Один из примеров проекта моста на Сахалин
Один из примеров проекта моста на Сахалин
Именно сейчас, именно на Дальнем Востоке, краеугольным камнем развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока становиться строительство тоннельно-мостового перехода материк - Сахалин.
 
28 мая 2013 года министр РФ по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев заявил в интервью журналистам по итогам проведения в островном регионе коллегии Минвостокразвития РФ, что одной мощной точкой развития Сахалинской области может стать строительство мостового перехода на материк.
 
«Эту идею мы настойчиво пробиваем вместе с губернатором островного региона. Пока вопрос только в мосте с материка на остров, но в будущем, возможно, и в Японию. Дальнему Востоку это крайне необходимо. Портовых мощностей уже не хватает, а Сахалин имеет выход к незамерзающим гаваням», - сказал он.
 
Да, бесспорно, транспортные артерии это залог успешного развития территорий. Небольшой экскурс в древнюю историю показывает, что без развития знаменитых транспортных колец по побережьям Черного и Средиземного морей не было европейской цивилизации. Освоение Северной Америки связано только со строительством железных дорог и освоением водных артерий. Кто же против?
 
Юрий Громыко и Юрий Крупнов в своей небольшой почти 70-ти страничной книжице «Транспортное цивилизационное продвижение - конкретный сценарий развития России», изданной Институтом мирового развития в Москве в 2007 года, более-менее популярно, чуть-чуть с пафосом, изложили свое видение развития России с позиции создания коридоров развития, связав развитие со строительством тоннельно-мостового перехода между материком и Сахалином.
 
Авторам этого научно-популярного эпоса вторит корреспондент «Независимой газеты» Сергей Кликов своей статьей «Мост на Сахалин подопрут миллиардами» от 14 мая 2013 года, в которой, как бы подытоживается, основная мысль Виктора Ишаева, не терпящая возражения: «Отсутствие надежного транспортного сообщения Сахалин - материк затрудняет решение вопросов, связанных с экономическим ростом Сахалинской области. Создание мостового перехода откроет незамерзающие порты острова, и в целом будет способствовать интеграции России со странами АТР».
 
Однако здесь необходимо расставить точки над некоторыми «i».
 
Во-первых, решение столь огромных задач невозможно, как я уже писал в своем материале «К созданию Минвостокразвития - зачем?», невозможно без системного подхода, который должен быть связан с изменением административных границ Российской Федерации, а именно с уменьшением числа регионов до уровня управляемости.
 
Во-вторых, строительство тоннельно-мостового перехода напрямую должно быть связано с уровнем рентабельности, и, естественно с его окупаемостью, которая напрямую зависит от грузоперевозок. Принципиально слова В. Ишаева: «… возможно, и в Японию» - это антинаучный поход и принцип гадания здесь не уместен категорически!
 
В-третьих, ни один из портов Сахалина по своим характеристикам не подходит для перевалки грузов для морских судов осадкой свыше 8 метров. Единственный сколь-нибудь значимый порт - это порт Корсаков, и то с определенными ограничениями. Не надо быть специалистом в этом вопросе, достаточно открыть интернет и в поисковом окне набрать фразу «Морские порты Сахалина». Чтобы сделать порты мало-мало приемлемыми для перевалки грузов на огромные океанские зарубежные грузовые лайнеры необходимо не просто вколотить миллиарды долларов, не рублей, только в дноуглубительные работы. А что касается стоимости инфраструктуры, даже приблизительных расчетов невозможно сделать.
 
В-четвертых, возможность проектирования и строительства тоннельно-мостового перехода Сахалин - материк будет выгодно тогда, но не для перевалки грузов, а в связке со строительством, так называемого «Большого трансконтинентального Тихоокеанского кольца», когда одновременно будет строиться переход между Японией и Сахалином, между Чукоткой и Аляской, через Берингов пролив. Когда будет построена железнодорожная магистраль от Комсомольска-на-Амуре до мыса Дежнёва через Магадан. И когда, наконец, начнется эксплуатация БАМ с полностью построенной инфраструктурой, включая строительство железнодорожного полотна до пос. Чары.
 
