Исполнилось 100 дней с момента назначения полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева. О своей работе, ситуации в регионе, перспективах он рассказал представителям центральных и региональных СМИ.
- Чуть больше трёх месяцев вы в новой должности. За это время успели побывать практически во всех территориях округа. Что-то изменилось в вашем видении региона?
- Поездок действительно много. Детально проехать каждую территорию я просто обязан. В первую очередь старался посетить наиболее отдалённые: Магадан, Камчатку, Сахалин. Был уже в Приморье, в Еврейской автономной области. Везде обязательно встречаюсь с общественностью. Поскольку надо почувствовать и психологический климат, и проблемы, которые существуют. Люди, конечно, высказывают обеспокоенность кризисной ситуацией, но и разумные предложения по выходу из неё, что вызывает уважение. Тому, кто работает, хочется помогать.
Раньше я смотрел на многие вещи одними глазами, сегодня - другими. Более углублённое понимание вопросов появляется. В то же время сказать, что изменились мои оценки и подходы, не могу. Я всегда говорил, что решить вопросы конкретной территории, скажем, Хабаровского края, нельзя только на уровне края. Надо решать вопросы на уровне всего Дальнего Востока. Поэтому и федеральную целевую программу мы «пробивали», и ассоциацию создавали, и форумы проводили - дальневосточные.
Сегодня идёт формирование аппарата полпреда. Заместителей, помощников утверждает лично руководитель Администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Так что назначения проходят не за один день. Функции аппарата, думаю, несколько изменятся. Они будут несколько шире, чем просто контрольные: убеждён, что все люди, которые живут и работают на Дальнем Востоке, должны для этой территории что-то создавать. На уровне полпредства, на мой взгляд, можно обеспечивать условия для функционирования экономики, более осмысленно подходить к развитию Дальнего Востока. Плюс необходимо заниматься такими конкретными делами, как подготовка к саммиту АТЭС. Этому уделяется особое внимание.
- 8-9 сентября в Хабаровске пройдёт очередной Дальневосточный международный экономический форум. На этот раз при поддержке полномочного представителя президента в ДФО. Значит ли это, что форум выходит на некий новый уровень? В чём его отличие от подобных мероприятий в Петербурге и иных городах?
- Форум в Хабаровске всегда ставил вопросы развития Дальнего Востока в целом. То, что Дальний Восток сегодня «звучит», и то, что реализуются многие проекты, в том числе большая заслуга всех форумов и иных мероприятий, которые мы проводили. Если бы мы не заостряли внимание на ситуации, которая сложилась на Дальнем Востоке, не давали предложений по решению проблем, то, думаю, не было бы половины тех решений, которые приняты на общероссийском государственном уровне.
В том числе и комплексной программы развития региона до 2013 года.
В этом году, как и ранее, организаторами форума выступают Государственная дума РФ, межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье», партия «Единая Россия», правительство Хабаровского края. Актуальность форума в кризисном 2009 году, на мой взгляд, только возросла: именно потому, что ситуация тяжёлая, нужно обязательно собраться, обсудить, какие шаги необходимо предпринять.
Мы видим, что и на мировом уровне руководители государств собирались уже не единожды с одним вопросом: что делать дальше? Частота этих сборов была выше, чем в предшествующие более благополучные годы. Другое дело, что не всегда были приняты конструктивные решения.
Наш форум мы предполагаем построить несколько иначе, чем в прошлые годы. Первое - это работа с Академией наук РАН. Мы хотели бы её выделить в отдельный цикл.
Накануне, 7 сентября, планируем посещение академиками Комсомольска-на-Амуре, а во второй половине дня - «круглый стол», где всем учёным дадим возможность высказаться: как они видят ситуацию, что необходимо предпринять в условиях кризиса. Думаю, будут представлены полярные и весьма интересные точки зрения. Наука должна быть здесь услышана.
Непосредственно форум будет проходить, как обычно, два дня. Мы решили увеличить время работы пленарного заседания, дать доклады как можно большего количества участников. В том числе, чтобы были услышаны все губернаторы, все территории. Предполагается три общих дискуссии. Ведущих рассматриваем на уровне министров, помощников президента.
Дальневосточный международный экономический форум состоится в начале сентября, чтобы аналогичное мероприятие в Сочи отстояло от нашего на две-три недели. Было принято решение, что в Хабаровске он будет проходить через год - по очереди с Байкальским форумом, чтобы не было нахлёста одних и тех же участников, одних и тех же идей.
Эти небольшие изменения, на мой взгляд, дадут более качественное обсуждение всех вопросов и возможность качественно ситуацию разрешить.
- В прошлом году основные дискуссии шли вокруг роли и места Дальнего Востока в стратегии развития страны. По некоторым данным, «на выходе» стратегия развития ДВ до 2025 года.
