Японские власти больше не будут предоставлять Южным Курилам гуманитарную помощь, которую страна оказывала жителям российских островов с 1992 года. Российская сторона просит не связывать отказ от помощи с решением японского парламента, объявившего Южные Курилы «исконной территорией» Японии, а сами жители островов уже сожалеют о том, что больше не будут лечиться в японских больницах и получать японские медикаменты.
Генеральный секретарь кабинета министров Японии Такэо Кавамура заявил, что помощь жителям Южных Курил, которую правительство страны оказывало с 1992 года, «была гуманитарной и не имела принудительного характера». «Поскольку решение российской стороны обусловлено стабилизацией экономической ситуации, мы просто с ним соглашаемся»,— отметил господин Кавамура, имея в виду заявление российского МИДа об отказе от японской гуманитарной помощи, сделанное на прошлой неделе. Японские власти заявили, что отказ от гуманитарной помощи никак не связан с продолжающимися спорами по поводу принадлежности Курильских островов.
Напомним, что в июле японский парламент принял поправки к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий (японское название Курильских островов.— „Ъ“)», включающие фразу «Северные территории являются исконными территориями нашей страны». Вслед за этим российский Совет федерации обратился к президенту с просьбой изучить вопрос о введении моратория на реализацию межправительственных договоренностей о взаимных безвизовых поездках между Курилами и Японией, а также «рассмотреть иные меры для предотвращения провокационных действий со стороны Японии». При этом ни МИД России, ни какая-либо еще из российских официальных структур не связывают отказ от японской помощи с курильской проблемой.
В заявлении МИДа сказано, что «помощь помогла преодолеть социально-экономические проблемы на Южных Курилах, усугубленные в результате землетрясения 1994 года». Заместитель директора информации и печати МИД России Игорь Лякин-Фролов заявил „Ъ“, что «искать связь между отказом от помощи и поправками к японскому закону не нужно», а один из руководителей департамента стран Азиатско-Тихоокеанского региона МИД России говорит, что «этот шаг, продиктованный логикой социально-экономического развития на островах, случайно совпал по времени с поправками, принятыми парламентом Японии». «Мы выражаем признательность японской стороне за то гуманитарное содействие, которое оказывалось Южным Курилам,— отметил собеседник „Ъ“,— но теперь, в новых условиях, когда ситуация на Курилах стабилизировалась и нормализовалась, нужды в этой помощи нет».
Глава муниципального предприятия «Курило-японский центр» (занималось встречами безвизовых делегаций из Японии и отправкой туда делегаций с Курил) Валентин Сморчков заявил „Ъ“, что «с болью в сердце воспринял известие о прекращении гуманитарной помощи». Согласно данным господина Сморчкова, за 17 лет Япония оказала жителям островов помощи на $23 млн — большей частью в виде поставок медикаментов, медтехники и бесплатных операций в японских больницах. «Благодаря гуманитарной помощи и безвизовому обмену нам удалось спасти жизни 98 детям»,— рассказал господин Сморчков. «У нас нет другой возможности получать качественную медицинскую помощь, мы живем слишком далеко»,— отметил он. Глава Курильского городского округа Анатолий Светлов заявил, что «радости по поводу отказа от помощи у местных властей нет»: «Коль МИД оповестил правительство Японии, мы должны это принять»,— сказал „Ъ“ господин Светлов.
Марина Ильющенко,
Коммерсантъ(Хабаровск) № 147 (4202) от 13.08.09.