Егор Борисов.
Егор Борисов.
Вполне возможно, что во время готовящегося сейчас визита президента РФ Владимира Путина в Китай «Газпром» заключит контракт с «China Natural Gas and Petroleum Corporation» (CNPC) на поставку 60 млрд куб. метров газа в Китай и приступит к строительству газопровода «Сила Сибири».
 
Сроки строительства будут предельно сжатые - к 2018 году планируется начать поставки. Но сможет ли «Газпром» при всем своем старании соблюсти эти сроки? Вполне может быть, что Алексею Миллеру придется объяснять китайским партнерам особенности навигации на сибирских реках и выплачивать громадные неустойки за срыв поставок…  
 
14 апреля вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами в Горках прокомментировал свою поездку в Китай на прошлой неделе, в рамках которой было проведено заседание российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству.
 
«По газу переговоры завершаются, и есть общее намерение закончить эту работу до визита президента России в Китай в мае текущего года», - сказал он.
 
Дворкович, курирующий в правительстве энергетический сектор, также отметил, что основные решения по сотрудничеству в сфере нефти и нефтепереработки уже приняты.
 
«Китайские коллеги пошли нам навстречу по некоторым направлениям, в том числе по структуре финансирования соответствующих проектов», - рассказал вице-премьер.
 
Ранее глава Минэнерго Александр Новак заявлял, что «Газпром» сможет начать поставки газа в КНР в 2018-2020 годах.
 
Подготовку к началу строительства газопровода в Китай «Сила Сибири» «Газпром» начал давно. 28 февраля 2013 года в Якутске, прошло заключительное совещание, в котором приняли участие чиновники правительства Якутии, руководители подразделений «Газпрома» и вероятных подрядных организаций, представители транспортных предприятий: РЖД, Ленского объединенного речного пароходства и Группы компаний «Старвей».
 
Как было отмечено на совещании, «для освоения месторождения и строительства нефте- и газотранспортных путей потребуется завезти большое количество грузов, которые пойдут, прежде всего, по железной дороге до станции Лена и далее речным транспортом через Осетрово по реке Лена.
 
Предполагаемый объем в 2013-2017 годы превышает 2 млн. тонн. В частности, как отражено в протоколе совещания со ссылкой на первого заместителя генерального директора - главного инженера ООО «Газпром трансгаз Томск» Игоря Кузнецова, в эту навигацию планируется завезти в Якутию около 400 тыс. тонн труб и сопутствующих материалов для газопровода.
 
Кроме того, потребуется доставка до места грузов подрядчиков строительства газопровода: тяжелой техники, кранов, материалов для обеспечения деятельности и строительства вахтовых поселков.
 
Также в протоколе приведены данные начальника управления ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Евгения Гуреева, о том, что 650 тыс. тонн грузов будет необходимо для осуществления работ непосредственно на Чаяндинском месторождении».
 
В мае, на заседании Экспертного совета Росморречфлота в Усть-Куте объем перевозок был уточнен:
 
В этом году объем требуемых перевозок для «Газпрома» сравнительно невелик - 537 тысяч тонн. В том числе 122 тысячи тонн - трубы для «Силы Сибири»…
 
В 2014 году объем перевозок для нужд Чаянды и «Силы Сибири» резко возрастет - до 1.016 тысяч тонн. На 2015 год запланировано к перевозке 1.132 тысяч тонн различных грузов, в 2016 - 1.041 тысяча тонн, и в 2017 - 672 тысячи тонн.
 
Но сможет ли сейчас ЛОРП и якутские власти обеспечить доставку и переработку необходимого «Газпрому» объема грузов для «Силы Сибири» - большой вопрос. Особенно, если на время строительства придется пик избирательной кампании Егора Борисова на пост главы республики.
 
Ведь и раньше республиканские власти не уделяли должного внимания работе по организации речных перевозок для нужд трубостроителей и северных районов республики. Например, правительство Якутии на совещаниях с менеджерами «Газпрома» было представлено максимум министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха Семеном Винокуровым. И все.
 
Результат столь вопиющего невнимания не замедлил сказаться - аврально решая вопросы доставки грузов в условиях маловодья на Верхней Лене, речники провалили северный завоз-2013. Во льду Индигирки застряли свыше 20 судов с генеральными грузами для северных улусов, экипажи судов эвакуировали вертолетами по мере окончания на судах продовольствия для речников.
 