- Стратегия действительно доработана. Большинство наших замечаний учтены. Я имею в виду замечания руководителей территорий, полпредства. Основные параметры, основные направления «ухвачены». И уже есть поручение премьера Владимира Путина - в кратчайшие сроки стратегию принять и утвердить. Кроме того, есть поручение провести корректировку программы развития Дальнего Востока до 2018 года. Пять лет от 2013 до 2018 года - это прогнозируемый отрезок времени, более программный срок.
Стратегия же подходит к развитию концептуально, задаёт долгосрочный вектор. Какие приоритеты и долгосрочные цели в ней заложены?
Основная задача - закрепление и формирование постоянного населения на Дальнем Востоке. Причём речь идёт не о том, сколько нужно добавить: два или три миллиона человек. Людей на территории должно жить столько, сколько необходимо для развития региона, для соблюдения геополитических интересов России. Дальний Восток развивается не самостоятельно под какие-то свои цели, а как часть России. Соответственно и структура экономики должна быть прописана потребностью государства с одной стороны, а с другой - потребностью рынка.
В этом смысле первое и основное - это, конечно, структурная перестройка экономики.
Старая экономика, которая была сориентирована на государственный заказ, и на чём мы жили, всё больше утрачивает своё значение. Всё больше мы идём теми путями, которые были заложены в первой программе развития Дальнего Востока - это интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
С тех пор не произошло таких поворотных моментов, которые позволили бы дальневосточное производство сориентировать на российский внутренний рынок. Кроме внутреннего рынка региона, конечно. Есть другие территории, которые могут с другой экономикой, другими затратами производить продукцию.
Впереди мощная Сибирь, Урал. Какую мы можем поставить продукцию, которую они не могут? Главным образом, биоресурсы. Поэтому интеграция в АТР остаётся наиболее актуальной. Но интеграция в роли кого? В роли сырьевого придатка или равноправного партнёра? Вот здесь уже работа идёт, закладываются основные моменты. Строится ВСТО, в конечной точке которого запланирован крупный современный нефтеперерабатывающий завод. Аналогичные заводы в Хабаровском крае получат новое звучание. Предполагается развитие территорий, обладающих углеводородами, в том числе Дальнего Востока, поскольку только сибирской нефти для выполнения международного договора не хватит.
Тот же подход и по газу. Есть намерение создать единую газовую систему, охватывающую весь Сахалин, Якутию, иные территории Дальнего Востока. Это изменит облик и экономику региона. На Сахалине уже работает завод по сжижению газа. Дальше речь идёт о развитии нефтехимии. Это меняет структуру экономики и портрет Дальнего Востока на внешнем рынке. Тот же подход и по экспорту лесопродукции в максимально переработанном виде.
Второе стратегическое направление - это комплексное развитие инфраструктуры -транспортной, энергетической, - без чего приход бизнеса на дальневосточную землю маловероятен.
Третье - это социальное направление, без которого люди даже с высоким уровнем доходов не закрепятся на Дальнем Востоке. Это опережающее строительство жилья, создание высокотехнологичных центров в Хабаровском крае, Приморье, на Камчатке. Создание современных образовательных центров, в том числе Федерального университета. Развитие зон рекреации (своеобразное «Восточное золотое кольцо»). Для этого нужно развивать аэропорты, строить гостиницы, оказывать прочие услуги. В стратегии всё это прописано.
- Как решаются эти задачи? В чём мы продвинулись больше, в чём меньше?
- Есть потери и приобретения. Если мы посмотрим, какими были наши города 20 лет назад и какие они сейчас, очевидны изменения в лучшую сторону. И оснащённость, и люди другие. Структурная перестройка, особенно оборонной промышленности, остаётся особенно актуальной: практически ни одно предприятие не было перепрофилировано.
Последнее время серьёзно продвинулись в плане развития производственной и социальной инфраструктуры. Сегодня в силу экономического кризиса это направление несколько теряет темпы, но кризис не вечен.
- Как Дальний Восток справляется с кризисом? На общероссийском фоне наши показатели выглядят неплохо.
- Если говорить об экономических исследованиях, то они показывают, что кризис у нас начинается позже, поскольку мы находимся далеко, но он более глубокий по показателям и более продолжительный по времени. Это зависит как раз от структуры экономики. В целом на данный момент Дальний Восток выглядит лучше иных территорий. Но из-за чего? Потому что реализуются сахалинские проекты, идёт мощное вливание федеральных средств в Приморский край, на Чукотке развивается добыча драгметалла. На пути развития Якутия.
У некоторых территорий приличные бюджеты. На Сахалине - 60 миллиардов при населении в 517 тысяч. 37 миллиардов на Камчатке. Это в четыре раза больше, чем в Хабаровском крае на душу населения.
