На пресс-конференции заместитель правительства ЕАО по социальным вопросам Елена Лагошина и вице-губернатор ЕАО Олег Леховицер |
|
Пресс-конференция вице-губернатора Олега Леховицера и заместителя правительства ЕАО по социальным вопросам Елены Лагошиной состоялась в прошедшую пятницу.
Эта первая встреча с представителями новой областной власти оставила у меня неоднозначные впечатления. Говорили много и о многом. Озвучивали самые важные, самые значимые темы, но вопросы остались.
Вот, например: Сегодня команда губернатора еще до конца не сформирована, - сказал Олег Леховицер. - Этот процесс идет. Анализ законодательной базы, в которой область пребывала, показал, что она в некоторой степени не соответствует федеральному законодательству: в части полномочий губернатора, полномочий правительства. И мы очень рады, что вчера на комитетах внесен проект закона о возвращении полномочий губернатору по формированию правительства, структуры правительства и по ряду вытекающих из этого вопросов. Надеюсь, что 28 октября Законодательное Собрание примет эти законопроекты. Тогда мы вступим в период определенной корректировки структуры правительства…
Практически 8 месяцев мы живем уже при новой областной власти.
Все это время жители города и области терпеливо ожидали перемен и, прежде всего, в правительстве области. То есть, в его составе - качественном и количественном. А теперь, оказывается, что нам надо еще подождать… Если проблема заключается в законодательной базе области, то почему ее не начали исправлять, например, до выборов? Чем вообще занималось это Законодательное Собрание, если, как выясняется, принятые им законы ЕАО не соответствуют федеральным?
О. Леховицер: …Система управления была выстроена так: власть ради власти. Как бы аппарат работает ради аппарата. То есть, тоннами и километрами - бумага, какие-то бесконечные внутренние препоны и т.д. Это будет первое, что мы постараемся устранить, потому что наша задача - попытаться выстроить систему эффективную. Мы должны понимать, что рубль, который идет из бюджета области, должен максимально эффективно работать. И, как вытекающие отсюда последствия, максимально эффективно должен работать государственный и муниципальный служащий, работа должна быть на результат…
И продолжил: Сейчас невооруженным взглядом видно, что неэффективность зиждется на сверхперегруженном аппарате, то есть перегруженном лишними должностями, неэффективно работающими людьми… Структура управления ЕАО застряла где-то в середине 90-х годов. Похоже, что с 90-х годов здесь ничего не менялось, мы это все проходили. Но если на других территориях это был путь эволюционный, то здесь сейчас надо делать быструю эволюцию, потому что к революции никто никого здесь не подвигает. Здесь ментальность определенная, и надо быть очень аккуратными. Каких-то волшебных чудес мы с собой не привезли. Мы привезли с собой желание работать, поправить ситуацию…
По словам Олега Израилевича, реорганизация структуры правительства области, включающая в себя сокращение и обновление штата, начнется только в ноябре и продлится минимум полгода.
С одной стороны, вроде все закономерно: нужно время для поиска и подбора новых кадров и т.д. С другой - возникает вопрос: почему этим поиском не занимались в течение полугода до сентябрьских выборов? Логично предположить, что этот довыборный период и был отпущен новому руководству для ознакомления с ситуацией в области и подбора новых кадров.
В рамках решения этой задачи, если я правильно понимаю, был проведен конкурс «Дальневосточный вызов». Но победившие в нем (более пятидесяти человек) будут, по словам господина Леховицера, включены в резерв.
Мне, например, эта ситуация, не очень ясна. Если люди убедительно победили в конкурсе, если эти пятьдесят с лишним человек - лучшие из шестисот участников конкурса, а в области имеет место катастрофический кадровый голод, зачем этих лучших отправлять в резерв? Или это был конкурс на замещение вакантных мест в резерве?
Хотя, может, я не прав, и уволить в одночасье неэффективных, засидевшихся в удобных креслах чиновников, действительно, не позволяют законы и всевозможные нормативы о государственной службе.
Совсем не понятна позиция нового правительства области относительно приема на работу в мэрию уволенных из правительства людей. Об этом Олег Леховицер вообще ничего не сказал, хотя вопрос о назначении Геннадия Антонова советником мэра по-прежнему будоражит общество.
Заместитель председателя правительства по социальным вопросам Елена Лагошина большую часть времени на этой пресс-конференции посвятила медицинской теме, что, в общем-то, закономерно. Сегодня это самая болезненная тема.
