Вместо завода - автоцентр
Вместо завода - автоцентр
Росчерка пера народного комиссара лесной промышленности СССР хватило, чтобы автомастерские лесозавода стали самостоятельным предприятием. Сам лесозавод едва ли не с основания Хабаровска располагался у реки Чердымовки при ее впадении в Амур. Теперь там стадион, открытый плавательный бассейн, другие объекты любимого хабаровчанами спортивного комплекса, который возводился в 50-х годах прошлого века. Завод «Авторемлес», детище второй пятилетки, тогда снесли. Но это тот самый случай, про который говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло…
 
Близко и знакомо
 
«Авторемлес» перебрался в новые корпуса, выстроенные для него на улице Краснореченской - главной магистрали Сталинского района, позже переименованного в Индустриальный. Основным цехом считался тракторный, поскольку завод ремонтировал трелевочные трактора. Они заменили лошадей на подвозке древесины, тем самым ознаменовав поворот лесозаготовительной отрасли к машинам и механизмам.
 
Действовали и другие цеха, в том числе инструментальный, литейный, транспортный. На сдачу механического цеха ожидался секретарь ЦК КПСС по строительству Борис Николаевич Ельцин. Однако будущий российский президент проехал мимо - на судостроительный завод.
 
Больше ста трелевочных тракторов ежемесячно получали вторую жизнь на «Авторемлесе». В леспромхозы Дальнего Востока он также отправлял отремонтированные погрузчики, двигатели и насосы, задние мосты и балансиры.
 
- Мы работали в связке с дальневосточным филиалом НИИ лесной промышленности, - вспоминает Владимир Григорьевич Бурдюк, директор «Авторемлеса» в 1981-1998 годах. - Было налажено производство нестандартного оборудования. В частности, механического колуна, который применялся в котельных лесных поселков, агрегата для изготовления пихтового масла, используемого в лечебных целях.
 
Комсомольское собрание 28 сентября 1952 года (слева - комсорг «Авторемлеса» Раиса Серова). Фото предоставлено музеем истории Индустриального района Хабаровска.
Комсомольское собрание 28 сентября 1952 года (слева - комсорг «Авторемлеса» Раиса Серова). Фото предоставлено музеем истории Индустриального района Хабаровска.

 
Когда на смену трелевщикам и погрузчикам в леспромхозы начали поступать машины, совмещавшие несколько операций, «Авторемлес» освоил их ремонт. Это была непростая задача, поскольку новое поколение отечественной лесозаготовительной техники имело недоработки, прежде всего в гидравлической части. На первого секретаря крайкома КПСС Алексея Клементьевича Черного, который приехал на завод, из оборвавшегося шланга полилось машинное масло. Без раздражения воспринял производственный казус тогдашний руководитель региона, которого интересовали особенности ремонта многооперационных машин. Бывал на заводе и министр лесной промышленности СССР Михаил Иванович Бусыгин.
 
На «Авторемлесе» трудилось в пределах пятисот человек. Это немного, если сравнивать его с судостроительным, отопительным, кабельным - китами Индустриального района. Хотя у среднего по численности предприятия неоспоримое преимущество - его работники, как правило, знают друг друга в лицо. Рождается чувство общности, как в песне из черно-белого кино. «Мне все здесь близко, все знакомо, /Все в биографии моей…»
 
Завод отмечался как лучший в районе, городе, крае, а также министерстве с вручением переходящих красных знамен. Гремела сенокосная бригада «Авторемлеса», которая готовила корма для Лазовского совхоза. В свою очередь хозяйство выделяло землю для шефов. Выезды на посадку картошки, окучивание и уборку, когда на равных все, от рабочего до директора, сближали коллектив не хуже партсобраний и колдоговоров. Мешки с картошкой доставлялись заводским транспортом до хранилищ по месту жительства…
 
В почете были династии. Григорий Абрамович Масловский привел на завод сыновей. Борис и Михаил стали токарями, как отец. Владимир начинал токарем, без отрыва от производства окончил институт, после чего работал технологом, мастером.
 