Благодаря тому, что есть серьёзные заказы, сохраняется покупательская способность - это как-то инициирует внутренний спрос и поставку продукции на внутренний рынок.
Хотя по доходам даже успешные территории - такие, как Сахалин, Камчатка, в сопоставимых цифрах несколько «проседают». Доходы пока резко не упали, но с учётом роста цен снижение уже намечается. Если мы удержим покупательскую способность, то сможем удержать потребительскую экономику.
По безработице ситуация стабилизировалась. Сказывается сезонность в этих вопросах. Кроме того, было принято два удачных решения правительством: первое - создание общественных работ, причём крайне необходимых - благоустройство, подготовка к зиме приносят пользу. Второе, которое подняло определённую волну интереса, - это поддержка авиаперелётов. Одновременно и компании поддержали, и людей. Сегодня очевидно, что эти меры стоит расширять, поддерживая перевозки в рамках региона. Поскольку полёт, скажем, от Охотска до Хабаровска стоит столько же, сколько от Хабаровска до Москвы. Мы посчитали: людей, которые имеют право воспользоваться этими возможностями, около двух миллионов. По лимитам мы уточняем данные - выбрано процентов на 80. Возможно, правительство изыщет возможность дополнительно финансировать эту программу, подключить к ней какие-то категории, которые сегодня «выпадают». Например, сопровождающих инвалидов.
В то же время всё, что связано с машиностроением, сложной обрабатывающей промышленностью, - в провале. Заказчики, в том числе и государство испытывают финансовые трудности. Вслед «падают» перевозки: транспорт - тоже в провале.
Весьма непростая ситуация в лесной отрасли. Японский рынок древесины мы потеряли на 60 процентов, а китайский - на 30. И беда не этого года, а в том, что контракты заключены на пять лет, и мы уже не зайдём на эти рынки. Кроме того, наша продукция на 20 процентов дороже. Как снизить её стоимость? Снизить пошлины до уровня 2007 года, когда она составляла 7 процентов. Многие страны сегодня в связи с кризисом вообще сняли экспортные пошлины на древесину. Лишь бы продавался товар, была экономика у предприятия. А уж тогда будут налоги.
- Насколько инвестиции в инфраструктуру оживляют экономику? Подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке продолжает финансироваться, строится ВСТО, магистральный газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток».
- Эти проекты, несомненно, имеют мощный мультипликатор, создают благоприятный фон для экономики всего Дальнего Востока. Строитель, который производит продукцию на конечном этапе, создаёт, минимум, пять рабочих мест. А если сложная техника - то до 10 рабочих мест.
АТЭС - это 41 объект. Из них 10 в ходе строительства, остальные в стадии разработки и предпроектных решений. Начаты работы по аэропортовому комплексу, двум мостовым переходам, на острове Русском. Я встречался с организациями, выигравшими подряды. Уверенность в выполнении есть, документация дорабатывается.
Мостовые переходы - это и металл, и стройиндустрия, и транспорт - железная дорога и авиация. Люди работают, зарабатывают деньги, пускают их в потребительский оборот. Так что проекты помогают многим промышленным предприятиям на Дальнем Востоке.
Комплексное развитие инфраструктуры имеет и стратегический эффект: это основное условие развития всей экономики. Если государство строит дороги, порты, линии электропередачи, тогда бизнес приходит и развивает производство. Показательный пример - компания «Соллерс». Газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» ещё только пошёл в сторону Приморья, а автомобилестроители уже планируют подключиться к газу.
Но надо понимать, что государство в сложной экономической и финансовой ситуации, и необходимо выбирать приоритеты, чем-то жертвовать. Если финансировать, то проекты в высокой стадии готовности.
Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос о государственно-частном партнёрстве. И радует, что крупные инвесторы не сворачивают свои проекты на Дальнем Востоке. Это «Газпром», «Транснефть», «Базовый элемент». Работает компания «Мечел»: выкупила у ОАО «РЖД» участок полотна, который уже построен, намерена строить подъездные пути дальше. Стоимость дороги сопоставима с вложениями в разработку Эльгинского месторождения угля.
- Какие меры, на ваш взгляд, необходимы, чтобы переломить ситуацию?
- Населённые пункты, ориентированные на моноотрасль, которая прекратила существование, с государственной программой или без неё - не выживут.
