Жители Владивостока уже больше трех месяцев пробуют «на зуб» аэроэкспресс - новую электричку, которая должна доставлять людей из центра города прямо к терминалу аэропорта. Однако до сих пор только каждый десятый прилетающий или улетающий пассажир выбирает железную дорогу. А «красные стрелы», как прозвали горожане новые электрички, бегают пустые на 80-85%. В причинах непопулярности приморского аэроэкспресса попробовал разобраться корр. РИА PrimaMedia, который опробовал интермодальные перевозки на себе.
Аэроэкспресс прибывает в аэропорт. Автор: РИА PrimaMedia |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Напомним, аэроэкспресс появился в Приморье в канун саммита АТЭС наряду с новым терминалом «А» аэропорта. Поэтому считается стройкой саммита. Удачной, по крайней мере потому, что ее успели завершить, и она не превратилась в долгострой. Железнодорожники построили более 4 километров нового электрифицированного пути к терминалу, возвели пять вокзальных комплексов - в аэропорту, на станциях Артем, Угольная, Вторая Речка и, наконец, в самом центре Владивостока рядом с существующим вокзалом. На все это потратили более 8 млрд рублей.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, право развивать интермодальные перевозки в Приморье передали известной в России компании ОАО «Аэроэкспресс», которая перевозит пассажиров в Москве, Санкт-Петербурге и в Сочи. Отзывы пассажиров в этих городах, как правило, положительные. Но как обстоят дела во Владивостоке? Компания, по заверению представителей, вложила в Приморье порядка 170 млн рублей и уже просит дотации из краевого бюджета. Окупить приморский проект планируют за 15 лет.
За почти четыре месяца работы аэроэкспресса удалось добиться только того, что поезд (шесть вагонов на 1088 сидячих мест) заполняется лишь на 15-16%. И из них две трети - пассажиры пригородного класса. Это означает, что в аэропорт аэроэкспрессом добираются ежедневно только 300-400 человек, хотя в том же аэропорту в день принимают-отправляют 4,5 тысячи пассажиров. Чтобы узнать, что отпугивает людей от аэроэкспресса, корр. агентства совершил поездку в аэропорт и обратно в вагонах разного класса.
Первый сюрприз ожидает уже во Владивостоке возле аэровокзального комплекса. Он, кстати, построен на месте парковки, которую использовали пассажиры железнодорожного и морского вокзалов и таксисты. Большая часть парковки сохранилась и сейчас, но на въезде стоит шлагбаум, который открывается только для «своих». Парковка практически пуста, только несколько авто сотрудников.
Обычные пассажиры не смогут подъехать к вокзалу, даже если есть тяжелые сумки или если пассажир - инвалид на коляске.
В лучшем случае можно припарковаться вдоль улицы Алеутская, которая обычно плотно заставлена транспортом, теми же таксистами.
Причем инвалидам на коляске будет особенно сложно попасть на аэроэкспресс. Сам вокзал оборудован широкими лифтами, на крыльце есть пандус. Но как попасть к крыльцу, если к парковке только два пути: лестница от Алеутской безо всяких пандусов и дорога, закрытая шлагбаумом? Есть, правда, еще третий путь - напрямую к привокзальной площади и автобусам через газон и сравнительно невысокий бордюр. Именно его и выбирают пассажиры, затаптывая траву. В этом же направлении тащат тяжелые сумки. Наверное, инвалидам тоже предлагается прыгать через газон и бордюр.
- Сотрудники компании «Аэроэкспресс» в терминальном комплексе очень удивились в ответ на мои претензии, - сообщает корреспондент. - Про парковку сообщили, что она для служебного транспорта. Откроется ли она для пассажиров и как доставлять к вокзалу сумки, они не знают. А по поводу инвалидов предложили заранее звонить и договариваться о проезде на парковку.
Кстати, в той же Москве клиентам аэроэкспресса предоставляется очень полезная услуга - аэротакси. Можно заказать машину по телефону: она заберет пассажира от подъезда и доставит прямо к аэроэкспрессу. Главный плюс - очень выгодный тариф. Но, как сообщил оператор «горячей линии» компании, во Владивостоке такая услуга не предусмотрена, информации о планах нет. Зато прямо у шлагбаума терминала аэроэкспресса дежурят приморские таксисты, о тарифах которых наслышаны все.
При входе в вокзал встречает система досмотра. Сумки надо поставить на ленту. После выложить металл из кармана на специальный стол и пройти рамку. В случае ее срабатывания - поискать на себе еще металл и снова ее пройти. Пока пассажиры кладут в карманы обратно мелочь и телефоны, их сумки выезжают с ленты и… падают на пол.
Прямо напротив входа - два билетных окошка. Как правило, работает только одно, но больших очередей нет. Это и к лучшему, потому что места для очередей, какие бывают в часы пик на кассах обычных пригородных электропоездов, тут нет. Зато есть электронные билетные терминалы.
В холлах висят большие удобные панели, на которых указывается текущее время и сколько времени осталось до отправления ближайшего поезда. Это удобно. А вот расписание на день и информацию о стоимости проезда можно найти только на листочке за стеклом у билетного окошка. С ценой все предельно понятно: до аэропорта обычный билет стоит 200 рублей, детский - 50 рублей, билет в вагон бизнес-класса - 350 рублей. Кто хочет воспользоваться аэроэкспрессом как пригородной электричкой, заплатит от 20 до 70 рублей в зависимости от станции.
