Владимир Высоцкий на Дальнем Востоке. Фото Бориса Подалева
Владимир Высоцкий на Дальнем Востоке. Фото Бориса Подалева
Как обычно, каждый год я со своими старыми друзьями в Татьянин день вспоминаю Владимира Высоцкого. Достаю старую гитару, купленную у откинувшегося зека летом 1992 года в последний день обмена денежных знаков. Беру эту самоделку и пою свою любимую песню: «Все года и века и эпохи подряд, все стремится к теплу от морозов и вьюг, почему ж эти птицы на север летят, когда птицам положено только на юг…».
 
Родился Высоцкий 25 января 1938 года. Нынче ему бы исполнилось две семерки - 77 лет.
 
Еще год назад в эти январские дни косяком на центральных каналах шли шоу-телепрограммы «по случаю». Каждый год и я, в далеком провинциальном Хабаровске, где Высоцкий вроде бы никогда не бывал, старался делать хоть маленькую газетную заметочку, а на радио - небольшую передачку о своем единственном кумире-авторе.
 
Нынче ни единое хабаровское издание, и ни одна местная радиостанция и телекомпания не вспомнили о Высоцком. Одна из пожилых редакторов на радио мне сказала, что «нечего говорить про этого пьяницу и наркомана», а другие просто проигнорировали. Дескать, все о нем давно сказано, да и никому Высоцкий уже не интересен.
 
Инкогнито - в дебри
 
Шесть лет назад «Дебри» (спасибо им) публиковали мой материал под заголовком «Хозяин тайги-3» на реке Хор». В нем я рассказывал о легендарном старателе, бывшем политзэке и друге Высоцкого предпринимателе Вадиме Туманове, с которым довелось увидеться в 1987 году в Амурской области. Говорят, бард инкогнито прилетал к нему в Свободный, где располагалась артельная тумановская база.
 
Писал в этой заметке я и о маленьком лесном поселке Бичевая, что в 130 км от Хабаровска, где снимался третий фильм из серии «Хозяин тайги», на съемки которого, также инкогнито, вполне мог прилететь Владимир Семенович. Посему повторяться не буду…
 
Однако у Хабаровского края есть еще одно место, где, возможно, побывал Высоцкий. Имеется даже письменное свидетельство директора судоремонтного завода из Николаевска-на-Амуре о том, что знаменитый поэт жил несколько дней у него дома и давал концерты в этом городе. Но сегодня это, действительно, практически никому не интересно.
 
Лето 1971-го
 
А недавно в каком-то таблоиде я прочел, что Высоцкий прилетал нелегально в Хабаровск в 1971 году, откуда поездом проехал до станции Угольная, а там его встретили друзья-музыканты и отвезли во Владивосток, где поэт дал несколько концертов в тамошнем Доме культуры моряков и на теплоходе «Феликс Дзержинский».
 
Петр Якимов, Борис Чурилин, Владимир Высоцкий
Петр Якимов, Борис Чурилин, Владимир Высоцкий

 
Владимир Высоцкий. Архив П.Якимова
Владимир Высоцкий. Архив П.Якимова

 
Пригласительный билет на концерт Высоцкого
Пригласительный билет на концерт Высоцкого
В столице Приморья Высоцкий действительно был 44 года назад, летом. И об этом много написано.
 
Летом 1971 года по приглашению работника Дальневосточного морского пароходства Бориса Чурилина Высоцкий гостил в Приморье. Тогдашнему директору Дворца культуры Анатолию Белому с огромным трудом удалось предоставить Высоцкому эту площадку. Анатолия Григорьевича до начала концерта вызвали в управление культуры. Высоцкий поехал вместе с ним, но в кабинет начальства не пошел. Дверь была приоткрытой, и Высоцкий все слышал.
 
Начальник орал на Белого: «Мы вас с работы снимем! Вы знаете, кто такой Высоцкий? Это отребье! Мне только что позвонили, он сейчас валяется пьяным на вокзале, на трамвайных рельсах». И тут «пьяное отребье» входит в кабинет: «Здравствуйте, я актер театра на Таганке Высоцкий». Отвисшая челюсть начальника, извинения.
 