Но это уже другая песня, которую споют хором страны АТР, если захотят, конечно.
 
А пока, мы так спешили, что давно опоздали. Еще не остыли рельсы после недавнего прохождения грузового китайского состава, правда, пока состоящего из двадцати вагонов, который прошел путь от морского побережья Китая через территорию самого Китая, Казахстана, России до Европы. И путь этот по длительности во временном измерении стал на две недели короче, чем путь океанских грузовых лайнеров, везущих сегодня грузы из Китая в Европу.
 
Если Россия не могла решить 7-ти километровую туманганскую проблему прокладки железнодорожного пути из Северной Кореи до нашей территории, то и говорить-то о чем-то, другом не имеет смысла.
 
Сегодня пока интерес центральной власти связан, в основном, с престижем. Ведь престижно же провести универсиаду, зимнюю олимпиаду, чемпионат мира по футболу, несомненно, престижно, но нужно ли это? В развитие этого можно сказать, что выделенные почти пятисотмиллиардные финансовые средства на развитие железнодорожной инфраструктуры это престиж и больше ничего.
 
200 миллиардов уйдут на решение транспортных проблем по железнодорожным перевозкам к чемпионату мира по футболу, а 300 миллиардов, на решение проблем транссибирской магистрали, которых не меряно, и это мы видим и слышим каждый день как в военных сводках по телевидению и радио.
 
Престижно и некоторым нашим министрам, как когда-то поговаривал Наполеон, сначала ввязаться в бой, а там посмотрим. Главное выдрать из бюджета денежку, а там посмотрим. Престижна же была подготовка к саммиту АТР, немало денег было освоено, немало денег было и украдено, а в целом на этих деньгах, как говорил Ишаев, несколько лет держалась экономика дальневосточного региона. Деньги закончились, и саммит АТР закончился. А что в итоге, шорох орехов в кармане - по-простому, по-нашенски.
 
Следующая кормушка, кормушка, по всей вероятности, затяжная - это строительство тоннельно-мостового перехода Сахалин - материк.
 
Забегая вперед, напомню, что принимая концепцию развития Сахалина-2020, Сахалину была уготовлена судьба быть в АТР полпредом России. Но об этом забыли, сегодня полпред по совместительству министр Ишаев радеет за Сахалин на другом поприще.
 
Одно из радений В. Ишаева связано с тем, что с окончанием строительства моста сахалинцы без проблем будут ездить на материк, как-то не вяжется с теми ценами на железнодорожные пассажирские перевозки, сопоставимые с самолетными перевозками. А главное, надо знать, а если знали не надо забывать, что в современных условиях самый главный закон это «Закон экономии времени», никто не будет из жителей Сахалина трястись в железнодорожном вагоне 8 суток только до Москвы.
 
И наконец, недавнее заседание правительства Сахалинской области с традиционной повесткой дня - об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета за первое полугодие, показало всю свою несостоятельность, которую скрывали годами. Абсолютно нет никаких перспектив хоть какого-то развития Сахалина.
 
Ссылка членов правительства на то, что снизились основные показатели в рыбной, нефтегазовой, лесной, угольной отраслях не состоятельна. Их как таковых уже давно на Сахалине нет. Если что-то и делается в плане промышленного производства, то товарная продукция уходит на экспорт, а денежка уходит частному бизнесу в карман.
 
Одним словом, Сахалин занимается самоедством и живет только за счет налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли. Причем по нынешним меркам они значительны, опять же эффективность их использования для развития хоть какой-либо деятельности - мизерные.
 
Изначально нефтегазовые проекты давали хоть какой-то шанс поднять, так называемую экономику, но не получилось, и опять-таки не благодаря маразму, а в силу элементарной профессиональной безграмотности всякого и во всем, и в особенности в системном управлении народным хозяйством. Так что будущий тоннельно-мостовой переход, по моему мнению, это путь в никуда. Обидно.
 
Борис Сухинин
31 июля 2013 года
г. Южно-Сахалинск