В начале XXI века три района Якутии оказались без запасов топлива и продовольствия для населения
В начале XXI века три района Якутии оказались без запасов топлива и продовольствия для населения
В начале XXI века три района Якутии оказались без запасов топлива и продовольствия для населения. Дошло до того, что в ряде населенных пунктов республики картошку и овощи стали продавать только работникам бюджетных организаций.
 
Как писала якутская пресса, «складывается не очень приятная картина, связанная с продажей овощей. Несколько дней назад в поселок были завезены овощи от «Туймаада Агроснаб», которые за считанные часы были раскуплены с шумом и даже дракой.
 
Чтобы успокоить недовольных покупателей, пришлось вызывать полицию.
 
На следующий день на продажу привезли картофель, морковь, свеклу, фрукты, молочную продукцию, но уже на оптовую базу ОАО «Якутоптторг», здесь тоже без скандала не обошлось, многие не успели купить желаемое. Очередь занимали с утра, в то время как самолет с грузом прибывает в послеобеденное время».
 
После того, как ситуация с дефицитом продовольствия на севере Якутии получила всероссийскую огласку, в дело был вынужден вмешаться премьер-министр России Дмитрий Медведев. Премьер поручил главе МЧС помочь властям Якутии и создать резерв для поставки продовольствия в пострадавшие районы, в том числе из государственного резерва. Зимой продовольствие в республику завозили самолетами МЧС.
 
Сейчас якутские власти объясняют срыв северного завоза якобы объективными причинами - обмеление рек, аномально низкие уровни воды, ранняя шуга и прочими форс-мажорными обстоятельствами. Но так ли это на самом деле?
 
Ведь еще совсем недавно, до того как ситуация стала достоянием всероссийской общественности, сам глава Якутии Егор Борисов заявлял: «Не было никаких форс-мажорных ситуаций. Просто никто не хочет брать на себя ответственность, вот и придумывают оправдания».
 
В своем интервью газете «Торгово-промышленные ведомости» бывший глава минтранса Якутии Владимир Членов так объяснил причины срыва северного завоза:
 
«В первую очередь, отсутствие координации среди речных транспортных предприятий, которые участвуют в северном завозе. При транспортировке грузов по речным путям необходима координация соответствующих служб, поддержание водных путей пригодными для судоходства. Сегодня этого нет.
 
Минтранс просто отговаривается форс-мажором, а кто будет исправлять ситуацию? Там же люди живут! Министерство транспорта вообще устранилось от решения проблем».
 
Об этом же, - низком уровне диспетчерезации перевозок, - пишет и «Российская газета». «На Индигирке было непродолжительное половодье, и к этому времени тяжелые суда класса «река-море» с грузами уже стояли на морском участке у устья. Однако мелкосидящий флот, на который надо было перегружать доставленное, в это время находился за сотни километров в среднем течении реки».
 
Вы думаете якутские власти извлекли какие-нибудь уроки из этого ЧП? Ничего подобного. Главной задачей для них стало отмазаться и найти крайнего.
 
Полностью подконтрольный Егору Борисову и возглавляемый его другом Александром Жирковым республиканское законодательное собрание Ил Тумэн, впервые в своей истории инициировало проведение депутатского расследования. Поработав, комиссия вынесла вполне ожидаемый вердикт - во всем виноваты федеральные власти. И только они одни.
 
Раздухарившись, члены парламентской комиссии даже потребовали рассмотреть вопрос о соответствии руководителя ФБУ Ленского бассейна Павла Снытко занимаемой им должности.
 
Вот так…
 
Правда, федералы себя виновными не считают и Снытко до сих пор возглавляет ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей».
 
Вообще, на мой взгляд, поиск виноватых и перекладывание ответственности на всех подряд - фирменная фишка якутского президента Егора Борисова. На якутских форумах уже давно смеются по этому поводу.
 
И этот случай далеко не единственный. Срыв северного завоза - это не случайность, это лишь очередное звено в цепи непрофессионализма якутской республиканской власти. Республика сегодня практически неуправляема, и вынуждает федеральные власти периодически заниматься текущими проблемами Якутии.
 
Неспособность Егора Борисова решить вопрос с министерством обороны России по поводу дальнейшего функционирования аэродрома в Тикси, привело к закрытию порта и транспортной блокаде поселка. Ситуацию смогли разрешить только после личного вмешательства премьер-министра России Дмитрия Медведева и нового министра обороны РФ Сергея Шойгу.
 
Вдобавок к этому, зимой, по причине некомпетентности работников ЖКХ, Тикси был практически полностью разморожен. Тысячи людей в 50-градусный мороз оказались без тепла и надежной транспортной связи с остальной частью республики. Встал вопрос об эвакуации поселка и глава Якутии обратился за помощью к Сергею Шойгу.
 
