Курсант Ейского военного училища морских летчиков (ЕВУМЛ) С.Г. Феоктистов. |
|
«Неуважение к предкам,
незнание истории своей семьи
есть признак дикости и безнравственности»
(А.С. Пушкин)
незнание истории своей семьи
есть признак дикости и безнравственности»
(А.С. Пушкин)
В творчестве дальневосточного военного журналиста Сергея Феоктистова (1913-1999) ведущей всегда оставалась тема «Военная Оборона Отечества». Она вмещала разные стороны и вехи развития вооруженных сил СССР, роль «Человека с ружьём» в рабоче-крестьянском государстве.
Призыв в Красную Армию молодого учителя литературы (1935) круто изменил жизнь активиста Рязанского аэроклуба: отличного планериста, парашютиста и ворошиловского стрелка, комсомольского вожака и внештатного сотрудника районной газеты, горячего пропагандиста ОСОАВИАХИМа - предшественника ДОСААФа (1928 -1948).
Учеба в Ейском военном училище морских летчиков имени И.В. Сталина (Северо-Кавказский ВО) отмечена активным участием курсанта Сергея Феоктистова в художественной самодеятельности и многотиражке «Летчик-Сталинец». Репертуар джаза авиаучилища украшали патриотические песни на тексты С. Феоктистова: «Песня молодых пилотов», «Песня о донском казаке», «Песня красных кавалеристов», «Запев радости», «Песня о наших девушках», «Проводы»...
С таким же задором на сталинских птицах Мы в небо уносим отвагу свою, / Следим с высоты за советской границей И к встрече готовы с врагами в бою («Племя смелых», 1936).
Ритмичные и мелодичные Песни морлёта обрабатывали самодеятельные музыканты - курсанты училища, а позже и профессиональные композиторы. Например, «Песня о лётчиках» (муз. М. Блантера) была исполнена ансамблем Харьковского военного округа в Москве для делегатов ХУШ съезда ВКП(б).
Поэт вспоминал: «Стихи о курсантской роте быстро стали маршем училища, а сценарий выступления авиа-джаза на смотре самодеятельности награждался премией начальника училища. Я перестал думать о хлебе...». Поддержка наставников стимулировала прилежную учёбу курсанта на семинарах военных редакций в Ростове-на- Дону и Краснодаре, побуждало честолюбивого молодого поэта к участию в конкурсах патриотических стихов и песен краевых и военных газет:
Заливая песней города и сёла, / Шахты и заводы, гавани морей, Обновляет землю Армия весёлых, / Армия отважных молодых людей. И когда над нами зачернеют тучи, Пронесётся ветер, и горяч, и зол, Встанет у границы часовой могучий, / Сталинской закалки славный комсомол ... («Молодость», 1937).
Стихи - Песни славили радость бытия и жития энергичной строящейся республики и её Красной Армии и Флота. Цикл песен морлёт Феоктистов посвятил морякам - пограничникам, с которыми морские лётчики несли дежурства на одних рубежах: «Песня пограничника», «Письмо из дозора»... По морям и океанам, На суровый край земли / Водят наши капитаны Боевые корабли. / Не отдаст моряк штурвала и не бросит якоря... - Громче песню, Запевала, пусть нас слушают моря! («По морям и океанам»,1937).
Вздымай свои песни, лихой Запевала, Про бурную радость, про рокот волны, / Про дни Перекопа, про грозные шквалы, Про славную молодость нашей страны... («Первомайский запев», 1937).
Инструктор Полтавской военной школы летного мастерства (ПВШЛМ) С.Г. Феоктистов. |
|
Лейтенант С. Феоктистов пел только в хоре, но позывной «Запевала» прилип к поэту с курсантской поры и сопровождал до преклонных лет: на ученьях, поэтических семинарах или на дружеской рыбалке на Амур - реке.
Вчерашний учитель литературы накапливал поэтические знания и умения, воспевал подвиги советских соколов, выполняющих интернациональный долг в Испании: «Родина смелых», «Да здравствует ненависть!» и другие публикации (1935-1936гг.).
