Наш лес уходил в Китай.
Наш лес уходил в Китай.
Лес… Не так давно, лет пять-десять назад, лес был одной из главных ценностей нашей области, потенциальным источником доходов, которые могли и должны были бы пополнять областной бюджет.
 
Лес, как и полезные ископаемые, которых также в области достаточно много, мог бы, наверное, сделать областной бюджет не только бездефицитным, но и бездотационным. Конечно, при рациональном его использовании.
 
В советское время леспромхозы ЕАО успешно работали, добывая и перерабатывая древесину, снабжая ею не только нашу область. Но при этом шёл плановый восстановительный процесс.
 
Сегодня леспромхозов нет, но есть частные структуры, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины. При этом наш лес становится всё реже, всё больше и больше появляется проплешин в тайге, всё шире и шире проплешина в бюджете области.
 
Идею развития лесной промышленности, которая в результате способствовала бы экономическому развитию отдалённых территорий, поступлению доходов в казну территорий, восстановлению лесов, сведению к минимуму безработицы, должно было реализовать принятое ещё в 2007 году Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
 
В 2008 году, чтобы начать реализацию этого Постановления, наше областное правительство принимает своё постановление «Об утверждении порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и критериев оценки инвестиционных проектов в области освоения лесов». Согласно данному документу, отбор заявок желающих принять участие в таких проектах должен был осуществлять Инвестиционный совет ЕАО. Он же принимал решение: рекомендовать правительству области удовлетворить ту или иную заявку, или нет.
 
В общем, в 2009 году правительством области была утверждена только одна заявка на участие в приоритетном инвестиционном проекте. И представило её общество с ограниченной ответственностью Компания «ЭКОЛЕС», назвав свой проект «Создание и модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО Компания «ЭКОЛЕС».
 
Сразу скажу: у этой компании три учредителя - два российских гражданина и китайская фирма. И, как вы уже, наверное, догадались, доля китайцев в компании значительно больше доли россиян - она составляет шестьдесят два процента.
 
Компания представила необходимые бумаги (планы, расчеты) правительству области, правительство эти бумаги приняло, утвердило, направило в Москву. В Москве Минпромторг России издаёт приказ о внесении проекта Компании «ЭКОЛЕС» в перечень приоритетных. Срок реализации этого проекта: 2010 -2014 годы.
 
Дальше - правительство области заключает с компанией «ЭКОЛЕС» два договора аренды лесных участков на льготных условиях, без проведения аукциона, и устанавливает в них общий объём ежегодного изъятия древесины в количестве трёхсот пятнадцати тысяч кубометров. Четыре участка выделены в районе Будукана.
 
Давайте, посмотрим, сколько же денег собиралась, согласно всё тем же бумагам, инвестировать в нашу областную лесную отрасль компания «ЭКОЛЕС».
 
В течение четырёх лет компания запланировала инвестировать почти шестьсот шестьдесят шесть миллионов рублей! Согласно заключенным компанией договорам аренды лесных участков, она должна была не только рубить и продавать лес, но и осуществлять ещё целый ряд лесохозяйственных мероприятий: строить дороги противопожарного назначения, оборудовать подъезды к источникам воды, и, конечно же, компания обязана была обустроить и содержать посадочные площадки. В договорах сказано, что компания должна содействовать естественному возобновлению лесов на 859 гектарах. То есть, на определенном участке должен был быть создан, скажем так, питомник, в котором компания «ЭКОЛЕС» обязана была выращивать лесные культуры, а затем высаживать их на подготовленную ею же для этого землю.
 
Кроме того, в проекте компании можно прочесть следующее:
 
«Проект включает в себя шесть направлений -
 
- Первое направление (блок) представлено мероприятиями по заготовке ликвидного леса и низкотоварной древесины, необходимой и достаточной для организации дополнительных производств, рентабельных при переработке деловой древесины, не товарной древесины и отходов (НТДО), период жизнедеятельности которых должен составлять не менее 25 лет.
 
- Второе - организация производства пиломатериалов нацелена на создание предприятия по выпуску пиломатериалов, необходимых области и улучшения социальной обстановки в посёлке Будукан.
 
- Третье, четвертое и пятое направления - расширение имеющегося производства древесного угля; организация производства активированного древесного угля и организация производства древесных топливных брикетов ставит своей целью вовлечение в производство низкотоварной древесины и отходов (НТДО), получения конкурентоспособной продукции.
 
- Шестое - строительство цеха по выпуску клееного бруса и мебельного щита позволит заполнить дальневосточный рынок продукцией, необходимой как внутри региона, так и в ближайшем зарубежье…».
 
Масштабные планы, не так ли?
 
Прошло почти три года. Что сделала из всего перечисленного компания «ЭКОЛЕС»?
 
С полной уверенностью можно сказать: все эти годы благополучно рубила лес. А из всего вышеперечисленного не сделала почти ничего. Более того, плату за аренду (льготную плату!) она вносила несвоевременно, а иногда вообще не вносила.
 