Возьмём «Русский вольфрам». Следует определиться, нужно нам это предприятие или нет. Я считаю, что нужно. В каком виде? Как самостоятельное оно не выживет. Как филиал или цех какого-то крупного предприятия - да. Взять его сегодня и закрыть - много ума не надо. Завтра изменится экономическая ситуация - и оно потребуется. Но то, что там должна быть развита экономика многоотраслевая - это однозначно. ЖКХ есть, и его обслуживать необходимо. Дороги есть, и их тоже надо обслуживать. Лесные ресурсы есть - их осваивать необходимо. Плюс - небольшая фабрика численностью не более 100 человек. Эти отрасли должны давать работу населению в зависимости от потребности рынка. Весь мир работает именно так. И ничего нового тут не придумать.
То, что снижать надо себестоимость, затраты - тоже понятно. Все возмущаются: наши заводы стоят, а мы заказываем корабли в Китае или Южной Корее. Но мы должны быть честными перед самими собой. И сказать: если мы хотим заказать корабль у своих, то он будет строиться в два раза дольше, а стоить в полтора раза дороже. И качество - в полтора раза хуже. Нет движения навстречу. С другой стороны, если предприятия не начнут серию кораблей, они никогда не доработают технологию.
А по большому счёту, если мы думаем развивать судостроение, то на уровне государства, наверное, стоит запустить лизинговую схему: государство финансирует постройку корабля, а рыбак покупает уже готовое судно. Как автомобиль, компьютер, любую иную вещь. Будет работать в этом направлении судостроительная корпорация? Возможно. Выступление руководителя Дальневосточного центра судостроения и судоремонта на совещании при премьер-министре 31 июля свидетельствует, что проблему там понимают.
Весьма актуален и вопрос об энергосбережении. Президент обращает внимание на эту проблему, потому что мы не конкурентоспособны по цене. У нас очень высокая себестоимость продукции, поскольку потребление и доля энергии в себестоимости слишком значительны.
Возьмём наш единственный на весь Дальний Восток металлургический завод «Амурметалл». Пока он плавил металл по три с половиной часа, затраты на энергетику были огромны. А когда изменил технологию, стал плавить 45 минут, и затраты другие пошли. В целом вся энергетика Дальнего Востока требует серьёзного пересмотра, модернизации. С одной стороны, здесь избыточные энергетические мощности. С другой - абсолютно не развиты электрические сети. Мы не можем с избыточных станций передать энергию туда, где она востребована и её не хватает. Поэтому во всех местах в основном двойной запас энергомощностей. Потребители, по сути, оплачивают две цены за электроэнергию и тепло.
Необходимо изменить и систему обеспечения топливом. Имеются мощные ресурсы, большой выбор, а диверсификации, как правило, нет: либо жидкое топливо, либо уголь. Газ только начинает появляться.
Если приходит газ, тоже возникают вопросы. Подвели газ к Хабаровской ТЭЦ-1. Что мы получим с этого старого предприятия? Лучший вариант - на этой площадке построить маленькое хорошее предприятие с парогазовой установкой (ПГУ), которая будет давать 460 мегаватт и «закрывать» все вопросы. А новая станция ТЭЦ-3 должна работать на угле. У неё экономика хорошая.
На Камчатке мы недавно обсуждали эти вопросы. То ли привести газ и переделать станции, отслужившие свой век, то ли законсервировать, потому что разрушать тоже нужны деньги, а рядом поставить ПГУ. Тем более, что на всей Камчатке установленные мощности - 350 мегаватт. Хватит буквально несколько новых установок. Та же в общих чертах ситуация и на Сахалине.
- Сегодня много надежд возлагается на инновационное направление...
- Для Дальнего Востока это тоже значит немало. Может быть, больше, чем для иных территорий, поскольку традиционная продукция - не конкурентоспособна, как мы уже говорили. Мы должны производить высокотехнологичную продукцию с хорошей производительностью труда. У нас есть предприятия, которые много делают в этом направлении. То же КнААПО. Если международная корпорация размещает у нас производство нового современного гражданского самолёта «Суперджет», значит, другие предприятия выглядят хуже, значит, на Дальнем Востоке можно решать эти вопросы. Именно на Дальнем Востоке разработаны уникальные подводные аппараты.
Идёт формирование региональной инновационной системы - центры трансфера технологий, коммерциализации. Возможно, их деятельность надо активизировать.
У нас есть базовые ресурсные отрасли. Инновации должны идти туда. Там внедрять, внедрять и внедрять. У нас есть сложное производство, машиностроение, судостроение. Инновации нужны там.
Удачное решение о создании предприятий при вузах. Это решит вопрос не только трудоустройства выпускников, которых пока не возьмут в большую науку или в производство, но и в какой-то мере внедрения разработок вузовской науки.
- Ваши ближайшие планы?
- То, о чём мы говорили, - подготовка к форуму, детальное изучение ситуации с объектами АТЭС, дальнейшие командировки по региону.
Подготовила Раиса Палей,
«Тихоокеанская звезда», № 145.