Летописец alma mater стремился в стихах соответствовать рекордам высоты и мастерства прославленных первых Героев Советского Союза, выпускников Ейского военного авиа- училища: Настойчивость и отвагу, непобедимую волю Проносят они над миром, крылатые большевики: Они покоряют волю, они покоряют полюс, Они покоряют Север и связывают материки («Гордые соколы», 1937).
В предгрозовые годы инструктор Полтавской авиа- школы повышения лётного мастерства лейтенант С. Феоктистов распевал: «Небо - моя стихия, В небе - пою стихи я» , и направлял агитационные стихи о службе и подвигах военных авиаторов в центральные военные и комсомольские газеты и журналы: «Песня о папанинцах», «Песня пилота», «Сталинские питомцы», «Парашютистка», патриотические новеллы и баллады о покорителях и защитниках советского неба...
Сквозь снежные хлопья буранов, / Сквозь грозную тьму облаков, / Повёл корабли Водопьянов / За тайной арктических льдов. Припев: Их смелость не знает границы, / Их сталинкий разум ведёт: /Летят светлокрылые птицы / - Вперёд и вперёд, и вперёд! («Песня о героях полюса», 1937).
«Что небо зря коптить, / Коль быть, так лучшим быть», - поэтическая поговорка кумира и Героя советской молодёжи Валерия Павловича Чкалова из поэмы «Орёл» (1938) вошла в комсомольскую печать и осталась жить крылатой фразой в коллективах военных лётчиков.
Военкор газеты Дальневосточного Фронта «Тревога» политрук С.Г. Феоктистов. |
|
...«Армия одела - обула кретьянского сына, воспитала характер и волю, дала чудесную профессию, познакомила с замечательными людьми, показала мир и научила его защищать», - говорит герой новеллы «Скрипка» (1937).
Повторяющиеся конфликты на восточных и южных рубежах СССР широко освещались в газетах, и предвоенные настроения боеготовности, верности боевым традициям Красной Армии звучали в стихах - Песнях лейтенанта С. Феоктистова: «Песня про оборону Царицына», «Песня пограничника», «Песня бойцов». - «...Мои все пойдём в последний бой, Как шли защитники Хасана...» («Моя звезда», 1939).
На гранях эпохи, изменений международной обстановки и политико-социального климата в стране военная журналистика заостряла темы обороны и боеготовности Красной Армии. «В сдавленной жизни трудно сохранить радость творчества» (М. Пришвин, 1937).
Уверена, что крестьянская смекалка и закалка помогали поэту - самородку уловить общественные обстоятельства и редакционные настроения. В репертуаре Запевалы меньше оставалось места для лирических стихов о малой родине или родителях, а Песни о девушках звучали боевыми гимнами походным подругам: Я закинул за плечи винтовку / И запел про родные края. Мне тогда незаметной и легкой / Показалась винтовка моя. На вопрос о цветной остановке / Я ответил соседу потом: - Для того мы и носим винтовки, / Чтобы край молодел от цветов! («Цветы и винтовка», 1937).
Первую серьезную литературную премию поэт - лейтенант получил за поэтический сценарий вечера, посвященного 10-й годовщине училища имени И. Сталина (1938). Он очень гордился признанием командиров и редакторов, призывал товарищей и коллег писать стихи в многотиражку училища «Лётчик - сталинец». - «Sic transit gloria mundi» («Так приходит слава мира»), - любил повторять обласканный властью армейский эрудит. И только к концу века отлученный и забытый всеми поэт уточнил перевод из ритуала избрания папы римского: «Как быстро проходит слава мира!» (1409).
И.В. Сталин поставил задачу подготовить 100 000 самолётов и пилотов и серьёзную роль отводил политической и оборонной агитации в стране и армии. Лейтенанта - поэта Сергея Феоктистова направили в Московское военно-политическое училище имени В.И. Ленина на курс «Газетное дело».
Молодой литератор использовал столичную учебу для расширения контактов с редакциями, для знакомств и общения с московскими поэтами на вечерах и семинарах. В качестве курсовых работ лейтенант представил стихи о финской кампании 1939 года: «Ночной налёт», «Сталинские соколы», «Клятва» («Со всех сторон глядят на нас...»).
