Свежая хроника  уголовных дел по фактам взяток в государственных университетах Комсомольска-на-Амуре характерна отсутствием свидетелей.  Студентам-взяткодателям стало опасно  обличать преподавателей-мздоимцев. Но не из-за риска самому стать обвиняемым. Главная причина  молчания учащихся во время следствия и отказа на  суде от прежних показаний – страх перед постановлением ректора о пересдаче  экзамена, на котором оценка была выставлена за незаконное вознаграждение. Таких случаев в городе юности было несколько. В результате безуспешное выявление главных неуловимых фигурантов громких разбирательств оборачивалось  зловещими слухами о господстве  в  местных вузах железных правил типа: «1000 долларов – и ты первокурсник». Между тем продавцы криминальных оценок по сей день  там, где нет настоящих знаний.  

  

Опасная ракетка

    

     При обыске квартиры кандидата географических наук из педагогического университета были изъяты вещественные доказательства  «взяток»: две пачки бумаги, компьютерная клавиатура,  а заодно и личная ракетка для «пинг-понга». На  кафедре сотрудники ОБЭП обнаружили семь пачек цветных карандашей. Затем местным борцам с экономическими преступлениями понадобилось полгода, чтобы провести следствие и передать два пухлых тома обвинения в суд. В итоге выяснилось, что личного компьютера у подозреваемого никогда не было,  ракетка была подарена географу коллективом на 40-летний юбилей, бумага  приобретена для научной работы, а так и нераспечатанные  карандаши студенты принесли на кафедру взамен порванной указкой географической карты, когда уже экзамены были успешно сданы. Суд, привлекавший к скандальному процессу почти три десятка свидетелей-заочников,   не обнаружил в теннисной ракетке угрозы для общества и оправдал ученого. До сих пор не без горькой  иронии сопоставляются размеры затрат на следствие и ведение судебного производства с размером предполагаемой «взятки».  

      Этот казус - не единственный. Среди ярких примеров неудавшихся разоблачений вузовских «оборотней»  - обвинение правоохранительными органами профессора кафедры математики педагогического университета, который однажды обмолвился о необходимости отдельной оплаты  дополнительных занятий. Кто-то донес о чаяниях коллеги куда следует. Спустя два года за математиком приехали сотрудники ОБЭП,  а его квартира в присутствии сына подверглась неожиданному, но безрезультатному обыску. Сыщики надеялись, что  заявления заочников, вызванных и доставленных в кабинеты УВД, доведут преподавателя до тюрьмы, но ошиблись. С самого начала следствия шокированный профессор - специалист по теории вероятности доказывал прокуратуре о  «невозможности в природе подобного массового пробуждения гражданского самосознания у студентов, нагрянувших в  отдел по борьбе с экономическими преступлениями спустя два года после «криминальной» беседы с коллегами». В итоге все судебные инстанции  и в этом случае вынесли однозначный оправдательный приговор.

     Не увенчалось успехом и экстренное прерывание учебного процесса в аудиториях университета, куда милиция врывалась с целью сопоставления записей в зачетных книжках с якобы поступившей в органы информацией. Во время долгих и настойчивых оперативных и следственных мероприятий многим подозреваемым приходилось продолжать занятия и при этом смотреть в глаза слушателям. Впереди у «объектов чисток» – задача еще трудней: реанимировать свою репутацию в глазах молодежи и ученой общественности.

 

Реальные взятки – условные сроки

 

       Тем временем часть сотрудников правоохранительной группы, среагировавшей таким образом на призыв государства очистить вузы от взяточников,  после нескольких провалившихся  попыток кого-нибудь обличить, покинула ряды борцов с экономическими преступлениями. Однако бывший начальник следственного управления городского  УВД Анатолий Солодовников не сдался  и решил еще раз наказать работников вузов уже после окончательных приговоров. В своем представлении он высветил список не только понесших наказание, но и оправданных судом преподавателей, направив свое личное суждение об их пороках в  Министерство общего и профессионального образования Хабаровского края.    

     В отличие от этих печально-курьезных дел по статье 290 УК РФ, очередные попытки УВД Комсомольска-на-Амуре  обличить алчность некоторых преподавателей города, претендовавшего на звание Наукограда,  все же завершились привлечением к уголовной ответственности десятка «нечистых на руку» работников государственных вузов. Для пятерых из них разбирательство завершилось лишением свободы с испытательным сроком. Среди вещественных доказательств были представлены и ящики с продуктами, и мебель, и билеты к месту проведения отпуска, и даже собственные  труды ученых, которые по высокой цене продавались авторами студентам, как залог успеха на грядущих экзаменах.

