Анатолий Тихомиров и Евгений Сухарев (слева направо) когда-то ладили. |
|
- Анатолий Федорович! Как вы можете прокомментировать заявление главы Биробиджанского района Сухарева, сказавшего следующее: «По настойчивой инициативе председателя Законодательного Собрания области А.Ф. Тихомирова на депутатов районного Собрания было оказано давление по досрочному сложению полномочий»?
Ответ Анатолия Тихомирова был таким:
- Я ничего по этому поводу говорить не буду. Это мнение Евгения Ивановича, это мнение, которое он озвучил… Если кто-то что-то говорит, то я не должен комментировать каждое выступление. Каждый вправе сам решать, что он сказал. Если ему это интересно, может продолжать дальше.
То, что каждый гражданин нашей страны, а тем более глава района, может иметь собственное мнение - это не новость. Но я обращался к председателю Законодательного Собрания не для того, чтобы он озвучил эту прописную истину. Пришлось уточнять, требовать конкретного ответа, который, должен признаться, был получен. Анатолий Тихомиров твердо заявил, что не оказывал давления на депутатский корпус Биробиджанского района.
Таким образом, налицо противоречие. Глава муниципалитета утверждает, что председатель Законодательного Собрания области давил на депутатов районного Собрания, принуждая их к сдаче мандатов. Председатель Заксобрания все отрицает. Так кто же из них говорит правду?
Чтобы прояснить ситуацию, необходимо было получить информацию от третьего, не менее авторитетного участника событий. Я имею в виду экс-председателя районного Собрания депутатов Николая Алексеевича Лысака, к которому я и обратился. Должен сказать, что он как раз занимался судебными делами. По решению суда, состоявшегося 14 июня, Биробиджанское районное Собрание третьего созыва было распущено. Николай Алексеевич считает судебное постановление несправедливым, поэтому начал подготовку документов для подачи апелляции. Однако, несмотря на занятость, он охотно согласился дать мне интервью.
- Николай Алексеевич, высшее руководство автономии в лице господина Тихомирова отрицает факт давления на депутатский корпус Биробиджанского района, заявляя, что семь депутатов районного Собрания сложили полномочия по собственной инициативе, - начал я разговор.
Далее привожу ответы Николая Лысака дословно:
- То, что депутаты добровольно сложили полномочия - это полный блеф. У меня есть несколько примеров, как и кто воздействовал на депутатов.
Конкретно: заместитель председателя районного Собрания Анна Воронцова находилась в отпуске на санаторном лечении в Шмаковке в тот момент, когда ей позвонил руководитель Роспотребнадзора Василий Алексеевич Янович и предложил сложить депутатские полномочия. Она сразу мне перезвонила, рассказала ситуацию и спросила, что делать. Я ей предлагаю - давайте мы созвонимся после обеда, а лучше в понедельник, поскольку разговор был в пятницу. Она тут же говорит, мол, какой понедельник, когда меня просят немедленно написать это заявление и тут же факсом выслать в Биробиджан. Кроме того, Анна Дмитриевна в телефонном разговоре сказала, что у Яновича такая просьба созрела не по собственной инициативе, об этом начальника Роспотребнадзора, в свою очередь, попросил председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихомиров.
Следующий пример: в Бирофельде есть депутат районного Собрания Сергей Ткач, который работает в Доме-интернате для пожилых людей. Ему позвонил заместитель председателя правительства ЕАО по социальным вопросам Сергей Кривошеев и спросил, как он смотрит на то, чтобы сложить депутатские полномочия. Ясно, что если начальник так сказал, то у человека фактически нет выбора. Ткач перезвонил мне, сказал: «Ты извини, конечно, но я вынужден написать это заявление».
Депутат районного Собрания, директор средней школы с. Найфельд Ольга Константинова от мандата не отказалась. Но ей неоднократно звонила Марина Гурченко - директор школы с. Дубовое, которая настойчиво предлагала своей коллеге подумать о сложении полномочий. Сама Гурченко заявление о сложении депутатских полномочий написала. Дальше: есть депутат Лидия Рыжкова, она работает в библиотеке с. Проникино. К ней прямо на работу приезжали председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихомиров, начальник исполкома «Единой России» Вячеслав Целищев и депутат Заксобрания, директор средней школы с. Птичник Любовь Павлова. Они примерно полчаса с ней разговаривали, сетуя на то, что обстановка в районе плохая, надо, мол, принимать меры. Председатель Собрания сам уходить в отставку не хочет, поэтому, наверное, нужно сложить полномочия. Но Лидия Леонидовна, конечно, на это не повелась, позвонила и объяснила мне ситуацию. Вот, собственно, самые конкретные примеры того, кто и как оказывал давление на депутатов районного Собрания.
