Голодая на митингах «Против», Голодаем немножечко «За»…
В минувшую пятницу в Комсомольске-на-Амуре предприниматели прекратили голодовку, объявленную как протест намерениям местных властей выселить их с рынка на площади Металлургов. Сейчас, как полагают бастующие, у них, наконец, появились веские доказательства своего права оставаться на обжитых за 12 лет торговых точках. И они намерены предъявить аргументы противнику, но теперь уже в суде.
Рынок на площади Металлургов, между прочим, расположен в самом сердце города юности. Он относительно небольшой - 450 торговых мест, но насыщен разнообразными товарами. И удобен для покупателя тем, что здесь можно было еще в этом году недорого купить и продукты, и одежду, и всякие хозяйственные мелочи.
По законам гигиены
Правда, на протяжении всей истории своего существования выглядел рынок весьма непрезентабельно. Разномастные продуктовые ларечки и киоски соседствовали здесь с контейнерами, прямо из которых и продавались «шмотки». Неотъемлемой частью рыночного пейзажа были горы пустых коробок и мелкий мусор. Все это «сдабривалось» неприятными запахами гниющих овощей и фруктов. А еще рядом пролегает дорога, и машины едут в 10-15 метрах от границы рынка. Пыль, отсутствие парковки, близость жилых домов... Словом, поводов для претензий надзорных органов всегда было предостаточно.
12 лет в таком виде рынок существовал, но лишь 23 мая 2007 года комсомольский территориальный отдел Роспотребнадзора выдал предписание, которое оказалось судьбоносным. Он руководствовался при этом не только элементарными правилами гигиены, но и федеральным законом № 271 «О рынках...». Этот документ предписывает «разобраться» со всеми отклонениями от санитарных норм, касающихся рынков, до 1 января 2010 года. В частности - найти крышу для открытых торговых точек, в первую очередь тех, где продается скоропортящийся товар.
И администрация Комсомольска-на-Амуре, подчиняясь закону, «разобралась».
- Мы приняли решение оставить только ряды с сельхозпродукцией, - говорит советник главы администрации Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев. - Предпринимателям, которые торгуют непродовольственными товарами, предложили места на городском вещевом рынке. А торговые точки со «скоропортом» переводим на рынки «Океан» и «Центральный», которые отвечают требованиям Роспотребнадзора.
Когда власти объявили предпринимателям, что договоры об аренде продлевать не собираются, собственно, и поднялась волна возмущения, которая в итоге вылилась в митинги, сбор подписей и голодовку.
Голодовка началась 2 апреля 2008 года и длилась две недели. До последнего ее дня пили только воду 15 женщин. Одной стало настолько плохо, что ее отправили домой, к оставшимся неоднократно приезжала «скорая помощь».
Бастующие не раз заявляли, что пойти на крайнюю меру они вынуждены, потому что с ними не хотят говорить, их не хотят слушать. Власти опровергают эти заявления.
- Ситуация обострилась не в апреле, а гораздо раньше - в ноябре прошлого года, когда предприниматели узнали о намерениях администрации, - говорит Иван Лаврентьев. - За это время с кем только они не встречались. Дважды приходили к градоначальнику на прием, неоднократно беседовали с директором управляющей компании рынка на площади Металлургов - «РУМА» Леонидом Хигай. Прошло что-то вроде «круглого стола» с представителями Роспотребнадзора и администрации города. Были торговцы на приеме у Сергея Семенова, начальника городского управления торговли, не раз обращались к его специалистам. Также было очень много телефонных переговоров и переписки...
Более того, когда «все завертелось», к бастующим из Хабаровска приезжал министр торговли Хабаровского края Сергей Лопатин. Судя по всему, диалог бизнеса с властью действительно был. Но даже если бы встреч и переговоров состоялось вдвое, втрое больше - какая разница? Какой смысл перечислять все визиты и беседы, если предприниматели так и не услышали главное для себя - вы остаетесь.
Третья сила, ты за кого?
Считается, что обычные люди не сильно поддерживают коммерсантов. Но вот ведь парадокс, в Комсомольске 12 тысяч горожан поставили подписи на листовках в поддержку бастующих торговцев. Тысячи человек пикетировали мэрию с требованиями пойти навстречу голодающим. По большому счету, если бы не они, то, скорее всего, конфликт удалось бы замолчать, а потом и затушить, не выходя из кабинетов. Однако вмешательство третьей стороны - населения - заставило чиновников, как минимум, усомниться: может, что действительно не так?