      Предъявление обвинений во взятках для некоторых преподавателей завершилось крахом  судьбы. Один из молодых доцентов КнАГТУ завершил свою деятельность в университете после попытки свести счеты с жизнью, выпрыгнув с верхотуры здания. После ряда хирургических операций  инвалиду, возможно, вскоре предстоит ответить перед судом по фактам получения от студентов дорогостоящего имущества за постановку положительных оценок без проверки знаний по предмету.  Однако дело может принять и другой оборот, если бывшему преподавателю удастся обвинить сотрудников милиции по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства».  

     Единственный преподаватель Комсомольска-на-Амуре, отбывший по обвинению во взяточничестве немалый  срок в местах лишения свободы,  вернулся к исполнению своих обязанностей в родной университет. Парадокс, но согласно проведенному опросу среди десятков студентов и преподавателей, в вузе не нашлось ни одного человека, который бы отозвался о нем без уважения. И вчерашние выпускники, и  старейшие преподаватели КнАГТУ в один голос твердят, что их «пойманный при незаконном репетиторстве» коллега, промолчав на процессе, пострадал за всех, а истинные мздоимцы продолжают обогащаться по крупному, укрываясь за спинами многочисленных посредников при получении солидных вознаграждений.      

    

С чего начинается взятка?

    

     Многие уважаемые работники вузов Комсомольска-на-Амуре сегодня  трепещут при слове «сточка». В переводе со сленга разгульного студенчества оно означает деньги, которые можно «сточить с предков для задабривания озверевшего препода». В большинстве случаев в качестве «зверя» выбирается наиболее покладистый экзаменатор, а сумма, добытая из кармана родителей, успешно реализуется на более веселые молодежные нужды. Не одного преподавателя «сточка»,  если и не довела до уголовного дела, то  скомпрометировала  по полной программе. Теперь уж точно бойкая бабушка в трамвае расскажет всему вагону о кровопийце, который «с каждого студентика по три сотни за зачет берет».  А студентик, «сточивая» в очередной раз,  не покраснеет.

     Преподаватели,  пытаясь ответить на вопрос о происхождении порочного явления в вузах Комсомольска-на-Амуре, ищут грань между «коммерческим подходом» к высшему  образованию и  выкачиванием денег за товар  под названием «знание». Тарифы на услуги вуза начинаются еще до поступления. Пройти подготовку к ЕГЭ с некими «гарантиями» предлагается в центре информационных систем и технологий технического университета за весьма приличную сумму. Однако клич «зарабатывайте и развивайтесь», кинутый в адрес кафедр, успешно реализуется не всеми заведующими. Руководство непопулярных нынче  факультетов признает, что озабочено самостоятельной добычей средств на ремонт и обновление оргтехники более, чем знаниями учащихся, а те, кто готовит элитных специалистов, думают о дальнейшем развитии растущей как на дрожжах материальной базы.    

      В беседе с преподавателями и студентами университетов столкнулся и с другими мнениями. «Менталитет крохобора, возможно, формируется и в период «праздников», например, защиты дипломных проектов. Ведь завершатся этап накрытыми столами с дорогим коньяком и обильными закусками за счет защитившихся…». Так рассуждает старейший из  преподающих ученых города юности. «Нет!», - возражают ему большинство преподавателей нового поколения, аргументируя  свой ответ давней традицией: пиром на Руси завершаются, мол,  все значительные события, начиная с выпускного балла школьников.  Но может быть тогда  взятка начинается  с недозубривших заочников,  приезжающих с периферии, чтобы стремительно и без волнений  заполучить заветный диплом с помощью разговевшегося экзаменатора, согласившего принять невинный подарок из рук трудящейся молодежи?

         Объективно определить истинный масштаб взяточничества в вузах города и делать какие-либо однозначные выводы  сегодня невозможно. Однозначной правовой оценки подпольному бизнесу в Комсомольске-на-Амуре до сих пор никто не дал. А предыдущие мероприятия правоохранительных органов на этом направлении мало эффективны. Кроме того, мнения представителей  правоохранительных органов по поводу методов борьбы с университетскими мздоимцами диаметрально противоположны   взглядам преподавателей. Причем и те, и другие не всегда совпадают с третьей точкой зрения - руководства вузов.  Но все они готовы уже сейчас начать наступление на неизжитый порок.    

 

Ректор государственного педагогического университета Александр Шумейко:

- Недавний пример громкого уголовного дела, возбужденного в отношении руководства Кемеровского университета, где было организована подделка бланков по сдаче единого государственного экзамена, говорит о том,  что даже ЕГЭ не может являться надежной страховкой от  взяточничества в высших учебных заведениях страны. И общероссийский сайт в интернете «5 баллов», где выставлены фамилии преподавателей-мздоимцев, конечно же, не панацея от порочной системы в системе образования. Кроме того, эта страничка анонимной гласности может быть орудием мести студентов «любимым» экзаменаторам.