- В эпопее с роспуском районного Собрания больше других был отмечен вниманием лояльных к власти СМИ депутат Владимир Гузман. Как вы считаете, с чем это связано? - спросил я.
- Владимир Гузман был одним из главных инициаторов кампании по роспуску депутатского корпуса района, - объяснил Николай Алексеевич. - Еще 31 мая 2013 года на очередном заседании районного Собрания он выступил с предложением включить в повестку дня два дополнительных вопроса. Во-первых, вопрос о проведении довыборов по второму избирательному округу в связи с тем, что там выбыл депутат Синягин. Депутаты пришли к выводу, что если в округе осталось две трети депутатского корпуса, а у нас трехмандатные округа, то дополнительные выборы можно не проводить. Поэтому вопрос не был включен в повестку дня. Во-вторых, он предложил рассмотреть вопрос о сложении полномочий председателя районного Собрания. Большинство депутатов снова проголосовали против включения этого вопроса в повестку дня.
Потом он проявил бурную деятельность. Я 4 июня лег в больницу, а депутаты Гузман и Воронцова принесли в аппарат Собрания заявление о том, чтобы провести 6 июня 2013 года внеочередное заседание. Как выяснилось, эта инициатива была реализована с многочисленными нарушениями регламента (что, между прочим, прошедший суд не счел необходимым проверить). Тем не менее, 6 июня прошло внеочередное заседание районного Собрания, которое решило принять заявления о сложении полномочий семи депутатов.
При установленном количестве - пятнадцать депутатов - нас осталось семь, то есть это меньше нормы. Далее, господин Гузман, глава Птичнинского сельского поселения Александр Филиппов и председатель собрания депутатов Бирофельдского поселения Людмила Ворон оперативно подали исковое заявление в суд о признании неправомочным состава районного Собрания депутатов.
- Может быть, в этой истории Владимир Элиевич Гузман преследовал свои цели? - поинтересовался я и услышал следующий ответ Николая Лысака:
- Я не могу сказать, какие у него замыслы, могу лишь озвучить версии. Необходимо начать с того, что он с января 2013 года работает руководителем областного учреждения, так называемого юридического бюро. Контора непосредственно подчиняется области, и я так предполагаю, что областные власти дали ему соответствующую команду.
С каким еще прицелом он действует, судить сложно. Может быть, он рассчитывает занять в районе одну из освободившихся руководящих должностей. Сами понимаете, мне об этом никто не говорил, но такие слухи ходили.
Пытаясь понять логику событий, о которых рассказывает Николай Алексеевич, я задал ключевой для себя вопрос: а для чего вообще нужно было распускать районное Собрание депутатов?
Цитирую ответ моего собеседника:
- Почти два года назад начались гонения на администрацию Биробиджанского района, в особенности на главу муниципалитета - Евгения Сухарева. Естественно, что мы, как районные депутаты, это проглотить не могли. Вы сами знаете, что в области положение не очень хорошее, мягко выражаясь. Мы выступали с критикой, писали письма и Президенту, и в представительство ДВФО. Само собой, это повлекло гнев со стороны областного начальства.
Теперь, после роспуска районного Собрания депутатов, оставили Евгения Ивановича одного. Убрали всех тех, кто его поддерживал.
- То есть вы хотите сказать, что роспуск районного Собрания депутатов был инициирован специально для того, чтобы лишить главу муниципального образования поддержки депутатского корпуса? - уточнил я.
- Совершенно верно, - ответил Николай Лысак.
Неужели вновь избранный депутатский корпус будет использован для отстранения от власти Евгения Сухарева? Хотим мы или нет, но именно к такой мысли приводят нас ответы Николая Лысака. А они, должен сказать, достаточно категоричны:
- Все изначально делалось для того, чтобы отрешить от власти главу, - утверждает Николай Алексеевич.
