Александр Соколов
Александр Соколов
Сегодня в Хабаровске, на муниципальном уровне, не только отбираются полномочия, но еще отбираются и доходы, а также уменьшаются отчисления в бюджет от налогооблагаемой базы. По мнению мэра Хабаровска Александра Соколова, «местные органы власти превращаются в большое товарищество собственников жилья», где уже нет места развитию и движению вперед. Чтобы Хабаровску развиваться - градоначальник предложил ввести самообложение - собирать деньги с граждан на неотложные нужды.
 
О городских проблемах, с которыми сегодня столкнулась муниципальная власть мы узнали из первых уст мэра краевой и пока еще дальневосточной столицы - Александра Соколова.
 
Ноль доходов
 
Я сторонник модели создания точек роста в экономике, там где это возможно. И такими точками роста, безусловно, должен являться (частично и является!) город и любая другая  агломерация - где компактно проживают люди. Но этого понимания нет ни в обществе, ни в структурах власти, ни у законодателей, ни у исполнителей. Почему?
 
Потому что иначе трудно понять, отчего с того объема налогов, который собирается в городе, остается менее 9%. А если говорить об основном налоге - налоге на зарплату - НДФЛ (налог на доходы физических лиц) или как его еще называют - подоходный налог, то он сегодня всеми законными актами, установлен в объеме 15%. Это та часть с отчислений налога на доходы физлиц, которая остается в муниципалитете. При этом гражданин сегодня требует, чтобы ему были созданы за эти 15% - достойные и комфортные условия не только для жизни в городе, но, в том числе, и условия для развития бизнеса. Если такое «понимание» в обществе будет продолжаться, то точек роста не будет.
 
Невозможно без поддержки в обществе строить и поддерживать ту бюджетную политику, которая сегодня существует. За годы, что я работаю мэром, а это уже практически 13 лет, весь приработок, который мы обеспечивали, в том числе развивая доходную базу бюджета, он ежегодно изымался. Вся прибыль заработанная за год, изымалась, обосновываясь тем, что у других-то плохо!
 
Когда-то у меня была неудачная шутка. Я на одном из заседаний ассоциации городов в Москве сказал: «Что вы мучаетесь, каждый год перетрясая нормативы, вы оставьте нам ноль доходов, и мы чуть-чуть еще проживем...» Но к этому, действительно, все и идет!
 
Представьте себе, из 50% отчислений с дохода НДФЛ (что у нас было раньше) - теперь на муниципальном уровне оставляют 15%. И мы, всем сообществом, должны осознать, что  при таких условиях, не будет точек роста в экономике, а значит, и государство не двинется вперед, и перспектив у нас не будет.
 
Цена полномочий
 
На уровне президента не разрешают полемизировать, там говорят: «У тебя один вопрос». И вот надо что-то в этот вопрос «вместить», пытаясь подтянуть туда, под видом этого же вопроса и какие-то другие проблемы - нехватку полномочий. И в этой связи, я конечно,  перед президентом поставил в том числе и вопрос: «Почему ежегодно измененные полномочия должны ухудшать состояние бюджета, который зарабатывается обществом?»
 
И что мы видим сегодня? Меняя полномочия по здравоохранению, ни к чему лучшему это не привело. Расходы городского бюджета на здравоохранение были 900 млн рублей, при этом за годы мы сумели реформировать все городское здравоохранение, переоснастили поликлиники (когда-то они были или в «долгом ремонте», или в них невозможно было войти), изменили материальную составляющую для работников этой отрасли. Теперь поликлиники, как «конфетки», приняли на краевой уровень, а доходов у нас изъяли в два раза больше с тем, что мы тратили на здравоохранение. При расходах в 900 млн, доходов изъяли 1 млрд 820 млн рублей.
 
Сейчас идет вопрос об изъятии полномочий по дополнительному образованию. Десять лет назад многих учреждений дополнительного образования не было и в помине. Понимая значимость работы с детьми, подростками, развития спорта, мы строили, развивали эту базу. Сегодня говорят: «Все прекрасно - отдайте!» Стоят эти полномочия (расходы) - 860 млн рублей. Из городского бюджета готовы изъять доходов почти на 1,5 млрд рублей.  
 
Трудно понять - почему большая часть полномочий у нас изъята. По сути, местные органы власти превращают в большое товарищество собственников жилья. Никаких контрольных функций и полномочий. Но нам ведь нужные еще и реальные механизмы работы. Вот, кто остановит человека, нарушающего порядок? Но если даже мэр к каждому подойдет (что трудно себе представить), у него ведь нет полномочий остановить нарушителя.
 
Безусловно, в след за Европой, мы проходим те ошибки, которые они уже совершили. Упрощая задачи органов местного самоуправления, в Европе пришли к проблеме, что муниципальные органы выпали из программ развития, созидания, и превратились в структуры, которые только задают вопросы и просят их решать. В Европе сегодня пришло осознание того, что местному самоуправлению нужно возвращать полномочия. И мы, конечно, тоже пытаемся это доказать, что нам нужны полномочия. Пока нас не слышат.
 
Законтролировали
 
К сожалению, зачастую, законодательная база  у нас в России формируется по принципу перевода с английского языка на русский. Иногда это делается без учета тех требований и возможностей, и даже, может быть, психологии, того общества, в котором мы живем.
 