«Около Ростова Били мы Краснова. / Боевые годы в памяти свежи. Берегут два брата - Сабля и граната, / Как зеницу ока, наши рубежи» («Казачья песня», 1940), которая после Западного похода и особенно после Отечественной войны гуляла на Кубани как народная песня, вошла в репертуар фольклорного ансамбля «Атаман».
Хорошие рецензии получила трёх- частная поэма «В.В. Маяковский», главы которой напечатали 4 московские газеты. Сергей Феоктистов поверил в свое дарование и смелее выбирал историческкие темы и новые поэтические формы: «Бессмертие» (о спасении экипажа ледокола «Г. Седов»), «Разговор с сыном», «Новогодняя мечта», «Тарасу Шевченко», «Николаю Островскому», поэма «Ленин» («Над хмурой Россией пылали пожары...»).
Патриотические стихи политрука звенели, как присяги, и оставались популярными в годы Великой Отечественной войны. Лучшие из довоенных стихов были представлены в авторском сборнике поэта- лётчика «Крылатая Родина» (Краснодар, 1939).
При распределении выпуска 27-летний политрук Сергей Феоктистов добровольцем попросился на Дальний Восток, где «ходили тучи хмуро», а японские милитаристы накапливали и испытывали свои военные силы.
В дальневосточную культуру (журналистика, поэзия, песенное пространство, концерты, спектакли Театра на колесах) прибыл широко образованный улыбчивый политрук с поэтическим дарованием и типичной советской судьбой «Поэта от сохи». За плечами С. Феоктистова были публикации в центральных газетах «Колхозная правда», «Комсомольская правда», «Красный флот», «Красная звезда», участие в коллективных поэтических сборниках «Наша юность» (Ростов-на-Дону, 1937), «Красноармейское творчество» (Л.,1938), «О Ленине» (М.,1939).
Обладавший выраженной магией притяжения (харизмой), серьезным опытом литературной пропагандиской работы, эрудированный и привлекательный С. Феоктистов быстро вошёл в литературное сообщество города Хабаровска, влился в авторские коллективы разных редакций, радиокомитета и ТАСС, филармонии и Ансамбля песни и пляски Дальневосточного Фронта.
В газете Дальневосточного Фронта «Тревога» (Хабаровск) литературный сотрудник С. Феоктистов освещал службу авиационных, пограничных и флотских соединений. В течение 1940 года корреспондент мотался по гарнизонам, укрепрайонам, пограничным заставам региона, преодолевал площади Франции и прилежащих государств всеми видами транспорта: на паровозе и танке, в телеге и верхом, на гидроплане и оленьей упряжке... Первые дальневосточные Песни поэта выражали масштабы Восточного округа, армейские настроения и боеготовность: «Где грозно грохочет Охотское море, / Бежит к океану волна, МЫ первыми зори встречаем в дозоре, / Твои часовые страна...» («Мы - с Дальнего Востока», 1940; Муз. В. Рейнарт - Румянцева).
Расплескайся, солнце, по румяным лицам! Разносите, ветры, песни над страной! Уезжает завтра сокол на границу, Где лежат туманы над Амур - рекой... / ... Выходи спокойно по ночам с заставы, Не спускай прицела зорких глаз своих, / Чтобы шла, как ветер, боевая слава За моря, за горы - о делах твоих. («Песня девушки»,1940; Муз. С. Томбак).
Военкор уезжал с заданием редакции на 3 дня, а возвращался через три недели с полной полевой сумкой записей и черновиков, стихов и адресов гарнизонных авторов, записанных химическим карандашом. Не было в ту пору авторучек, радио- или мобильного телефона, электронной почты или интернета, а были бездорожье и нелётная погода.
Несмотря на ежедневные и многочисленные газетные задания и заказные темы, поэт не изменял своему дарованию. Мастерством и трудолюбием ежедневно писал по-военному суховатые, но искренние и выразительные стихи: В далёких селеньях собрали немало Мы песен таёжных, сказаний даурских. И если мой друг - соловей приамурский, то я - Полковой Запевала. («Другу»: Поэту П.С. Комарову).