Начала Елена Валерьевна со слов, обращенных ко мне: … Спасибо вам большое за ваше выступление перед президентом, которое дало огромный толчок в ускорении решения проблем.
Ну что ж, это уже радует. Нет, не само слово «спасибо», а факт признания результатов работы нашей редакции.
Е. Лагошина: …Основная проблема в социальной сфере (опека, образование и т.д.) - отсутствие межведомственного взаимодействия. На самом деле, взаимодействие на уровне областных структур наладить не так сложно. Второй момент - это взаимодействие с органами местного самоуправления. Сегодня главы муниципальных образований выпали из социальной сферы. Да, мы понимаем, что федеральное законодательство разделило полномочия. Мы говорим про 131, про 184 законы, что это ваше, это наше. Да нет вашего и нашего! Все - наше, все то, что находится, развивается, живет на территории ЕАО независимо от форм собственности - наше. Отвечает за это губернатор…
Сегодня главы муниципальных образований не знают, что происходит в больницах, что происходит в здравоохранении, в опеке и т.д. Связка утеряна. Мы будем это кардинально менять…
У нас большая смертность, высокие показатели смертности от туберкулеза. В Облучье вообще катастрофа с этим вопросом. Стоит «дворец» здравоохранения в Облучье - пустой. Он пустой! Почему туда не идут люди? Мне начинают объяснять, что все приходили с утра… Да они должны работать круглосуточно, если туберкулез в Облучье - такая острая проблема, а я не увидела ни одной очереди в кабинеты, где стоят великолепные аппараты, диагностирующие это заболевание. То есть, сегодня профилактика утрачена…
О больнице, построенной в Облучье, я думаю, в ближайшее время стоило бы отдельно поговорить. Пришла пора, наконец, услышать ответы на вопросы: Зачем надо было строить в маленьком Облучье больницу, которая по своим размерам больше, чем областная в Биробиджане? Установлено ли в этой больнице все высокотехнологичное оборудование, на которое потрачено, если я не ошибаюсь, три или четыре сотни миллионов рублей? Сколько врачей и медсестер работает в этом «дворце» здравоохранения? Почему при первом же таянии снега в этом новом «дворце» потекла крыша? В общем, вопросов много.
Е. Лагошина: Сегодня самая сложная ситуация в здравоохранении ЕАО. Это, конечно, безобразие. У нас есть бюджетные места - бесплатные для поступления в медицинские вузы. А мы эту квоту не выбираем…
К обсуждению вопроса подготовки медицинских кадров подключился Олег Леховицер: …В управлении в свое время не подумали о том, что если мы хотим, чтобы у нас были врачи, врач должен прийти из больницы в школу и рассказать о профессии врача, о том, какую замечательную профессию молодой человек может получить.... Почему об этом напрочь забыли? А сегодня 90 мест нам выделили (все же кинулись помогать нам!) бесплатно в медицинских вузах. Кто считал, сколько ребят сдают ЕГЭ по биологии и химии? По всей области сдали ЕГЭ по биологии и химии 32 человека. То есть, это вообще полный коллапс… Нам пока придется пользоваться теми же методами, что и наши соседи: искать медицинские кадры в Амурской, Сахалинской областях, Хабаровском крае…
О том, что на самом деле сегодня происходит в нашем здравоохранении, я думаю, хотелось услышать не только мне. Особенно о том, как решается вопрос с лабораторной диагностикой.
Цитирую Олега Леховицера: … Государственная клиническая лаборатория в Биробиджане будет. Конкурсы на поставку оборудования объявлены. Средства выделены. Окончание процедур, если я не ошибаюсь, в декабре. Медицинский колледж получил задание восстановить программу по переобучению специалистов среднего медицинского звена на лаборантов, для того чтобы обеспечить кадрами государственную лабораторию.
Что касается негосударственных лабораторий, существующих на территории ЕАО: никто никого закрывать не собирается. Нас, в большей степени, когда мы это узнали, интересовал вопрос: почему, в чьем больном воспаленном мозгу возникла эта самая идея - из областной больницы цинично убрать государственную лабораторию? Я в жизни такого никогда не видел!..
Не такой уж сложный вопрос. Думаю, ответ на него знают почти все жители нашей области. Да и как не знать, если еще девять лет назад Павел Винников открыто и с гордостью заявлял, что это была его идея! Вот тогда бы правоохранительным органам и подумать о чьем-то «воспаленном мозге», о цинизме и о последствиях этого цинизма. Но, увы! То ли приказа думать не поступало, то ли вообще думать было не чем…?