Казалось бы, по окончании каждого года управление лесами правительства области должно было проводить проверку, контролировать, выполняются ли компанией «ЭКОЛЕС» условия договоров аренды. И если с самого начала работы компания эти условия не выполняла, должны были быть приняты соответствующие меры, а именно, с «ЭКОЛЕСом» должны были расторгнуть договоры аренды лесных участков. Но… вице-губернатор Антонов, ведающий вопросами подготовки и проведения заседаний правительства ЕАО, контроля за исполнением постановлений и распоряжений губернатора и правительства ЕАО и непосредственно принимавший участие в заседаниях рабочих групп по вопросам инвестиционного приоритетного проекта, не предпринимал никаких мер. А управление лесами правительства области под руководством господина Сироткина регулярно докладывало руководству, что всё в порядке. «ЭКОЛЕС» всё выполняет. И «ЭКОЛЕС» выполнял: рубил лес, конечно, не в том объёме, который заявлял, но, по информации, имеющейся у нас, большую его часть на один миллион с лишним долларов в 2011 году отправил в Китай. В 2012 - 2013 годах «ЭКОЛЕС» древесину не экспортировал, но вполне прилично зарабатывал другими способами. Например, заключал договоры с разными индивидуальными предпринимателями, которые занимаются заготовкой древесины. Кроме того, «ЭКОЛЕС» получил определённую сумму денег, скажем так, в качестве отступных, за то, что по территории арендованных ими участков прокладывали нефтепровод.
 
Но, повторяю, никаких обещанных предприятий по выпуску пиломатериалов, никаких цехов по выпуску клееного бруса и мебельного щита, никаких производств по выпуску активированного древесного угля так и не появилось.
 
Впервые проверку реализации инвестиционного проекта компании «ЭКОЛЕС» провели в мае этого года по инициативе и при участии Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).
 
Результаты проверки оказались не утешительными. Выяснилось, что проект освоения лесов по одному из двух договоров на самом деле не соответствует договору аренды. В этом проекте, во-первых, объём заготовки древесины превышен на двадцать одну тысячу кубометров, во-вторых, площадь переданного в аренду лесного участка в Бирском лесничестве самовольно увеличена компанией «ЭКОЛЕС» на 15342, 59 гектаров.
 
Кроме того, имеют место факты систематического нарушения арендатором установленных сроков по внесению арендной платы.
 
В акте указан и размер недополученных денег в бюджет Российской Федерации – пять миллионов шестьсот восемьдесят семь тысяч восемьсот рублей.
 
Но, насколько я понимаю, это далеко не полная сумма недополученных средств. Дело в том, что управление лесами правительства области регулярно получает субвенции из Федерального бюджета на восстановление лесов. На эти деньги управлением должны восстанавливаться леса на тех участках, которые не переданы в аренду. А на арендованных восстанавливать лес должны сами арендаторы. По имеющимся у нас сведениям, получаемые субвенции (федеральные средства) управлением лесами правительства области использовались на восстановительные работы на арендованных «ЭКОЛЕСом» участках.
 
Для того чтобы назвать реальную сумму денег, которые не поступили в бюджет, надо провести целый ряд специальных экспертиз, оценить стоимость всего того, что не сделано по заявленному проекту «ЭКОЛЕСом», посчитать все до копеечки бюджетные деньги (субвенции), потраченные на восстановительные работы, прибавить к этому задолженность по арендной плате и так далее. Всем этим, я полагаю, должна заниматься прокуратура.
 
Вопрос о расторжении договоров аренды с компанией «ЭКОЛЕС» почти решён. В связи с проверкой, проведённой Рослесхозом, и её результатами наше областное правительство вынуждено было, наконец, признать, что никакого инвестиционного проекта в сфере лесного хозяйства на самом деле в области не наблюдается. Компания «ЭКОЛЕС» как не инвестировала, так и не собирается в дальнейшем инвестировать что-либо в лесную отрасль, а лишь пользуется преференциями, извлекая свою личную выгоду.
 
В июле этого года губернатор Винников издал распоряжение о направлении в Министерство промышленности и торговли России заявления об исключении инвестиционного проекта «Создание и модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО Компания «ЭКОЛЕС» ЕАО на 2010-2014 годы» из перечня приоритетных.
 
Есть основания полагать, что в Министерстве данное заявление подпишут. Но не это главное. Мало исключить проект и расторгнуть договоры аренды. Надо ещё заставить компанию «ЭКОЛЕС» вернуть деньги в бюджет, это - во-первых. Во-вторых, те, кто должен был контролировать исполнение договоров аренды, а это - управление лесами правительства области, - должны ответить за халатное отношение к своим обязанностям, за разбазаривание наших основных богатств - лесов - в угоду интересам частной компании, принадлежащей, в основном, китайским предпринимателям. Ущерб, нанесённый бюджету области, бюджету страны, природе, посчитать трудно. Я уже не говорю об ущербе имиджу областного правительства, причинённом самим областным правительством!
 
Три года управление лесами правительства ЕАО и Инвестиционный совет ЕАО, прекрасно зная реальное положение дел, выдавали фиктивный, по сути, проект «ЭКОЛЕСа» за действующий. Три года проект представлял собой мыльный пузырь. Три года в бюджет области не поступали те средства, которые должны были поступать. А между тем лес становился всё реже, проплешин в тайге всё больше, всё шире и шире проплешина в бюджете области. Это ли не повод для прокуратуры встрепенуться, наконец, и вспомнить о своём прямом предназначении?
 
Сергей Бурындин,
«Газета на дом», №31, 07.08.13