В Комсомольске-на-Амуре, между прочим, 12 рынков, но рынок площади Металлургов расположен идеальней всех. В этом месте - транспортное кольцо, здесь смыкаются самые популярные маршруты трамваев и троллейбусов из разных районов города. Здесь же останавливаются пригородные автобусы, на которые дачники пересаживаются с городских маршрутов, предварительно заглянув на рынок на площади Металлургов, где можно купить еду, напитки, семена и рассаду, инструменты и прочие мелочи. К слову, рынок «Океан» (куда планируется перенести часть торговых точек), по словам опрошенных комсомольчан, расположен далеко от остановки, и с нагруженными сумками возвращаться оттуда очень тяжело. На Центральный рынок на площади им. Кирова ходят только автобусы, а трамваи - нет. Выходит, рынок на площади Металлургов - это действительно самое «козырное» место для торговли.
А теперь вспомним, что, по сути своей, муниципальная власть - это власть людей, населяющих город или поселок. То есть любое важное муниципальное решение принимается как бы от имени и по поручению народа. А если народ не одобряет решение муниципалитета?
В Хабаровске, помнится, после обнародования планов реконструкции привокзальной площади тоже общественность возмущалась, причем даже не голодая и не собирая многотысячные подписи. Тем не менее, мэрия начала активно искать компромиссы. Провела общественные слушания, многочисленные собрания жителей района. В результате в проект реконструкции внесли изменения. Не принципиальные, но их оказалось достаточно, чтобы прекратить конфликт.
Почему в Комсомольске не прошел тот же самый вариант? Ведь можно было тоже провести общественные слушания, опрос и узнать, чего хотят не коммерсанты, не служащие муниципалитета, а сами комсомольчане.
Есть предчувствие, что далеко не все они поддерживают рынок на площади Металлургов. Говорят в Комсомольске, например, и о том, что пора убрать этот «гадюшник» из центра города. Ведь на центральной площади в Хабаровске, на Красной площади в Москве не торгуют китайскими шмотками и овощами… Однако без конкретных подтверждений это всего-навсего предчувствие.
Какая-то площадь, какой-нибудь дом
- Речь не идет о том, чтобы оставаться в том виде, в каком мы до сих пор работали, - говорит лидер «забастовочного движения» торговцев Елена Субботина. - Мы согласны пойти навстречу всем требованиям Роспотребнадзора, а также финансово участвовать в реконструкции рынка. Но она должна быть поэтапной, как того и требует ФЗ № 271, к которому так любят апеллировать власти. Только почему с нами не продляют договоры об аренде, когда до начала 2010 года остается еще много месяцев, непонятно!
Эта позиция заслуживает внимания, но не аплодисментов. По одной простой причине - в том виде, «в каком мы до сих пор работали», рынок существовал 12 лет… Теперь коммерсанты вдруг согласились его благоустроить, но эта «жертва» комсомольским чиновникам уже не нужна.
- Предприниматели представления не имеют, насколько дорого оборудовать на этом месте крытый благоустроенный рынок, - говорит Иван Лаврентьев. Но тут же сам и признается, что «никто не считал даже приблизительно - сколько это может стоить».
Поэтому на месте рынка, рядом с сельхозрядами, когда-нибудь построят какой-нибудь дом... Еще в 1987 году в генплане застройки города Комсомольска-на-Амуре было зафиксировано это намерение, но какой именно он должен получиться, до последнего времени не было известно даже чиновникам. Примечательно, что лишь когда началась голодовка, в администрации города собрали совещание, где и решали: какой дом, где дом, почему дом?
А в департаменте архитектуры Хабаровска нас проконсультировали по этому поводу. Оказывается, генеральный план - это серьезный документ, но коррективам подлежит. Если этого потребует жизнь. Или народ. Или теперь уже суд.
Дело в том, что администрация города всякий раз, оправдывая свое решение о переводе торговцев в другие места, ссылалась на требования Роспотребнадзора. И действительно, 14 февраля 2008 года его предписание убедительно постановило принять меры по переводу торговых точек в стационарные объекты. Но это ведь вовсе не означает, что их следует в одном месте закрыть, а в другом открыть.
Даже заместитель генерального директора МУП «РУМА» Андрей Власенко это подтверждает: «Надзорные органы предписали, что рынок нуждается в дополнительном оборудовании фасовочными комнатами, раздельными туалетами для персонала и посетителей, инженерными коммуникациями - водопровод и канализация и так далее...».
Другой пункт предписания Роспотребнадзора гласит, что открытые торговые прилавки следует перевести в павильоны в срок до 1 августа 2008 года. А где будут эти павильоны - на площади Металлургов или на Луне - Роспотребнадзору не интересно.