О. Леховицер: Лаборатория будет в самое ближайшее время, задача такая стоит. Мало того, будет все лицензировано…
Обратите внимание: Олег Израилевич говорит почему-то об одной государственной лаборатории. А ведь грубейшим нарушением в области здравоохранения Росздравнадзор РФ назвал отсутствие почти во всех больницах эксперсс-лабораторий, которые должны проводить экстренные исследования.
Е. Лагошина: …Единственная отрасль, в которой инфраструктура утрачена, это здравоохранение. Мы пригласили экспертов. Они два месяца работали. Есть определенные рекомендации по оптимизации использования площадей… Росздравнадзор РФ выдал предписания по устранению нарушений. Мы написали план по выполнению предписаний.
Поступило предложение от ОНФ совместно контролировать деятельность по устранению недостатков, по оздоровлению областного здравоохранения. Губернатор принял решение о еженедельном проведении совещаний, на которые будем приглашать представителей ОНФ, естественно, кого-то из федеральных структур, чтобы у нас Росздравнадзор не только находился в состоянии надзора, а чтобы совместно и ФОМС, и Росздравнадзор, и управление, и главные врачи понимали, что надо делать…
Елена Лагошина отдельно остановилась на проблеме смертности, признав, что наша область по самому высокому показателю смертности занимает практически первое место.
Е. Лагошина: Выстроить административно, организационно работу для того, чтобы снизить смертность - реально, и для этого не нужны никакие дополнительные средства. ФОМС финансирует на 100% и даже, как мы выяснили, больше. Сейчас правоохранительные органы занимаются нашими медицинскими работниками, которые дважды, трижды, а то и больше раз за один медицинский случай представляли документы на оплату. Но этим пусть занимаются правоохранители.
Мы договорились с краевой больницей №2 Хабаровска о том, чтобы они принимали наших пациентов, которым требуется хирургическое вмешательство. Я говорю о сердечно-сосудистых и нейрохирургических заболеваниях, потому что у нас здесь огромная сложность с узкими специалистами.
У нас большой вопрос по строительству онкологического корпуса. Не понятно, зачем переезжали из инфекционной больницы…
Если честно, можно только посочувствовать госпоже Лагошиной, так как разобраться в том, почему, зачем и ради чего те или иные действия предпринимались в нашем областном здравоохранении в течение последних 12-ти лет, можно только с помощью очень квалифицированных следователей и прокуроров. Невероятный ворох проблем, созданный искусственно в начале 2000-х годов, разгрести за короткий срок не удастся. Это понятно, но решать первоочередные проблемы придется ускоренными темпами.
О. Леховицер: Что касается здравоохранения, рекомендации выработаны. Из Москвы поступают звонки каждый день. Каждый день: когда, что, чего..? Ресурсы есть…
Будем надеяться, что это так. Жители области устали ждать возрождения региональной медицины. Все надеялись, что оно начнется значительно раньше, еще до сентябрьских выборов. Некоторые высказывания Олега Леховицера подтверждают, что у этой надежды были основания.
О. Леховицер: Я был просто потрясен, когда, приехав в Биробиджан, 4 июля пришел в областную больницу знакомиться с главным врачом, и увидел глубоко мною любимого в кавычках господина Душкина из п. Ванино. Там была федеральная больница, очень уважаемая, у него там было и КТ, и МРТ. То есть государство ему по полной программе платило, а люди у него покупали за свои деньги услуги и КТ, и МРТ, и т.д. Там с ним расстались, он нашел себе место здесь. Начинаем анализировать: и здесь тоже все очень интересно.
С 4 июля до увольнения Душкина в середине октября прошло три с половиной месяца. И все это время медики писали жалобы на руководство больницы, мы размещали свои публикации на эту тему, а Душкин продолжал руководить! Вопрос: чего так долго ждали, если все знали об этом господине? Можно было уже в июле начинать спасать больницу.
Почему реальные действия по спасению областного здравоохранения начались только после президентского форума «За качественную и доступную медицину», а увольнение Душкина последовало после обнародованного нами собрания коллектива областной поликлиники, на котором также присутствовал депутат Государственной думы Константин Лазарев? Наконец, почему до сих пор не началось реальное спасение областной поликлиники, и госпожа Литвиненко продолжает занимать должность заведующей?
Пресс-конференция длилась час. Вроде бы озвучили самые важные темы, но вопросы остались.
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом», № 42, 28.10.15