К слесарю моторного участка Дмитрию Сергеевичу Брусницыну новичков порой водили, чтобы показать, каким должно быть рабочее место. Верстак с приспособлениями для обработки металла, тумбочка, в которой инструмент в идеальном состоянии. Борис Брусницын перенял у отца преданность рабочей профессии, став универсалом, возглавив бригаду монтажников. Виктор Брусницын трудился расточником, фрезеровщиком.
 
На «Авторемлес» приехали представители Алтайского тракторного завода, который выпускал трелевщики, погрузчики, другую лесозаготовительную технику. Ремонтники приятно удивили производителей. Открытием для них стала порошковая технология восстановления изношенных деталей, используемая «Авторемлесом».
 
- Была достигнута предварительная договоренность, что наш завод станет дилером Алтайского тракторного на Дальнем Востоке. И возьмется не только реализовывать продукцию, но и выполнять гарантийное обслуживание, - рассказывает Владимир Григорьевич Бурдюк. - Это было в русле перестроечных новаций, когда нас призывали отказываться от посредников и переходить на прямые связи.
 
Однако не все рожденное в перестройку приживалось. Частное предприятие, созданное на базе литейного цеха, предпочло отказаться от услуг отдела технического контроля и лаборатории, которая проверяла состояние шихты, других составляющих литейного производства. Экономия вышла боком: качество литья упало, продукцию с дефектами заказчики не брали.
 
- С введением в хозяйственный оборот расчетов наличными деньгами мы оказались не в состоянии противостоять всякого рода пройдохам, - с сожалением констатирует экс-директор «Авторемлеса». - Слесарь участка общей сборки продал задний мост и лебедку, но привлечь его к ответственности не получилось. Завод стали разворовывать…
 
О том, что происходило позже, можно прочесть у поэта Евгения Евтушенко. «Жизнь кончилась. И началась распродажа…» Кто стал собственником зданий и сооружений «Авторемлеса» - тайна за семью печатями. Но за хвататься за голову от ужаса, пожалуй, неоправданно. Пугающих пустотой оконных проемов, разрушенных корпусов, проржавевших металлоконструкций не видно.
 
Напротив, фасады облагораживаются, вывески привлекают внимание, люди заняты делом в цехах и офисах. «Авторемлес» после своей ликвидации стал территорией опережающего развития. Причем, без всяких льгот, вмешательства федеральных и прочих чинов. Но если судить по кафе китайской кухни «Панда», которое заметно с улицы Краснореченской, по мастерской «Автомустанг», где изъясняются по-русски исключительно с клиентами, без иностранных инвесторов, иностранной рабочей силы не обошлось.
 
Территория развития
 
Если кратко характеризовать предприятия, занявшие корпуса «Авторемлеса», уместен термин «авторем». Это не натяжка, поскольку с десяток авторемонтных мастерских появилось в цехах, примыкающих к улице Краснореченской.
 
- Мы арендуем порядка тысячи квадратных метров, - поясняет замдиректора ООО «Автостолица» Дмитрий Богатков. - Работаем с 2006 года…
 
С руководством предприятия «Автосервис MP CAR» встретиться не удалось, однако слесарь Александр Юрьевич Прохоренко подтвердил, что заказы есть всегда. В мастерской, где ремонтируется техника из Южной Кореи, складом заведует ветеран «Авторемлеса Галина Александровна Рудич.
 
- В 1977 году устроилась на завод ученицей заточника, - рассказывает она. - Сдала на первый разряд, потом второй… Двадцать пять лет на заводе отработала. Когда его не стало, у меня был пятый разряд. И ощущение такое, что жизнь закончилась…
 
Ветерана «Авторемлеса» ценят в мастерской, которая входит в многопрофильное предприятие Александра Нерубенко. Другая его составляющая - коммерческая недвижимость. Заводоуправление «Авторемлеса» трансформировалось в бизнес-центр. В нем появился третий этаж, а недавно началось возведение пристройки, что подтверждает востребованность офисных помещений не только в центре города, но и в Индустриальном районе.
 
