Почти сразу после большого совещания по развитию Дальнего Востока в Якутске прошло выездное заседание Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, которое состоялось в формате «круглого стола» в городе Якутске. Повестка, в свете последних решений российского правительства, более чем актуальная - «Сохранение и привлечение трудовых ресурсов в экономику Дальневосточного региона: законодательный аспект (на примере Республики Саха (Якутия)».

 

Обсуждение серьезного вопроса обусловило серьезный состав собравшихся. В работе «круглого стола» приняли участие председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, депутаты Государственной Думы, председатели законодательных органов государственной власти шести субъектов Дальневосточного федерального округа - члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), главы муниципальных образований Республики Саха (Якутия), руководители крупных промышленных предприятий республики и т.д.

 

Обсудили, пришли к неутешительному выводу - Дальний Восток проиграл конкурентную борьбу на рынке привлекательных рабочих мест России. Что делать? На этот извечный российский вопрос и пытались найти ответ.

 

Со своими предложениями выступил первый президент Якутии, бывший заместитель председателя Совета Федерации, а ныне депутат Государственной Думы Михаил Николаев. «Основная тяжесть ответственности по развитию Дальнего Востока возлагается на Министерство по развитию Дальнего Востока, но по существу практически не реально решать такие проблемы, поскольку министерство не обладает соответствующими полномочиями. Надо всем нам лоббировать расширение полномочий этого министерства, - заметил Михаил Ефимович, - чтобы у него были реальные механизмы и финансовые средства для осуществления поставленных задач».

 

Кроме этого, Михаил Николаев предложил продумать, куда отнести территорию Арктики, так как большая половина Дальневосточного федерального округа относится к арктической территории: «Куда мы отнесем - к какому закону, к какой Государственной программе - развитие арктической части страны?».

 

Также депутат Госдумы и первый президент подчеркнул необходимость увеличения студенчества на Дальнем Востоке и прежде всего это вызвано соседством с высокоинтеллектуально развитыми странами. «Сегодня на Дальнем Востоке учится двести тридцать одна тысяча студентов. Это мизер. Для преодоления этого дисбаланса нам надо увеличить число студентов минимум до 500 тысяч… и установить такой размер стипендии, чтобы они могли привлечь студентов из западной части России». В качестве аргумента он привел такие статистические данные: в Томской области на 800 тысяч населения приходится 110 тысяч студентов, а в девяти субъектах Дальневосточного федерального округа с населением 6 млн. человек - всего 230 тысяч студентов.

 

«Надо потребовать у Министерства финансов РФ прекратить давление на местные бюджеты по регионам Дальнего Востока, иначе никакого развития не будет. Я эту проблему поднимаю по всем дальневосточным регионам», - заявил депутат Госдумы М.Е. Николаев. Также он говорил о налоговых преференциях крупным промышленным предприятиям, о создании специальных фондов «за счет крупных корпораций, ведущим свою деятельность на территории республики».

 

Нда… Если бы не знать, что сей спич принадлежит Михаилу Ефимовичу, то его волне можно принять за речь некрупного чиновника из Минвостокразвития. Но никак не Первому Президенту Республики Саха (Якутия) и депутату ГД от Якутии.

 

При создании Министерства звучали мысли о передаче ему массы надзорных и распорядительных функций. Как писал тогда «Коммерсант», «власть министерства по развитию Дальнего Востока (проектом предлагается новое министерство именовать просто Минвостокразвития России) должна опираться на три главных элемента: федеральное имущество, федеральные деньги и неотвратимость наказания для региональных властей. Больше всего места в документе занимает описание имущественных прав ведомства: среди первых пунктов положения указано, что министерству передается «управление федеральным имуществом, в том числе природными ресурсами» ДФО».

 

Но в процессе обсуждения функций и задач нового ведомства руководство страны решило не усиливать министерство излишними полномочиями. И как впоследствии оказалось, это решение было полностью оправданным. Даже теми имеющимися у себя полномочиями министр по ДВ Виктор Ишаев не смог толком распорядится.

 

В ноябре прошлого года, на Госсовете по Дальнему Востоку, президент России Владимир Путин резко раскритиковал работу нового федерального органа: «Сегодня наша страна сможет успешно двигаться вперед только при качественном и динамичном развитии этих территорий. Система управления неэффективна, министерство по развитию Дальнего Востока пока не оправдало своего предназначения. Мы видим размывание ответственности и провалы в работе…».