      И все же у ректоратов есть в арсенале способы очистить вузы от мздоимцев. Одна из «статей дохода» – продажа дипломных и курсовых работ. Но платить студенту за этот подпольный товар не придется, если в научной библиотеке университета сделать доступным огромный архив научных трудов на заданную тему. Тем более, знакомство с опытом предшественников под контролем  – не плагиат.

     Вторая возможность незаконно обогатиться  за счет учащегося – платное репетиторство, как некий гарант абитуриенту  при подготовке к тому же ЕГЭ. Изучив моральные качества преподавательского состава, ректору  можно и без привлечения  сыщиков выявить скрытых репетиторов и не допустить их в состав приемной  комиссии. Кроме того, до  9 утра дня  экзамена никто из работников кафедры не должен быть уверен, что именно он окажется в составе  экзаменаторов. Особенно это касается поступления на самые престижные факультеты.

    Можно избежать  постыдных явлений в вузах и способом открытого материального стимулирования преподавателей. Если ректор  видит, что у него есть молодой, но  талантливый кандидат наук, работающий на одну ставку,  надо найти возможность  вознаграждения его из внебюджетных средств.  

     Предпосылки для подношений есть и в среде преподавателей - «бегунков», подрабатывающих порой в семи местах и одновременно читающих курс лекций в престижном вузе, не отрывая глаз от учебника. В таких случаях надо устраивать экзамен самому преподавателю.   Если при беспристрастном компьютерном тестировании его студентов будет выявлена недостаточная подготовка по предмету, а анонимное анкетирование учащихся укажет на «продавца оценок», есть серьезный повод задуматься не только об объективности результатов учащихся, но и о самом месте  работника в вузе.

 

Прокурор Комсомольска-на-Амуре Владимир Пахомов:

   - Есть, конечно, и более жесткие мероприятия, которые милиция могла бы применить для изобличения ученых мздоимцев. Например, внедрение агентов в сеть предполагаемых нарушителей закона или «контрольная закупка» незаконных услуг. Но ведь преподаватели – не бандиты.  

     Многое из того, что приходится делать правоохранительным органам по пресечению взяточничества в вузах, могли бы пресекать сами ректоры. Если бы в свое время они начали наводить порядок, то не было бы и позора, когда у уважаемых работников вуза изымались подношения от студентов в виде банок со сгущенкой, бутылок с  подсолнечным маслом, часов и фотоаппаратов.  

    Мне приходилось бывать в университете с целью профилактики уголовных дел по статье 290 УК РФ и выработки единой политики на этом направлении, беседовать  с коллективом вуза. Я столкнулся с непониманием со стороны некоторых преподавателей. Складывается впечатление, что вместо совместной защиты вуза от взяточников некоторые выбрали позицию ответного нападения на меры, предпринимаемые сотрудниками УВД.  

Работник КнАГТУ, Александр Скрипилев:

- Я один из немногих, кто полностью испил всю чашу обвинения во взяточничестве до дна, хотя и не совершал такого преступления.  Обвинение в инкриминируемых мне преступлениях основано на противоречивых  показаниях, данных на предварительном следствии обвиняемой. Потом эти показания четыре раза менялись, тем не менее, мне был вынесен обвинительный приговор. Ну да Бог с ними, я отсидел.  Дело в другом. Представители правоохранительных органов никак не могут успокоиться на  счет преподавателей, которым суд уже вынес свой приговор. В местной прессе появляется статья, где восхваляются мнимые победы местного ОБЭП. Позже на имя ректора КнАГТУ, а так же в Министерство  образования и  прокурору  Комсомольска-на-Амуре приходит официальное представление из УВД  уверяет, в котором начальник следственного управления утверждает, что мое пребывание в вузе "способствует резкому увеличению количества преступлений в вузе".

Выходит, что полковник милиции может официально и безнаказанно попирать честь и достоинство гражданина, а гражданин, уже однажды наказанный, никак не может отстоять гарантированные Конституцией России свои права.

Пятикурсник гуманитарного факультета КнАГТУ Вадим Козлов:

- За пять лет учебы на бюджетном отделении мне и мысли не приходило в голову  дать кому-то взятку,  никто из преподавателей даже не намекал на это. Хотя все эти годы я был в гуще разных вузовских событий, до меня доходили лишь какие-то обрывочные  слухи о подношениях во время сессий. Уверен, что студент, пришедший в университет за знаниями, а не за престижной бумажкой для работодателя, никогда не опустится до этого и постарается приложить все силы, чтобы самому получать вознаграждение от государства  в виде стипендии.

Юрий Ковалев