Минобороны Японии объявило о том, что может приступить к разработке собственных баллистических ракет с дальностью стрельбы 400-500 километров. Как на днях заявили военные Страны восходящего солнца, новое оружие планируется использовать для борьбы с Китаем за спорные острова Сенкаку (которые в Пекине называют этом Дяоюйдао). В случае реализации этой идеи, японские силы самообороны впервые получат в свое распоряжение мощное наступательное оружие.
 
Уже изветсно, что предполагаемые баллистические ракеты планируется разместить на южном японском острове Окинава для предотвращения возможного вторжения на острова Сенкаку со стороны КНР.
 
Что и говорить, для Японии, у которой не решены территориальные проблемы не только с Китаем, но и с Россией и Южной Кореей, баллистические ракеты - это дополнительный веский фактор в отстаивании собственных прав на «спорные территории» по всем азимутам. Правда, при этом наши восточные соседи обходят молчанием важный факт: Япония по итогам второй мировой войны вынуждена была практически полностью демилитаризоваться и отказаться от любого вида подобных вооружений.
 
Означает ли заявление японских военных, что Страна восходящего солнца готова окончательно отбросить эти договоренности? И при случае не прочь вступить в полномасштабный вооружённый конфликт?
 
- Речь идёт о том, что Япония сегодня как бы преодолевает свою же конституцию, которая написана под давлением США после поражения во второй мировой войне, - говорит президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. - Эта конституция запрещает им иметь официальные военные ведомства и вооружённые силы. Вообще, по сути, в ней законодательно запрещаются любые инициативы, направленные на милитаризацию страны.
 
Однако вопреки этому Япония уже практически завершила процесс создания своих вооружённых сил.
 
Американцы никак не показывают своего недовольства как этим фактом, так и тем, что Япония активно работает над созданием ядерного оружия. И вот речь уже идёт о баллистических ракетах средней дальности. А в перспективе предполагается появление у японцев и межконтинентальных баллистических ракет. Япония уже является космической державой. Созданные ей космические ракеты вполне могут быть модифицированы в межконтинентальные.
 
Япония сейчас выходит за рамки собственного законодательства, аргументируя это угрозой со стороны Китая, Северной и Южной Кореи. Но ясно, что главные оппоненты Японии Китай и Россия. То, что баллистические ракеты могут быть использованы в политических или даже военных целях против этих двух стран - вполне реальная перспектива.
 
«СП»: - Насколько серьёзно изменится расклад сил на Дальнем Востоке, если у Японии появятся баллистические ракеты и ядерное оружие?
 
- Здесь надо учитывать несколько факторов. В Юго-Восточной Азии у Японии мощный экономический и военный соперник - Китай. С другой стороны она не прочь немного уменьшить тот жёсткий контроль, ту навязчивую опеку, которую испытывает со стороны США. Хотя совсем отказаться от союзнических отношений с Штатами она не сможет. Потому что понимает, что в одиночку с Китаем не справиться.
 
Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже меняется. Американцы туда направляют свои главные военные силы, о чём открыто заявляет и Обама, и минобороны США. И в этом контексте Японии ничего не остаётся, как в обозримой перспективе играть роль союзника США, прежде всего, против Китая. Однако в каком-то смысле и против России.
 
Нельзя забывать, что Япония уже сегодня имеет мощные десантные силы, которые готовятся в том числе и для того, чтобы, как говорят японцы «освободить северные территории» - часть островов Курильской гряды. И военная группировка Японии, если исключить ядерные силы, значительно превосходит нашу группировку на Дальнем Востоке. Японские силы национальной самообороны имеют перевес и по боевым кораблям, и по военно-воздушным силам. Поэтому ситуация при дальнейшем вооружении японцев, конечно, будет меняться. И не в лучшую для нас сторону.
 
«СП»: - То есть можно допустить, что японцы в обозримом будущем попытаются заговорить с нами с позиции силы?
 