Политрук освещал боевую выучку защитников рубежей, пропагандировал служебную взаимовыручку и дружбу в многонациональном военном округе, что стальным щитом прикрывал «Восточный порог Отечества». Спец-корр, как опытный учитель, готовил на местах активистов - военкоров, культивировал интерес армейской молодежи к литературе, поэзии и песне: «Пусть Ваша тропка не на карте, И в буреломе хода нет. Пока Вы молоды, дерзайте! Оставьте свой бессмертный след». (1940).
С началом Отечественной войны патриотическая и мобилизационная работа газеты «Тревога» была вынесена из редакции на пограничный рубеж - под перманентные провокации самураев «на земле, в небесах и на море». Дальний Восток - пограничный край России, и спецкорр С. Феоктистов переместился на передовые окопы Дальневосточного Фронта, где ежедневно создавалась Летопись боевого противостояния Восточного Фронта (1941-45 гг).
«Военные цензоры стремились к тому, чтобы каждый поэт Советского Союза пел по единой команде «Ку-ка-ре-ку» (М. Пришвин, Дневники: 14 июля 1945 г). На Дальневосточном «невоюющем» Фронте журналисты и поэты не избежали контроля тоталитарного политического режима. Ряд стихотворений С. Феоктистова находили слушателей на политинформациях в окопах, а до читателей дошли только в ХХI веке:
На правом, на высоком берегу / Зарылись мы, как в божие ладони. Убитые в замёрзшем льду не тонут. Но в белом мы и не видны врагу. И снова мерзкий свист над головой, а по цепи приказ: «Не открывать огня!» - Земля родная, ты прикрой меня, а я тебя прикрою, я - с тобой! («Амурская молитва», 1942).
В 1941 - 44 гг подготовленные в суровых боевых условиях амурские дивизии направлялись через 2-3 месяца в «проблемные точки» западных фронтов, а на восточные рубежи «по ротации» прибывали малограмотные новобранцы из республик Средней Азии, Поволжья, Якутии и Дальнего Востока.
Для ускоренной адаптации мобилизованных нацменов (национальные меньшинства) газета «Тревога» 3-4 раза в неделю выпускала Приложения на национальном языке нового призыва. Спецкор С. Феоктистов писал о передовиках военного пополнения, поддерживал соревновательные настроения в «школах молодого бойца», работал с солдатской почтой, с письмами родителей призывников - ежедневная газетная рутина. Но «к ночи всегда вспоминал лучший материал дня и принимался написать что-то искреннее и мощное для первой страницы газеты» (Из дневника 1941 года).
Благодаря искренности, душевности и оперативности стихи и Песни Сергея Феоктистова находили отклики в сердцах и душах тружеников прифронтового края, согревали земляков, ослабленных холодом и голодом, стрессами и ранами, придавали дополнительные силы несущим ратную службу пограничникам.
О военной эпохе творчества журналиста и поэта, политрука Сергея Феоктистова рассказывают очерки:
1. Сатирическая шрапнель военного корреспондента Сергея Феоктистова, «Дебри-ДВ», от 19 сентября 2014 года.
2. Долгая горькая дорога к Победе в поэзии фронтовика Сергея Феоктистова: I - II - III главы - «Дебри-ДВ», от 8 ноября 2014 г. и от 24 декабря 2014 г.
см.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, представленный в Год российской литературы биобиблиографический обзор исправляет ошибочные утверждения Литературных справочников Дальнего Востока, что первые публикации поэта - воина Сергея Георгиевича Феоктистова относятся к 1939 году.
Поэтические пробы 17летнего селькора обнаружены в районных газетах Подмосковья за 1930-1931 годы. Но только в Красной Армии наставники помогли курсанту С. Феоктистову поверить в свое дарование, развивать его, поставить поэтическое мастерство на полувековую службу Вооруженным Силам Отечества.
Светлана Сергеевна Феоктистова,
дочь политрука - подполковника Красной - Советской Армии,
биограф и пропагандист литературного наследия поэта.
СПб, 8 февраля 2015 года.
Продолжение следует...