 

Отметив, что дальневосточные рубежи России отстают от других регионов, глава государства призвал переломить ситуацию и вывести Забайкалье и Дальний Восток в экономические лидеры страны.

 

«Мы не имеем права рассматривать эти регионы как исключительно сырьевые, нужно обеспечить их современное сбалансированное развитие. Надо избавиться от ситуации, когда решение проблем идут недопустимо медленно, когда выделяемые немалые финансовые и материальные ресурсы размываются, а утвержденные планы зачастую так и остаются на бумаге, - подчеркнул тогда Путин. - Действовать нужно как можно быстрее, чтобы нам не ссориться в нашем узком кругу, не делать из-под палки! Не прибегать к каким-то санкциям».

 

Господин Ишаев тогда быстро покаялся и обещал исправить недостатки: «Мы воспринимаем вашу критику правильно… Мы будем решать проблемы более настойчиво, учитывая сегодняшнюю вашу критику». И с того времени вопрос о каких-то новых дополнительных полномочиях Минвостокразвития больше не поднимался.

 

Казалось бы, вопрос закрыт, и время показало, кто прав, а кто нет. Как вдруг совершенно неожиданно этот старый вопрос был поднят вновь. И кем!? Первым Президентом Якутии Михаилом Николаевым. И уж кому-кому, а ему должно быть точно известно, к чему приведет усиление федерального ведомства. Ведь еще тогда пресса отмечала: «Малейшая попытка региональных властей проявить самостоятельность может быть жестко ограничена. Министерство намерено не только осуществлять контроль за органами госвласти субъектов, но и направлять им «обязательные для исполнения предписания» об отмене или изменении нормативных правовых актов «по вопросам переданных им полномочий».

 

Понятно же, что наделение Мивостокразвития новыми полномочиями приведет к снижению самостоятельности регионов Дальнего Востока, к росту волокиты и количества проверяющих. По моему мнению, усиление Минвостокразвития пойдет на пользу только лично Хабаровску и лично Виктору Ишаеву, но никак не регионам ДВ в целом и Якутии в частности.

 

Так зачем это надо нашему уважаемому Первому Президенту? Зачем Михаил Ефимович хочет повесить региональным властям еще один хомут на шею? Зачем он, во вред самостоятельности Якутии, лоббирует интересы федерального ведомства?

 

Непонятен пассаж Михаила Николаева о «развитии Арктической части страны». Еще в конце января на сайте Минрегиона опубликован проект федерального закона «Об Арктической зоне РФ». Согласно этому документу, в Арктической зоне планируется ввести особый режим финансирования и хозяйствования, с учетом экономических, экологических, стратегических и иных особенностей. В ст.28 законопроекта говорится о гарантиях и компенсации лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне РФ.

 

Свои предложения к этому законопроекту внесли уже многие заинтересованные стороны, включая ФСБ и МИД России. Экспертный совет по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации подготовил более 70 поправок к законопроекту, при этом не исключено, что предложенные сенаторами изменения будут оформлены в виде альтернативной законодательной инициативы. Свои отдельные предложения и поправки представил первый Заместитель Председателя

 

Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Матвеев. Как известно, он представляет в Совфеде законодательный орган Якутии Ил Тумэн.

 

По словам заместителя министра регионального развития Юрия Осинцева, совсем скоро, уже во втором квартале этого года, законопроект «Об Арктической зоне РФ» будет внесен в Правительство РФ на рассмотрение.

 

Свои замечания и предложения внесло и правительство Якутии. И только от депутата ГД от Якутии Михаила Николаева на сайте Минрегиона нет никаких поправок и предложений к этому закону. Может быть, уважаемому Михаилу Ефимовичу настала пора от слов и раздумий перейти к делу и исполнению своих прямых депутатских обязанностей - внесению поправок и предложений к проекту закона? Ну, если он его действительно так беспокоит, как правительство и сенаторов нашей республики…

 

Еще большее недоумение у меня вызвало пожелание Михаила Николаева иметь на Дальнем Востоке 500 тысяч студентов. А зачем? Зачем столько студентов? Что за такая трудовая специальность - студент? И как он может решить вопрос привлечения и закрепление кадров на дальневосточных рубежах России? Откуда вообще взялась эта цифра - 500 тысяч и на чем она основана?