Но выступал Высоцкий все-таки без официального разрешения крайкома партии, на страх и риск директора ДКМ. Ничего, говорил бард, я привык к таким встречам.
 
Но в Хабаровск Владимир Семенович тогда не заезжал. Прилетел он в «закрытый порт» на самолете и через пять дней убыл в Москву из аэропорта города Артем.
 
Кстати, точно известно, что как минимум у одного из хабаровчан сохранились уникальные аудиозаписи того владивостокского концерта Высоцкого. Они никогда не демонстрировались. А вот фотографии поэта на сцене Дворца моряков - в белых брюках, водолазке, с гитарой и цветами - неоднократно появлялись в местных СМИ. Снимал Высоцкого кинооператор студии «Дальтелефильм» Петр Якимов.
 
Золотой пуп на Колыме
 
Впервые же Высоцкий попал на Дальний Восток в 1968 году. В то время его друг поэт Игорь Кохановский работал корреспондентом «Магаданского комсомольца». Отправившись в Одессу на озвучивание фильма «Интервенция», как бы «по дороге» Владимир Семенович завернул в Магадан повидаться с другом.
 
Через много лет Кохановский вспоминал об этом эпизоде в репортаже на радио «Свобода», который позднее вошел отдельной главой в его книгу. Однако ни одной фотографии и иных документальных убедительных свидетельств о пребывании известного барда на Колыме не сохранилось. Но творческим итогом поездки Высоцкого в Магадан все же стал малоизвестный набросок в его блокноте:
 
То бишь, о чем? - о невесте я:
Стерва и малость скупа,
Очень красивая бестия
С ямкой в районе пупа.
 
Кто норовил в обладатели,
Будь он нечесан и груб!..
Ох! Рыли землю старатели,
Чтобы наполнить ей пуп.
 
Дунька лежала убитая
Прямо в избе топором...
Золото! Где ты, добытое
Дунькиным честным пупом?!

 
Страницы из блокнота В.Высоцкого о Дальнем Востоке
Страницы из блокнота В.Высоцкого о Дальнем Востоке

 
Оказалось, что Дунькин Пуп - это известная всем колымская сопка. А Дунька вообще-то - знаменитая колымская проститутка, которую пьяный старатель жестоко убил в порыве ревности. Пупок свой женщина подставляла под рассыпное золото, которым ей платили за услуги. Высоцкий узнал эту историю и зарифмовал. Стихотворение осталось незавершенным.
 
Есть такой памятник
 
Все знают о памятниках Высоцкому в Москве. Известны улицы Высоцкого в Киеве, Новосибирске, Одессе, Бердянске, Томске и других городах, мемориальные доски в Самаре и Санкт-Петербурге, спортивный центр имени Высоцкого в Днепропетровске, памятники в Домбае и Мариуполе...
 
Сын поэта Никита Высоцкий и хабаровчанин Андрей Земсков (слева) на открытии мемориальной доски на ДКМ.
Сын поэта Никита Высоцкий и хабаровчанин Андрей Земсков (слева) на открытии мемориальной доски на ДКМ.

 
Года три назад я общался с мэром Владивостока и поклонником творчества легендарного барда Игорем Пушкаревым, который открыто объявил о том, что намерен поставить памятник Высоцкому у себя в городе. И обещание свое градоначальник выполнил.
 
Монумент открыли в день смерти барда - 25 июля 2013 года, когда юг Дальнего Востока уже заливала большая вода. Автором монумента, который сразу окрестили «поющим», стал приморский скульптор Петр Чегодаев. Бронзовый Высоцкий с гитарой присел в скверике возле театра Горького.
 
Но есть и другой, самый первый, памятник Высоцкому на Дальнем Востоке, о котором, кстати, знают сегодня немногие. Установлен он в селе Беневское Приморского края. Создал его на собственные деньги житель Владивостока простой пенсионер Иван Лычко. Монумент поставили на скале почти в центре села. Внизу бежит речушка, весной рододендрон цветет, летом - всегда свежие цветы у подножья.
 
Выходят, помнят Высоцкого и у нас, в далекой провинции. С днем рождения вас, Владимир Семенович!
 
Андрей Мирмович