Фото С.Балбашова
Фото С.Балбашова
Решения заседания президиума Государственного совета по развитию рыбной отрасли, принятые 19 октября этого года, начали обретать реальные контуры. В ответ на поручения президента Владимира Путина правительству РФ и властям прибрежных регионов, до конца года будут предложены первые конкретные меры по развитию рыбопромышленного комплекса и отечественного судостроения. В частности, доклад главе государства о порядке распределения инвестиционных квот должен быть представлен до 15 декабря.
 
На сайте Минвостокразвития указаны сроки предстоящих нововведений - до 15 февраля правительство должно внести изменения в Закон о рыболовстве. Речь идет об увеличении срока действия договора о закреплении долей квот вылова ВБР с нынешних 10 до 15 лет начиная с 2018 года. Таким образом, достигнут первый компромисс между здравым смыслом и «слегка» завышенными требованиями рыбопромышленников (максимальный срок, о котором говорили рыбаки - 25 лет).
 
Второй важный компромисс, достигнутый в результате многочисленных дискуссий между властями и игроками рынка - выделение инвестиционных квот, называемых в рыбацком сообществе «квоты под киль». Речь идет о выделении до 20% от всех имеющихся квот на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов береговой переработки.
 
Напомним, что принцип «квоты в обмен на инвестиции» был впервые предложен Минвостокразвития в апреле 2015 года на совещании у вице-премьера - полпреда Президента России в ДФО Юрия Трутнева. Предложение Юрий Трутнев поддержал, а в качестве приоритетов капитальных вложений были обозначены строительство рыбопромыслового флота, новых перерабатывающих мощностей и логистической инфраструктуры.
 
Крупный бизнес ответил на инициативу положительно: «квоты под киль» необходимы для обновления крупнотоннажного рыболовецкого флота, строительство которого без господдержки не окупается. Среди компаний, готовых прямо сейчас начать строительство траулеров одни из крупнейших рыбодобытчиков на Дальнем Востоке - «Русская Рыбопромышленная Компания» и «Доброфлот».
 
В то же самое время, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), долгое время критиковавшая «инвестиционные квоты» и предрекавшая грядущее банкротство рыбацких артелей, требовала отдать приоритет «рыночным механизмам», которые должны привести к «перераспределению ресурсов в пользу более успешных компаний, способных эффективно работать и зарабатывать на новые суда». Все это должно было произойти «естественным, эволюционным путем, а не путем административного принуждения, следствием которого может стать разрушение хрупкой стабильности в отрасли», - считали в ВАРПЭ.
 
«Субсидии на строительство крупнотоннажных рыболовецких траулеров, так называемые «квоты под киль» разорят не менее половины мелкого рыболовецкого бизнеса», - заявлял президент ВАРПЭ Александр Фомин, участвующий в рабочей группе президиума Госсовета, несмотря на что, замечу, «свободная рука рынка» за последние десять лет ни одного крупнотоннажного траулера не заложила, а флот год от года устаревал и его конкурентоспособность в последние годы упала до критических отметок.
 
Неожиданно для всех, к концу ноября «естественным и эволюционным путем» ВАРПЭ в целом приняла идею распределения квот на инвестиционные цели подтвердив при этом ранее предлагавшийся Росрыболовством и эмоционально отрицаемые самим же ВАРПЭ условия прозрачного распределения квот и их выделение на введенные в эксплуатацию суда, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. То есть, в итоге, разночтений между регулятором и рыбаками теперь нет и войну против «квот под киль» можно считать законченной.
 
Последнюю точку в споре поставило Росрыболовство, которое подтвердило, что квота на вылов рыбы для компаний, заказывающих строительство новых судов на отечественных верфях, составит 20%.
 
«В рамках федеральной программы мы предлагаем выделение дополнительных квот на вылов рыбы. До 20 процентов квот будет выделяться именно по этому механизму», - говорит глава ведомства Илья Шестаков. Это уже одобренное решение на заседании президиума Госсовета, добавил Шестаков, отметив, что выделение квот станет дополнительным стимулом для рыбаков.
 
Теперь предложения о механизме распределения упомянутых 20% квот кабинет министров должен подготовить до 15 декабря 2015 года.
 
Теперь правительству РФ до 15 февраля предстоит внести в Госдуму законопроект, предусматривающий выделение 20% квот «на инвестиционные цели», включая закупку новых рыболовецких судов, построенных на российских верфях, а также создание отечественных объектов рыбопереработки. По оценкам Минпромторга, средняя годовая потребность строительства судов - 17 судов в год, из которых 4 крупнотоннажных судна, 5 среднетоннажных и 8 малотоннажных.
 
До 17 февраля Минпромторг, Минсельхоз, Минвостокразвития, Росрыболовство и АО «ОСК» должны разработать и утвердить сводный план размещения заказов на строительство судов рыбопромыслового флота на российских верфях. Предварительные заявки на регистрацию строительства судов Росрыболовство и ОСК уже принимают.
 
К 1 марта следующего года план размещения заказов на российских верфях должен быть утвержден правительством. Пора строить!
 
Макс Фишман