 

Ну, нельзя же всерьез воспринимать довод Михаила Ефимовича о сравнении с Томском. Томск - это старейший в Сибири образовательный, научный и инновационный центр. В городе действует 6 только государственных вузов, включая первый в Сибири Императорский Томский университет основанный еще в 1878 году и старейшее сибирское техническое высшее учебное заведение - Технологический институт. Оба они входят в Топ-20 лучших вузов России. И это не считая частных вузов, 14 филиалов и представительств иногородних вузов. Не зря же с 19 века за Томском закрепилось название «Северные Афины».

 

Сегодня в Томске работают 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Поэтому немудрено, что по такому показателю как количество студентов на 10 тысяч человек Томск уступает только Москве и Санкт-Петербургу и намного превосходит такие образовательные центры России как Новосибирск, Красноярск или Казань.

 

Поэтому сравнение Михаила Николаева, на мой взгляд, явно неуместно. С еще большим успехом он бы сравнил нас с Мюнстером, обоими Кембриджами или Оксфордом - результат был бы еще более впечатляющим.

 

По моему мнению, для развития Дальнего Востока нужны не эфемерные «студенты», а хорошо обученные высококвалифицированные специалисты определенных специальностей. И государство их должно готовить не «сотнями тысяч», а ровно столько, сколько нужно для государственных нужд. Например, Якутск сегодня забит дипломированными юристами, экономистами и прочими менеджерами, а хороших инженеров или технологов днем с огнем не найдешь. Не говоря уж о квалифицированных сварщиках, токарей, машинистов или горных рабочих.

 

Сегодня для нормального развития всего Дальнего Востока и Якутии в частности нужны в первую очередь специалисты со средне-специальным образованием. По мнению экспертов, «планируется, что 60-80 %  занятых на инвестиционных проектах будут составлять местные трудовые ресурсы. При этом основную долю (70%) должны занимать работники, имеющие начальное профессиональное образование, и по 15% - специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, т.е. на разрабатываемые объекты требуются преимущественно рабочие специальности».

 

И, по моему глубокому убеждению, в интересах России и Дальнего Востока, чтобы эти квалифицированные рабочие места доставались россиянам-дальневосточникам, а не привлеченным иностранцам. «Главной причиной невостребованности местной рабочей силы, - по мнению экспертов, - являются дефицит рабочих и специалистов узкого профиля на региональном рынке труда. Вместе с тем доля привлеченной рабочей силы достигает 70 %, из них около 40-45 % составляют иностранные трудовые мигранты из стран СНГ и Китая».

 

Согласно данным Минтруда РФ в 2013 в ДВФО году наиболее высокая потребность в иностранных граждан легально работающих на территории нашей страны была в горные рабочие и строители - 39,2 % всей квоты. При этом дипломированных специалистов всех направлений требовалось почти на порядок меньше - 5,9 %.

 

Как сказал на «круглом столе» первый зампред правительства Якутии Алексей Стручков, для Якутии потребность в трудовых ресурсах на реализацию планов оценивается к 2020 году в 100 тысяч человек. «Если до 2012 года потребность в кадрах для реализации инвестиционных проектов почти на половину обеспечивалась за счет собственных трудовых ресурсов, то уже к 2016 году эти две трети будут приходиться на привлеченные ресурсы», - отметил он в своем докладе.

 

О том, как можно эффективно привлекать в промышленность местные трудовые ресурсы на «круглом столе» рассказал руководитель ОАО «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев. «За 15-летний опыт развития ОАО «Алмазы Анабара» ни одного иностранного работника мы не привлекли к работе. 99% работников предприятия - это жители республики. С момента возникновения предприятия ставка в кадровой политике была сделана на местное население», - заявил руководитель алмазодобывающего предприятия.

 

«Мы обучаем за счет предприятия и затем трудоустраиваем у себя молодежь по самым востребованным на предприятии профессиям: водители большегрузных самосвалов БелАЗ, погрузчиков САТ-988, WA-600, машинисты бульдозера Коматсу Д-375, электрогазосварщики, проходчиков и др. После обучения организуется стажировка на производстве. С этой целью на предприятии существует институт наставничества, который направлен на передачу практического опыта молодому рабочему под руководством опытного и зрелого специалиста», - отметил Матвей Евсеев.