- Вы предполагаете, - допытываюсь я, - что одним из первых решений нового состава районного Собрания будет отстранение от власти Евгения Ивановича Сухарева?
- Конечно, все не так просто, но я думаю, что да. Для этого и было развалено районное Собрание третьего созыва. Все замышлялось с одной целью - чтобы пришли депутаты, нужные руководству области, которые вправе были бы в рамках Устава муниципального образования и 131-го Федерального закона отрешить Евгения Сухарева от власти, - резюмировал мой собеседник.
Я не мог не задать следующего вопроса: - Николай Алексеевич, а на вас, как на председателя Собрания, оказывалось какое-либо давление?
- Месяца два назад у меня был телефонный разговор с Анатолием Тихомировым. Он меня спросил, что я буду делать, если глава района уйдет, ведь в таком случае по Уставу на меня автоматически возлагаются полномочия главы. Анатолий Федорович сказал примерно так: «Вы, наверное, не справитесь». На что я ответил, что если уйдет глава, то я тоже уйду. На этом разговор закончился.
Затем, в конце мая, за несколько дней до заседания Собрания, он звонит снова и спрашивает, почему я не ушел. Я сказал, что еще не вечер, еще все впереди. Последнее, что он ответил: «Тогда я буду поступать по-своему».
Вот такой диалог состоялся у меня с экс-председателем районного Собрания депутатов. Наверное, можно было разместить его в газете, и всё. Но мне хотелось найти ещё какое-то подтверждение тому, что сказанное Николаем Лысаком - правда. Я отправился в Роспотребнадзор к Василию Алексеевичу Яновичу и напрямую спросил его, звонил ли он депутату Воронцовой и просил ли прислать факсом заявление о сложении депутатских полномочий. Далее просто процитирую диктофонную запись нашего разговора. Не всю, конечно, а только ту часть, которая нам с вами интересна.
Я: - Анатолий Фёдорович вас попросил, чтобы вы позвонили Воронцовой и попросили о чём?
В. Янович: - Чтобы она приехала пораньше на заседание Собрания депутатов…
Я: - А заявление о сложении полномочий она написала до вашего звонка или после?
В. Янович: - После.
Я: - По собственному желанию?
В. Янович: - Да, по собственному желанию. Не по желанию же Яновича.
Я: - Но Янович об этом просил?..
В. Янович: - Ну, примерно было так…
Я: - Вы попросили депутата написать заявление о сложении полномочий? Да или нет?..
В. Янович: - Да. Я сказал: коль такая ситуация складывается, то на вашем месте я бы написал заявление…
Факты, которые Николай Лысак решил придать огласке, озвучив в этом интервью, на мой взгляд, создают не очень привлекательный портрет регионального отделения партии «Единая Россия». Уже сейчас понятно, что областная власть, приведя ситуацию к громкому политическому скандалу, практически, усугубила итак непростое, в том числе и экономическое, положение как Биробиджанского района, так и области в целом.
Не хочу, чтобы кто-то решил, что я защищаю Евгения Сухарева. Просто считаю, что если он нарушил закон, то это должно быть доказано. Повторяю: доказано, а не устроено посредством интриг! Если губернатор считает, что Сухарев не справляется со своими обязанностями, то он должен, во-первых, это аргументировать, во-вторых, действовать исключительно в рамках закона и интересах населения, а не разыгрывать спектакль по уже проверенному сценарию. Напомню, что нечто подобное уже было в нашей области. Помните, как вдруг сложили свои полномочия депутаты Валдгеймского сельского поселения? Знакомый сценарий? Помните, как партия «Единая Россия» сделала вид, что она тут ни причём?
Кстати, не могу обойти стороной и решение районного суда по делу о роспуске Собрания депутатов. Думается, что местные служители Фемиды на сей раз подошли к делу чересчур поверхностно. Например, ни один из семи отказавшихся от мандата депутатов, не явился на судебное заседание. Депутаты-отказники проигнорировали суд. А вместе с тем, в таких случаях необходимо не просто подшивать к делу заявления депутатов о сложении полномочий, намного важнее вызывать этих депутатов по повестке. Мало кто захочет давать суду ложные показания. Вероятно, тогда мы и узнали бы о фактах давления на депутатский корпус Биробиджанского района из первых уст. Хотя, мы итак уже об этом знаем…
Владимир Сахаровский,
«Газета на Дом», № 29, 24.07.13