Еще семь лет назад одну из ОПГ международной лесной мафии, которую, не исключено, возглавляла китаянка Линь Чунься, "крышевал" Сергей Меркумьянцев (Сосед), "смотрящий" тогда от криминального "общака" по Хабаровску. В этом убедились в минувшую пятницу все зрители канала "Губерния", где первый зам. прокурора Хабаровского края Геннадий Фатеев показал фото гражданки КНР на вечеринке вместе с Соседом. Затем, похоже, лесных "братьев и сестер" взял под свое крыло зам. начальника краевого УВД по борьбе с экономическими преступлениями полковник милиции Андрей Малов - на днях он был арестован и посажен в СИЗО (см. Неприкасаемых нет, и не будет ).

Дальше в лес - больше дров: по такой пословице раскручивается сейчас это грязное дело, где одной веревочкой повязаны вместе и криминальные "авторитеты", и соседи из Китая, и оборотни в погонах, а также лесозаготовители с лесоводами. Так что арест Малова и, одновременно, его заместителя подполковника милиции Виталия Парфёнова, отвечавшего за борьбу с преступлениями в лесопромышленном комплексе, - не последний. В частности, сейчас взята под стражу и сама мадам Линь.

"Хабаровский Экспресс" еще 9 апреля 2003 г. в статье "Подпольная сеть китайской мафии на Дальнем Востоке" писал:

"В экспорте товарного леса распространено незаконное использование российских подставных лиц. Одновременно незаконная деятельность и нелегальное положение многих китайских торговцев ставит их в зависимое положение от организованных преступных групп (ОПГ). Есть сведения, что в 1992-1993 гг. представители хабаровского "общака" выезжали в Китай для переговоров с главарями китайских преступных группировок - по вопросам разграничения зон влияния. Там же было решено, что китайские преступники будут действовать под "крышей" криминального "общака". Понятно, что незаконными методами".

В той же статье упоминалась некая китаянка, причастная к проворачиванию крупных лесоэкспортных афер, которая работала коммерческим директором предприятия со 100% китайского капитала. Возможно, то была "засвеченная" в нынешнем лесорубном деле Линь Чунься?! Ведь сниматься на фотографии с Соседом она могла только до 18 сентября 2001 года, когда хабаровский "смотрящий" был расстрелян из автомата вместе с водителем своего черного "Мерседеса" у своего дома. По главной версии, Соседа убрал его "общаковский" конкурент Юра Краб (Масленников). Не к нему ли, по наследству, перешло "крышевание" лесного бизнеса госпожи Линь!

Но, может быть, всё вышесказанное совершенно не известно краевой власти и силовикам? И для них дело "Малова сотоварищи" - гром среди ясного неба?

"Скажем честно, главе администрации Хабаровского края Виктору Ишаеву очень повезло с регионом: тут и золото, и платина, и 6,5% от общероссийского запаса древесины, - писала "Комсомольская правда" 24.12.2003 г. – Лесная отрасль - одна из самых закрытых в Хабаровском крае. Даже о добыче драгметаллов известно больше, чем о том, что же происходит в лесопромышленном комплексе края. Но и отрывочные сведения наводят на вполне определенные выводы... Китайцы, сохраняя свой лес, принялись уничтожать наш. Вдоль границы с Россией выстроена целая сеть деревообрабатывающих предприятий. Как вы думаете, почему нельзя обрабатывать лес здесь, у нас?

Потому что за счет "черного нала" кормятся и милиционеры, и таможенники, и местные чиновники..."

У краевой прокуратуры кончилось терпение, видя, как одно за другим "вдруг" разваливаются (на уровне милиции или судов) дела, связанные с беззастенчивым грабежом наших лесных богатств. По словам Геннадия Фатеева, тотальной проверке решено подвергнуть все "отказные" дела с лесом, прошедшие через руки Малова. Между прочим, сам зам. начальника УВД края, попав на тюремные нары, уже начал давать показания, как было сказано, "на свое непосредственное начальство".

 

Станислав Глухов.

----------------------

 

Темный лес

 

Недавно краевые СМИ сообщили о помещении в СИЗО начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД края Андрея Малова и начальника оперативно-розыскной части краевого УВД по борьбе с преступлениями в лесопромышленном комплексе края Виталия Парфенова: полковник и подполковник подозреваются в покровительстве незаконным рубкам в тайге. В который уже раз - после громких разоблачений - создается впечатление, что наконец-то в нашем крае начинается наступление на лесную мафию, которая под "крышей" оборотней в погонах поставила разграбление зеленого золота на поток. Но не затихнет ли и эта прокурорская волна?

Начиналось все так. Браконьеры пришли в тайгу с парадного входа. В середине 90-х объемы заготовки древесины падали, большинство леспромхозов подошли к грани банкротства. Вытащить лесной комплекс из кризиса, по мнению ученых ДальНИИЛХ, могли малые лесозаготовительные структуры. И под эгидой корифеев лесной науки была создана краевая Ассоциация малых заготовительных предприятий.

Однако хлынувшие на "вольные хлеба" 600 ЧП, ООО и другие фирмы-однодневки принесли в таежные массивы не новую культуру лесозаготовок, а - беспредел.

Резко возросло число нарушений технологии рубок, экологических норм и правил техники безопасности. Мобильные бригады "лесных братьев" выкашивали запрещенные к рубкам ценные породы, брали древесину в водоохранных и орехо-промысловых зонах. Робкие попытки поставить заслон разбою были тщетны: браконьеры без задержек проходили через контрольные милицейские посты.  