То есть время у торговцев, чтобы найти «крышу» на той же площади, даже по закону есть. И прекращение договоров об аренде в связи с этим вызывает сомнения. Что и будут доказывать предприниматели в судебном порядке. Власти Комсомольска тоже сдаваться не собираются. В пятницу, по словам Елены Субботиной, ворота, ведущие к продовольственному сектору на рынке, уже пытались заварить, чтобы не пустить торговцев. Но люди не дали это сделать...
Противостояние зачем-то продолжается
Голодовка не шахтеров, а предпринимателей в 2008 году - ситуация из ряда вон выходящая не только для Комсомольска, но, пожалуй, для любого современного российского города. Тем более, что память о «лихих 90-х» уже поистерлась, и привычней становятся куда более цивилизованные способы решения подобных проблем.
В этом плане примечательно, что комсомольских голодающих предпринимателей частично (в Комсомольске живет больше 12 тысяч человек) поддержал «электорат», но абсолютно не поняли их коллеги. Например, городской совет по предпринимательству Комсомольска на последнем заседании принял решение поддерживать совсем наоборот - сотрудников городской администрации.
- Еще два месяца назад я советовал им создать инициативную группу и подать иск в арбитражный суд, - говорит председатель городского совета Юрий Иванов. - Все должно быть нормально, цивилизованно. Но меня не послушали... Да и вообще, я считаю, что в центре города должна быть красивая благоустроенная площадь, а не рынок.
Из уст руководителя ДВОПП также прозвучали жесткие оценки действий комсомольских коллег, в их числе - «истерия» и «базар». Хотя в целом Евгений Шулепов поддерживает своих коллег. «Причина настоящей реакции комсомольских предпринимателей - в равнодушии чиновников города к интересам малого и среднего бизнеса. В отказе вести равноправный диалог со структурами предпринимательского сообщества по вопросам делового климата», - считает он.
Такая позиция «непротивления злу насилием» очень даже понятна. Потому как в Хабаровском крае давно уже отработан механизм поиска компромисса цивилизованным путем. И голодающий коммерсант вызывает, как минимум, недоумение, так же, впрочем, как и допустившие митинг протеста чиновники.
В Хабаровске, например, еще в начале 2000 г. прошло массовое строительство муниципальных торговых центров. Они создавались на местах нелегальных рынков - «шанхайских палаток», как их называют чиновники. Сворачивали «свободную торговлю», когда строили торговые центры на Индустриальном поселке, на остановке «68-я школа», «19-я школа»...
- Да, бывало, коммерсанты возмущались, - говорит Зинаида Кудря, начальник отдела торговой политики администрации Хабаровска. - Приходили в мэрию, писали письма губернатору и президенту, звонили... Но мы шли навстречу предпринимателям, они получали первоочередное право занять места в будущих современных торговых центрах.
Да что далеко в историю ходить, не так давно два открытых рынка в краевом центре на улице Шелеста и Хабаровске-2 были закрыты, и на их местах оборудованы крытые торговые центры. Инвесторами опять же выступали арендаторы, поэтому процесс прошел безболезненно. Со всеми владельцами торговых точек удалось найти общий язык при спорных ситуациях.
Наверное, сыграло здесь положительную роль и то, что предпринимателей безвозвратно не сгоняли с насиженных мест. На месте стихийных несанкционированных либо легитимных, но неухоженных рынков хабаровская мэрия строила благоустроенные торговые центры, тем самым подтверждая, что место для торговли изначально было выбрано подходящее. Ведь бизнес можно сравнить с водой. Вода всегда выбирает для себя самое удобное русло, и рыночная торговля возникнет только там, где она нужна людям. То есть не только продавцу, но и покупателю.
Да и в самом Комсомольске были ситуации, когда предпринимательская кровь не проливалась. Четыре года назад целый рынок на 250 мест на «66 квартале» (так называется микрорайон) перенесли в крытое помещение в полутора километрах от старого места. Для этого специально освободили помещение муниципального магазина.
- Недовольство было, не без этого, - говорит Иван Лаврентьев. - Но в итоге все отнеслись к решению мэрии с пониманием. А в районе «Клюшка» (народное название) в Ленинском округе на универсальном рынке были открытые торговые места с продуктами, и мы торговцев разместили в крытые павильоны на других рынках этого же округа. Никто не возмущался.
Получается, можем находить компромиссы, когда захотим. Почему же в данном случае так не выходит? Или мы просто за последние спокойные годы соскучились по конфликтам? А может, комсомольчане сами еще не решили, что хотят видеть на своей площади: какой-то дом или какой-нибудь рынок. Реклама шоколадных батончиков в подобном случае советует сделать паузу и подумать…
Марина Булдыгерова,
«Тихоокеанская звезда», 23.04.08.