В бывшем заводоуправлении не иссякает поток посетителей. Кто-то пришел за пластиковыми окнами и теплыми полами, кому-то понадобились медали и кубки, заказ на изготовление которых принимают здесь же, у кого-то нужда в перевозках, грузовых и пассажирских. В общем, вахтеру бизнес-центра скучать не приходится. А вахтером тут Нина Филипповна Саврий, тоже ветеран «Авторемлеса». С 1972 года она работала фрезеровщиком, токарем, слесарем, после чего ее пригласили в технический отдел.
 
- Завода нет, а наших, заводских, встречаю здесь постоянно. Бориса Николаевича Кленина, бывшего главного механика, Сергея Акамсина, который крутил баранку ЗИЛа в транспортном цехе, - говорит Нина Филипповна. - Они устроились в компанию «Град Сталь». Сама компания занимает механический цех…
 
В двухэтажном корпусе заводской столовой обосновалось ООО «Хаб ДТА Сервис» - фирма, оказывающая услуги по ремонту дизельно-топливной аппаратуры.
 
- Когда мы сюда зашли, от столовой сохранились только стены, - не скрывает директор Татьяна Анатольевна Гупало.
 
Она и ее муж Александр Алексеевич в советское время были представителями Ярославского завода топливной аппаратуры в Хабаровске. Когда представительство ликвидировали, супруги Гупало решили организовать частное предприятие, поскольку потребность в ремонте дизельно-топливной аппаратуры сохранялась у автомобилистов, речников, сельхозпроизводителей. Несколько раз приходилось менять помещение, что не лучшим образом отражалось на деятельности предприятия, поскольку испытательные стенды, другое оборудование надо было перемещать.
 
Своим добрым гением семья предпринимателей считает Евгения Андреевича Елизова. Он, в ту пору заместитель генерального директора ОАО «Дальлеспром», убедил перебраться на «Авторемлес», помог с помещением. Предприятия «Дальлеспрома», перейдя на многооперационные машины, нуждались в ремонте дизельной аппаратуры. Супруги Гупало старались не подводить партнеров, хотя восстановление помещения, техническое оснащение требовало немалых средств. Сегодня в мастерской чистота и порядок, установлена вентиляция, работают профессионалы. Последнее приобретение - стенд для последней модификации двигателей автомобиля КаМАЗ.
 
Обрел себя в новом качестве и клуб «Авторемлеса». Теперь это ночной клуб «РайОн». По утверждению его директора Максима Минорского, единственный в Индустриальном районе, от химфармзавода до центра города.
 
- Заменили инженерные коммуникации, окна и двери, - сообщает он о ремонте здания. - Открыли биллиардную и бар, танцпол и гардероб. Установили музыкальное оборудование стоимостью четверть миллиона евро…
 
Как относиться к сегодняшнему «Авторемлесу», где не ремонтируют трелевщики и погрузчики, где не функционируют кузница и литейка, где не осталось ни единого производства, ни единого коллектива? Сожалеть, что не сберегли, распродали и растащили, как по всей стране, от Москвы до самых до окраин?
 
Или порадоваться за компанию «Град Сталь», которая обзавелась офисом, производственными и складскими помещениями, отремонтировала их, приспособив для реализации металлопроката? Пожелать успеха «Автостолице», другим автомастерским, развернувшимся в старых стенах, вкладывающим капитал в обновление, оснащение? Посидеть в кафе «Панда», отведав блюда, традиционные для Поднебесной?
 
Прошлого не вернуть, хотя его осмысление полезно. Надо двигаться вперед, и хорошо, что преображением охвачен старый-новый «Авторемлес».
 
Михаил Карпач.
«Приамурские ведомости», 16.07.14