- Безусловно. Тем более, что у нас ракет средней дальности давно нет. А межконтинентальными ракетами с подводных лодок воевать с Японией несподручно. Я думаю, что до ядерной войны дело не дойдёт (тем более, что Япония находится под американским «ядерным» зонтиком), а вот конфликты с применением обычных вооружений - возможны.
 
«СП»: - Что в данном случае остаётся России? Наращивать дальневосточную группировку войск?
 
- Во-первых, определиться, что нам делать с Дальним Востоком? Как остановить обезлюдивание этого огромного региона? Если население там будет по-прежнему сокращаться, возрастает риск, что он и сам «отпадёт» от России и будет поделен между Китаем и Японией.
 
Бесконечно защищать ракетами пустоту невозможно. Поэтому, если мы хотим сохранить Дальний Восток в составе России, надо запускать программу его индустриального развития, создавать социальную инфраструктуру. И одновременно усиливать дальневосточную группировку войск. Пока же мы видим, что очередной этап приватизации в России, который коснулся и Дальнего Востока, ведёт к дальнейшей деградации экономики. Крупных индустриальных объектов в этом регионе создавать и не планируется. То ли разучились, то ли нет политической воли руководства страны. Но дальше разного рода саммитов и форумов дело не идёт.
 
- Есть все предпосылки к тому, что Япония будет занимать всё более активную военную позицию, - считает руководитель Центра исследований Японии Дальневосточного института РАН Виктор Павлятенко. - Она является третьей по величине экономикой мира. Но не имея военного потенциала, который бы мог поддержать эту экономическую мощь, Япония не может стать по-настоящему глобальной державой, к чему стремится. Нынешние вооружённые силы Японии этим задачам не отвечают. Пока, несмотря на то, что некоторые эксперты говорят о том, что у Японии мощный военный флот, в военно-политическом отношении она довольно средняя держава.
 
Поэтому японцы будут наращивать свои милитаристские возможности. И я бы не сказал, что конституция здесь для них серьёзная помеха. Всё дело в толковании. Когда им необходимо сделать тот или иной шаг, они считают, что конституция позволяет это сделать.
 
Тем более, что растущая мощь (в том числе военная) Китая и постоянная угроза со стороны Северной Кореи являются хорошими предпосылками для всё более активной милитаризации Японии. Да, добиться военного превосходства над Китаем, у которого, грубо говоря, 500 ядерных ракет, японцам всё равно не удастся. Но использовать фактор своих мобильных, современных вооружённых сил в локальных конфликтах они могут вполне успешно.
 
Что касается, непосредственно ракет средней дальности, то они мало принесут пользы японцам. До территории того же Китая просто не долетят, упадут в море. Напомню, что их дальность полёта до 400-500 километров. А от той же Окинавы до Китая куда больше.
 
Однако несомненно мы имеем дело с новым подходом к развитию концепции национальной обороны со стороны Токио. Он заключается в том, что оборона должна быть динамичной и устрашающей. Оборонительный потенциал страны должен быть таков, чтобы у противника как можно реже возникало желание развязывать против неё военные действия. Уже созданы японские силы быстрого реагирования . Пока все эти действия носят оборонительный характер. Безусловно, в любой момент эти силы могут переформатироваться в наступательные.
 
«СП»: - Может ли привести дальнейшая милитаризация Японии к тому, что в вопросе о принадлежности Курильских островов японцы начнут и перед нами «бряцать оружием»?
 
- Слабый всегда провоцирует противника. Будем мы слабыми - японцы, безусловно, будут «бряцать». А будем сильными - поостерегутся.
 
В любом случае, нельзя забывать, что японцы утверждают, что исторически все Курилы принадлежали им. И даже компартия Японии постоянно напоминает своим согражданам, что неплохо было бы вернуть и половину Сахалина.
 
Алексей Полубота,
«Свободная пресса», 02.07.13