действительно разная по отраслям. Очень разная. Месячные доходы топ-менеджеров как государственных компаний (таких как «АЛРОСА»), так и частных (таких как «Якутскэнерго») превышают среднемесячную зарплату по Якутии в 100 раз. В сто!
Виталий Обедин.
--------
В материале использованы данные, предоставленные пресс-службой правительства РФ.
вдогонку
ПРО БЕЗРАБОТИЦУ
В ходе визита в Якутию Путин не мог обойти и такой болезненный для руководства страны вопрос, как безработица. Тем более что в Якутии в данном направлении не все обстоит гладко:
— Здесь люди находятся в вынужденном отпуске определенное время. Надеюсь, что в ближайшей перспективе, уже в сентябре, полностью, в полном объеме начнется работа. Имею в виду и ту поддержку, которую оказывает федеральный центр отрасли и республике в целом.
К сожалению, у руководства республики куда меньше оптимизма по поводу сентября. Как раз наоборот, ожидается, что с осенью начнется рост безработицы. Потому что сезонные общественные работы, на которые можно было привлекать якутян в теплое время года, будут сворачиваться. А на дому занять сотни безработных не представляется возможным.
Поэтому премьер Борисов на встрече с прессой 27 августа 2009 г. не стал скрывать: кривая статистики поползет вверх.
«Якутск Вечерний».