Эффективными были только межведомственные рейды, когда "на охоту" выезжали совместно сотрудники УБЭП, прокуратуры, милиции, других силовых структур.

Поодиночке они следов браконьеров не находили, потому что в каждой из этих структур были покровители "лесных братьев". В промежутках между редкими рейдами "левая" древесина беспрепятственно шла за границу, минуя проверки на дорогах, банковский контроль и таможенные рогатки. Риск оправдывал результат: прибыль, даже при сбыте леса перекупщикам по бросовым ценам, превышала 1000 процентов! У браконьеров хватало "зеленых" на подкуп должностных лиц из милиции, прокуратуры, органов местной власти.    

С развалом леспромхозов и передачей объектов соцкультбыта и жилья в муниципальную собственность не стало средств к содержанию инфраструктуры. И поселковые администрации смирились с "художествами" орудующих в округе лесных братьев: лишь бы получить спонсорскую помощь - хотя бы для отопления замерзающих школ и больниц. Районные власти тоже интересовались только поступлениями в вечно дырявые местные бюджеты, на остальные проблемы они закрывали глаза. В том числе - и на возникшую "дружбу" малых и больших лесозаготовительных структур со стражами правопорядка и работниками прокуратуры и судов.

Автопоезда с ценной древесиной стали без всякой маскировки "сопровождать" не находящиеся на дежурстве сотрудники милиции, подавляющее большинство задержаний заканчивалось смехотворным административным штрафом. Уголовные дела рассыпались в судах, а контролирующие торжество закона работники прокуратуры нарушений в действиях милиции и чиновников от юстиции "не находили".

В прошлом году "Хабаровский Экспресс" рассказывал, как при получении взятки в 40 тыс. долларов от лесоэкспортной фирмы, если не ошибаюсь, за содействие в прекращении уголовного дела и последующее "крышевание", были задержаны сотрудники УБЭП Игорь Дашутин и Евгений Юлин. Но уголовное дело, возбужденное прокуратурой Железнодорожного района, было затребовано в краевую прокуратуру, а затем "спущено на тормозах".

С таким поворотом не согласилась зам. районного прокурора Татьяна Ламаш, по письму которой в Хабаровск прибыла комиссия из Генпрокуратуры. (см. Зампрокурора Татьяна Ламаш выносит сор ,  Прокурорский общак (письмо Президенту РФ),  Прокурорский общак-2). По результатам московской проверки прокурор края Владимир Малиновский был предупрежден о неполном служебном соответствии, его первого зама Юрия Хохлова "ушли" из прокуратуры, начальник отдела Генпрокуратуры в ДФО Сергей Костюкевич получил строгий выговор, зам. Генпрокурора по ДФО Константин Чайка - выговор.

Кадровые потрясения коснулись и "низших этажей": зама прокурора Железнодорожного района Григория Капанадзе и старшего помощника Хабаровского природоохранного прокурора Азера Алыева, нескольких сотрудников прокуратуры привлекли к дисциплинарной ответственности.

Но... через некоторое время краевой прокурор возглавил прокуратуру в другом округе, его бывший зам стал советником губернатора по связям с правоохранительными органами, бывший зам. прокурора Железнодорожного района перебрался в Биробиджан - в кресло зам. начальника следственного отдела областной прокуратуры. Пострадала только вынесшая сор из краевой прокурорской избы Татьяна Ламаш: она была вынуждена уволиться... (см. "Дохлая лошадь" для прокурора Татьяны Ламаш, Постановление о возбуждении уголовного дела на Ламаш Т.Г.).

Беспределу в таежных массивах долго сопротивлялась государственная лесная охрана. Но она была "обезоружена" начавшейся реорганизацией лесного хозяйства - пятой за последние полвека. Она, кстати, до сих пор не завершена: говорят, что ныне создается еще один департамент. Вот только все реорганизации приводили не к усилению контроля над выполнением природоохранного законодательства, а лишь к перераспределению кабинетов, проведению в них евроремонта, перестановке мебели и сочинению новых штатных расписаний.

Пертурбации в лесном ведомстве привели к тому, что лесные хозяйства стали получать из федеральной казны сначала половину, а потом треть от требуемых объемов. На лесовосстановление, борьбу с пожарами и даже на зарплату нужно было добывать средства самим. И "государевы люди" вынуждены были взяться за топор: под видом рубок ухода началась заготовка древесины, поставка ее за рубеж.

В общем, хотели как лучше, а получилось - как всегда: полученная выручка далеко не всегда шла на хозяйственные нужды, чаще попадала в собственный карман лесников. Их возрастающие потребности спешили удовлетворить "лесные братья". И стали лесничие выписывать "левые" лесорубочные билеты, "путать" осину с кедром, не "видеть" рубки в водоохранных зонах, оформлять разрешительные документы задним числом или без указания срока работ...

Решительный перелом в борьбе с лесной мафией, которая в нашем крае всё больше становится русско-китайской, может наступить в одном случае: если оставшиеся неподкупными прокуроры и ФСБ возьмут "за жабры" одновременно все структуры "сообщества" - органы власти, силовые структуры, лесозаготовителей и лесоводов. Или лесная мафия в нашем краю - бессмертна?

 

Алексей Хорошилов,

Собственный корреспондент

"Лесной газеты", 1990-99 г.

 

«Хабаровский экспресс», № 20, 16-23.05.07.