Полярная ночь, минус 50, единственный аэропорт закрыт и никакой другой дороги для эвакуации нет, в поселке практически остановилась котельная, тепла нет. Вы можете себе представить, что испытали на себе многострадальные жители якутского Заполярья?
 
И подобных примеров можно приводить множество.
 
Безнаказанность чиновников, кумовство и местничество неизбежно приводит к росту социальной напряженности. За последние полгода по республике прокатилась волна несанкционированных митингов, а некоторые даже прошли в Москве. Якутия сегодня напоминает паровой котел, с которого в любой момент может сорвать крышку.
 
Практически вчера, жители Алдана вышли на митинг возмущенный бездумным расточительством власти. Недавно избранный под флагом «Единой России» глава района Северин Поздняков решил купить себе новый дорогостоящий джип за 4,5 млн рублей. Произвол чиновников уже просто достал якутян.
 
Как видите, сегодня в республике сложился жесточайший системный кризис управления, а Президент и правительство Якутии стали синонимами некомпетентности и коррупции в республике. Эта вопиющая некомпетентность уже привела к срыву северного завоза и с тем же успехом может сорвать строительство газопровода «Сила Сибири».
 
Старые кадры разогнаны, заменены на «блатных» и сегодня будет просто некому обеспечить должный уровень координации работы транспортной цепочки на территории республики. Что очень наглядно показала навигация прошлого года, когда республиканские власти не смогли наладить согласованную работу между речниками и путейцами.
 
А сейчас все осталось по-прежнему и все чиновники, допустившие эти безобразия, находятся на своих местах. Ничего и никто не поменялось. А теперь к этому бардаку может добавиться еще и предвыборная кампания…
 
Так сможет ли в таких условиях «Газпром» построить «Силу Сибири»?
 
Владимир Нифонтов
YKTIMES.RU, 21.04.14
http://www.yktimes.ru/glavnoe/pobedit-li-sila-sibiri-slabost-egora-borisova/
 
P.S. Как должна совместно работать власть и бизнес, мы хорошо знаем на примере строительства «Транснефтью» нефтепровода «Восточная-Сибирь - Тихий океан».
 
28 апреля 2006 года в Тайшете был сварен первый стык, 27 апреля 2009 года «Транснефть» завершила сварку линейной части первой очереди ВСТО, и уже 28 декабря 2009 года председатель правительства РФ В. В. Путин запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Гонконг. Нефтепровод был построен и сдан в эксплуатацию за три с половиной года.
 
Столь сжатые сроки строительства ВСТО стали возможны, в первую очередь, за счет четкой и слаженной работы транспортников, среди которых далеко не последнее место занимали якутские судоходные компании. Лидером среди них, безусловно, был ЛОРП. В навигацию 2006 года компания выставила под погрузку 170 единиц транспортного флота, которые перевезли 1,47 млн тонн грузов.
 
В навигацию 2007 года в перевозках приняли участие уже 260 единиц флота, которые сумели обеспечить перевозку 1,77 млн тонн грузов. Конкретно для нужд ВСТО якутскими речниками было вывезено около 230 тысяч тонн грузов, из которых 166 тысяч тонн трубы. Аналогичный объем перевозок был выполнен для компании «Сургутнефтегаз».
 
По данным Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, в навигацию-2007 совокупный объем речных перевозок для всего проекта ВСТО составил 1,1 млн. тонн. Только трубной продукции по водам Ленского речного бассейна было транспортировано более 500 тысяч тонн.
 
И за все эти годы сверхнапряженных перевозок ЛОРП уверенно справлялся с задачей Арктической навигации и стабильно перевозил для нужд северных улусов 500 тысяч тонн грузов.
 
В 2006 году президент республики Вячеслав Штыров сразу заявил республиканским чиновникам:
 
Для успешного выполнения поставленных задач нужно усилить координирующую роль правительства республики и органов местной власти. От правительства Якутии координатором назначается Владимир Членов. С сегодняшнего дня мы переходим к директивам, кто не выполнит, пусть пеняет сам на себя. Президент России поставил задачу - ее надо выполнить. План навигации надо составить как план военной кампании, и вперед, к победе.
 
Победили. Наши речники при помощи республиканских властей обеспечили перевозки для нужд ВСТО и полностью закрыли северный завоз. И это несмотря на трудный маловодный 2006 год, когда были трудности с доставкой грузов на Мому.
 
YKTIMES.RU, 21.04.14