В сентябре Владивостоку предстоит выбрать мэра. Сложно сказать, следует ли нам ожидать сюрпризов; едва ли «погоду» будет делать участие в выборах таких одиозных фигур, как Виктор Черепков или Мария Соловьенко. Они, конечно, украсят выборное «болото», но фаворитом, безусловно, пока является действующий глава города Игорь Пушкарев.
И. Пушкарев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Серьезным альтернативным кандидатом мог бы быть выдвиженец от КПРФ, но в стане приморских коммунистов начался настоящий раздрай, и похоже, что сильного кандидата выставлено не будет. На первый взгляд, выборов в городе не будет вообще, по крайней мере де-факто, в отсутствие сколько-нибудь реальных конкурентов. Тем более что краевые депутаты только что приняли поправку в приморский Избирательный кодекс о том, что муниципальные выборы должны пройти в один тур, а не в два. А это тоже, как показывает электоральная практика, играет на руку действующему главе.
Впрочем, действительно ли он так уж безальтернативен в качестве выдвиженца «партии власти» - еще большой вопрос. В ближайшее время, вероятно, начнутся партийные «праймериз», на которых будет рекомендована кандидатура Пушкарева - или же кого-то еще из единороссов-тяжеловесов. Амбициозные фигуры среди членов «ЕР», безусловно, есть - от «кондратовских» до «николаевских».
Владивостоку, как принято считать, на мэров не очень везет: то экстрасенс, то чуть ли не «крестный отец». Пушкарев, пришедший на пост главы в 2008-м, после осуждения Владимира Николаева (кстати, последнему теперь не угрожает уголовное преследование - он исключен из базы Интерпола и может спокойно вернуться из жарких стран во Владивосток; это добавляет пикантности с точки зрения предстоящих выборов), казался исключением из этого правила. Считалось, что Пушкарев чист со всех сторон и «компромата» на него просто нет. И если он и не самый лучший руководитель, то, по крайней мере, обладает чистой биографией, что в нашем городе редкость.
Однако тайное становится явным. Мы имеем в виду ставшие, как говорится, достоянием общественности материалы следственной проверки в отношении Пушкарева.
В упомянутом постановлении подробно перечисляются факты не самой, скажем так, приглядной деятельности Игоря Сергеевича в период «первоначального накопления капитала», как принято обтекаемо называть бандитский беспредел 90-х. Имеется в виду то самое АОЗТ «Пусан», с которого начиналась вертикальная карьера Пушкарева…
Выяснилось много пикантных деталей становления будущего бизнесмена-сенатора-чиновника. Мало того что он все эти годы удачно трудоустраивается с фальшивой трудовой книжкой. «Анализируя собранные в ходе проверки материалы, можно прийти к выводу о том, что в вышеуказанных противоправных действиях Пушкарева И. С. имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 147 УК РСФСР (в ред. Федерального закона от 01.07.1994 № 10-ФЗ), - завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием (мошенничество), совершенное в крупных размерах», - отмечается в материалах следствия.
Информация о сомнительных делах начинающего предпринимателя Игоря Пушкарева и раньше периодически доносилась до общественности. Скажем, о совместном бизнесе по фирме «Русская семерка» с неким ранее судимым г-ном Ципилевым по кличке «Матрос». Много слухов породило убийство владельца АОЗТ «Пусан» г-на Кана, после которого компания была разорена, а бизнес фактически перешел под контроль г-на Пушкарева. Но нынешний мэр Владивостока все это опровергал и называл происками врагов.
Теперь многое документально подтверждено не только материалами следственной проверки, но и подписью самого г-на Пушкарева. Первая пикантность - в том, что уголовное дело по обвинению в мошенничестве не возбуждено ввиду истечения срока давности, а не, скажем, по причине отсутствия состава преступления. Вторая - в том, что для полноценного прекращения уголовного преследования по факту мошенничества от нынешнего градоначальника требовалось его личное письменное согласие именно с такой формулировкой. Учитывая, что сам мэр - человек юридически и политически грамотный и цену такой подписи вполне осознает, да и адвокаты рядом стояли дорогие, можно предположить, что в данной ситуации другого выхода не было.
В юридической практике это называется «прекратить дело по нереабилитирующим основаниям». То есть «осадок остался», и не на пустом месте.
Как разъяснили «Новой во Владивостоке» юридические консультанты, реабилитирующими считаются такие обстоятельства закрытия дела, по которым лицо признается невиновным в совершении преступления, «в связи с чем восстанавливается его доброе имя, репутация». Как мы понимаем, Игорю Пушкареву сие не грозит. Потому как это - отсутствие события преступления или отсутствие в деянии состава преступления, а также недоказанность участия в совершении преступления.
А вот прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но «расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным». И Игорь Пушкарев в этом расписался, лишив себя имиджа «белого и пушистого».
Повлияет ли этот факт на решение местной и центральной «Единой России» при утверждении кандидатуры на выборы мэра? Прогнозировать трудно, но некоторые звоночки уже прозвучали: во вторник на пресс-конференции губернатору Приморья был задан вопрос по поводу поддержки какого-либо кандидата на пост мэра и Владимир Миклушевский от ответа деликатно уклонился. Связано ли это с уголовным скандалом вокруг градоначальника - покажет время…
Нельзя исключать и того, что на свет могут всплыть и другие истории, связанные, например, с цементом и строительством или же с «оптимизацией налогообложения». Кто поверит в то, что здесь все чисто? Особенно с учетом известных «рейтингов миллиардеров», в соответствии с которыми состояние Пушкарева в период финансового кризиса только стремительно росло. Кому, как говорится, война, а кому мать родна. Так что желание мэра остаться на должности еще на пять лет вполне объяснимо.
ПОД ТЕКСТ
На вопрос о том, вернется ли во Владивосток экс-мэр Владимир Николаев, который больше не подвергается уголовному преследованию, его сестра и депутат краевого ЗС Виктория Николаева ответила «Новой во Владивостоке»:
- Думаю, обязательно вернется. Я понимаю вас: очень важно, что происходит во Владивостоке, что происходит в Приморском крае, это нам всем небезразлично. Очень бы хотелось внимательно отнестись к предстоящим выборам.
На вопрос о том, не собирается ли она сама в мэры, Николаева ответила:
- Есть партийная составляющая, поэтому… Еще все впереди, будем думать.
По всей вероятности, Виктория Викторовна имеет в виду вопросы партийной дисциплины: хотя Владимир Николаев исключен из «Единой России» еще в 2008-м, сама она остается членом партии и даже числится заместителем руководителя фракции единороссов в Законодательном собрании Приморья.
Тимофеев Сергей, №180, 27.03.13
«Новая газета во Владивостоке»,