 

Как видите, не нужны на Дальнем Востоке в целом и в Якутии в частности такое огромное количество специалистов с высшим образованием. Ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем. По моему мнению, немалая доля вины за кадровые перекосы в нашей республике, несет и сам лично Михаил Николаев. Ведь именно с его легкой подачи, в бытность его Президентом РС (Я), наша молодежь устремилась в менеджеры-юристы напрочь забыв об инженерах, строителях, маркшейдерах и рабочих. Развелось немереное количество всяких сомнительных вузов, а ПТУ и техникумы оказались в полном запустении.

 

Конечно, легко свалить все на развал и лихие 90-е, но ведь тот же Татарстан, находясь в аналогичных условиях, сумел сохранить престиж рабочих профессий и не допустить столь масштабного кадрового перекоса. Заводы не встали и нефтепромыслы не заполнены иностранцами - там работают свои местные квалифицированные кадры. Сегодня в республике действует около 400 средне-специальных учебных заведений.

 

В Татарстане сумели сохранить и сейчас развивают на новом уровне систему средне-специального образования. И хотя татары критикуют свои ССУЗы, и наверное, вполне справедливо, но главное, что у них есть предмет для критики. Сумели сохранить. И сейчас эти критикуемые учебные заведения в полном объеме готовят квалифицированных специалистов для нужд Татарстана. А в Якутии где все это?

 

Сомнительно, по моему мнению, выглядит тезис Михаила Николаева о том, что повышение стипендий может привлечь на Дальний Восток студентов из западных областей России. Думаю, что нормальные ребята выбирают ВУЗ в первую очередь по качеству образования, а не по величине стипендии. А плохих студентов нам и самим не нужно.

 

И уж полную оторопь вызывает рассуждения уважаемого депутата о налоговых преференциях крупным промышленным предприятиям, и «созданию специальных фондов со стороны корпораций, чтобы средства от них шли на развитие Дальнего Востока». Якутянам как раз очень хорошо знакомо, каким образом выглядит на самом деле. Плохо, по моему мнению, выглядит.

 

Это когда в результате предоставленных налоговых льгот бюджет Якутии всего за один год недополучает 800 млн рублей, а взамен, на пару с другой республиканской инвестиционной компанией строит сомнительной пользы соцобъект. Это когда правительство республики заключает с другой крупной компанией соглашение, согласно которому компания указывает якутскому правительству, куда тратить налоги, которые она платит в республиканский бюджет. Разумеется, львиная доля расходов бюджета приходится на районы, в которых эта компания работает. А в довесок, уж совсем в целях государственно-частного партнерства якутский бюджет выкупает у этой компании ненужную ей технологическую дорогу. За хорошие деньги выкупает. И таких примеров налоговых преференций в якутской истории масса.

 

А уж про скандалы вокруг «специальных фондов» типа РИК или Целевой фонд будущих поколений не писал только ленивый. В одном скандале, связанном с Чокурдахским рыбзаводом, уже банкротом, кстати, невольно засветился и сам уважаемый Михаил Ефимович…

 

Иными словами, по моему мнению, выступление Первого Президента Якутии не выдерживает никакой критики. Ради чего и для кого он его готовил, неясно. Сказать, чтобы сказать? Удивительно, но мы настолько привыкли, что некоторые, умудренные опытом политики, несут иногда какую-то глубокомысленную бессмыслицу, что даже толком перестаешь вслушиваться и вдумываться в их слова. «Ах, это тот-то говорит, ну да ладно, зато когда-то он ого-го!». Правда, когда осмыслишь сказанное, иногда за таких становится стыдно. Одно дело перед друг другом глубокомысленно размышлять, а другое дело говорить о серьезных вещах с солидными людьми в представительном собрании. Не красит ни таких ораторов, ни республику. ИМХО.

 

Владимир Нифонтов,

YKTIMES.RU, 08.04.13

http://www.yktimes.ru/ekonomika/mihailu-nikolaevu-nuzhnyi-500-tyisyach-studentov-i-usilenie-federalnogo-ministerstva-a-chto-dast-eto-yakutii/#comment-1670

.