А выражение «ручное управления страной» Владимира Владимировича Путина - оно характерно для всего уровня управления. Если какой-то проблемой занимаешься, ведешь, тянешь, сам работаешь как исполнитель, организовываешь процесс, то дело будет двигаться. Но ведь и тогда законтролируют!
 
К примеру, мы несколько раз выходили с требованием об избыточности работы контрольно-надзорных органов. Приведу пример: одно из городских подразделений в течение года 142 (!) раза проверялось органами прокуратуры. Это подразделение - управление дорог и внешнего благоустройства Хабаровска. А когда этому подразделению еще и работать? Оно ведь работает в ежедневном режиме!
 
По сути, сегодня, надзорные органы «активно контролируют» или бизнес, или муниципалитет. Не проверяют и не контролируют они органы государственной власти - региональные или федеральные их структуры.
 
Безусловно, осторожность бизнеса в связи с этим контролем, а может быть еще и малые возможности, не позволяют им активно развивать реальное производство. У нас, в Хабаровске, больше всего бизнеса - 47% - занято в торговле, 14% - в строительстве, а в реальном производстве - присутствие бизнеса самое минимальное.
 
Я вам могу назвать с десяток объектов, в том числе производств, которые вообще не характерны развивать для муниципальных образований (заводы, перерабатывающие центры, полигоны, инфраструктурные объекты), но которые у нас тянут город. И эффективность вложенного рубля у нас намного выше, чем в любой другой территории Дальнего Востока. А вот бюджетная обеспеченность в городе на одного жителя в Хабаровском крае у нас самая низкая. Мы находимся на последнем месте по уровню бюджетной обеспеченности в крае. Так значит, что нам нужно?
 
Нам обязательно нужны преференции для эффективного развития. И эти преференции возможно создать, и ничего бюджет страны не потеряет.
 
Замкнутый круг
 
Каждый собственник хотел бы, чтобы за счет бюджета ему что-нибудь сделали. Так давайте введем самообложение. Как во всех других странах делают: собираются, вводят налог и на него что-то строят.
 
Вот все рассуждают и возмущаются: «Да мы же и так платим налоги!» Рассказываю: налогов на содержание и развитие транспортной сети на следующий год, дай бог, чтобы собрать 100 млн рублей. Потому что у нас еще разрешено транспортный налог отправлять в доход муниципального дорожного фонда.  
 
На содержание дорожной сети Хабаровска требуется 3 млрд 800 млн рублей. В этом году мы получили кредиты, набрали по разным статьям около 400 млн! И на это пытаемся еще что-то сделать, чтобы было лучше, чем у других. Но мы же не может все время брать кредиты, чтобы самые узкие места закрывать.
 
Почти 900 ветхих домов ведомства сбросили на муниципалитет. У нас 70% дорожной сети ведомств брошены без всякой передачи нам (с баланса не сняты, паспорт объекта дороги не создан,  с балансодержателя не получены первоначальные средства на содержание).
 
Мы же должны понимать: что за всё кто-то должен платить. Но если перестали оставлять налоги, - в муниципалитет, повторюсь, отчисляют от подоходного налога (НДФЛ) - 15%, то как за это всё - «от родился и до помер» - создать условия на высшем уровне?
 
Давайте возьмем опыт других стран, где налог, так называемое самообложение, вводится и платиться по решению сообщества. Если государство не может этого сделать, давайте делать сами. Или давайте сформируем такое мнение, чтобы отчислений с налогов хватало бы на минимум проблем. А все остальные - закрывал бизнес.
 
Но опять мы приходим к какому-то замкнутому кругу: нет точек роста экономики, нет бизнеса, нет развития, нет денег. А точки роста  - это прежде всего наше желание и инициатива. Так давайте быть инициативными!
 
Константин Пронякин, Андрей Мирмович.
 
Справка
Поясним, в соответствии с налоговой системой, основная часть налоговых поступлений уходит на федеральный уровень. Это самые стабильные и хорошо собираемые налоги. Если в 2001-2002 годах соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной казной и бюджетом регионов, составляло примерно 50/50, то к 2006 году на территории оставалось немногим более 30% от собранных налогов. Основные источники пополнения регионального бюджета - это часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. В период кризиса 2008-2009 годов, доходы от налога на прибыль почти прекратились - прибыли у предприятий нет.
 
Согласно Бюджетному кодексу РФ, муниципалитеты могут частично управлять лишь двумя налогами - земельным и на имущество физических лиц. Но эти налоги трудно собирать, и составляют они считанные проценты в бюджете муниципальных районов. Основные поступления в бюджете - это перечисление муниципалитетам доли от прочих налогов из вышестоящих бюджетов. Например, сельские поселения получают 10% собираемого на их территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 30% единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), муниципальные районы - 20% НДФЛ, 30% ЕСХН и 90% единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
 
В настоящее время основной объем налоговых доходов местных бюджетов формируется не за счет местных налогов, а за счет отчислений от налога на доходы физических лиц. Согласно положениям Бюджетного кодекса поступления от данного налога подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов в размере 20% доходов от данного налога и в бюджеты поселений - 10%. В то же время в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относится часть НДФЛ в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Федерации. Таким образом, произошло явное снижение размеров нормативов отчислений в местные бюджеты от НДФЛ.