Что касается расписания движения, то подводные камни тут в следующем: электрички каждый день отправляются друг другу навстречу одновременно из Владивостока и из аэропорта. Утром в 8.00, 9.00, 10.00, 12.00, вечером в 16.00, 18.00, 19.00 и 20.00.
Сразу понятно, что пассажиры, которым нужно уехать до 8.00 или вернуться после 20.00, уже не могут быть клиентами аэроэкспресса с таким расписанием. Огромную проблему создает и «провал» размером в четыре часа прямо посреди дня.
Из-за него пассажиры многих авиарейсов отказываются от аэроэкспресса.
В «Аэроэкспрессе» оправдываются, что нынешнее расписание «обусловлено ограничениями инфраструктуры, вызванных завершением ремонтных и строительных работ на железной дороге. Необходимость в изменении расписания, несомненно, есть, и они будут внесены, как только будут завершены ремонтные работы».
Далее с билетом пассажир должен спуститься на два этажа вниз, к платформе. На пути для удобства два эскалатора. Для пассажиров с сумками работает лифт. В здании есть зоны ожидания, есть даже буфет. Но он не работает.
Еще один сюрприз, с которым, по-видимому, придется смириться - отсутствие услуги регистрации на авиарейс и возможности сдать багаж на станции.
То, чем славится аэроэкспресс в Москве, во Владивостоке просто не предусмотрено.
Багаж нужно брать с собой в вагон. А регистрироваться на рейс придется только в аэропорту, как правило, простояв в очереди. Почему такая полезная услуга не предоставляется - история темная. В самом «Аэроэкспрессе» сообщили, что «регистрацию и оформление багажа на авиарейсы, отправку его на борт могут осуществлять только авиаперевозчики. Компания «Аэроэкспресс» не имеет права на организацию предрейсового досмотра багажа. Подобный сервис может быть организован только по инициативе авиаперевозчиков».
А авиаперевозчики наоборот считают, что все зависит как раз не от них: «Регистрация пассажиров и багажа интересна для авиакомпании. С 2008 по 2011 пассажиры нашей авиакомпании пользовались такой услугой, которую организовали наши коллеги - международный аэропорт Внуково и компания «Аэроэкспресс», - сообщили в пресс-службе «Владивосток Авиа» и посоветовали к этим самым коллегам и обратиться.
Получается, что обе стороны кивают друг на друга, а воз и ныне там.
Билет на аэроэкспресс представляет собой бумажку со штрих-кодом. На выходе из вокзала билет надо приложить к считывающему устройству, чтобы турникет выпустил пассажира на платформу. Более того, эту бумажку ни в коем случае нельзя потерять, потому что в аэропорту на выходе ждет еще один турникет. Впрочем, это уже похоже на то, как работает экспресс в Москве. Только в Приморье есть яркая особенность - считывающие устройства, как правило, на нетренированные прикосновения не срабатывают.
Перед турникетом всякий раз собирается очередь из тех, кто водит туда-сюда билетом, пытаясь заставить его открыться.
Всякий раз на помощь пассажирам приходят работники терминала и проводницы вагонов, которые берут из рук билет и сами пытаются его активировать. А если и у них не получится, то проводницы достают из кармана свой пропуск и им открывают турникет.
Процедура комичная, всегда возникает очередь. Правда она не очень большая, но только потому, что мало пассажиров. Что бы было, если вдруг на посадку скопилось столько, сколько максимально вмещает электричка? Максимальная вместимость состава, включая стоячие места, составляет 2402 пассажира.
Состав состоит из шести вагонов трех типов. В хвосте (условно, так как при движении из аэропорта это будет уже голова состава) три вагона пригородного типа. Они мало отличаются от обычных электричек.
Дальше два вагона среднего класса - в них едут те, кто купил билет за 200 рублей. Отличаются наличием подлокотников на сидениях. И расставлены сидения так, что полвагона сидит лицом по ходу движения, другая половина смотрит в противоположную сторону.
Впереди состава вагон бизнес-класса. К услугам тех, кто заплатил 350 рублей - кресла повышенной комфортности, плечики для верхней одежды, газированная и негазированная вода. Еще одна привилегия - наличие в вагоне бизнес-класса туалета. На остальные пять вагонов - только один туалет в хвосте состава.
Как и обещали, путь занял всего 48 минут. Поезд прибыл вовремя. В пути всего три остановки - Вторая Речка, Угольная, Артем (бывшая остановка Аэропорт). Но и там пассажиров было мало.
Названия остановок, для удобства не только русскоговорящих пассажиров, объявляют на русском и английском языках. По-прежнему возникает путаница, когда во время стоянки объявляется «следующая остановка». На английском диктор произносит только называние остановки, не употребляя слово «Next» (следующая). И это вносит определенную путаницу в понимание того, где находится поезд. Когда состав останавливается у платформы, указателя которой не видно, а из динамиков раздается, например, Artem station, первое, что приходит на ум, это «поезд прибыл на станцию Артем». И, если это ваша станция, то надо быстрее выходить. Пока состав не тронулся. Но выйдя, вы обнаружите, что находитесь на Угольной, а Артем - следующая.
- А вот в бизнес-классе английского перевода на момент моей поездки вообще не было. Зато не запутаешься, - сообщил корр. РИА PrimaMedia.
Прибывшие в аэропорт аэроэкспрессом пассажиры отметили его минусы и плюсы, названные выше. А вот в зале аэропорта ожидающие вылета рассказали, почему не выбирают аэроэкспресс.
Основная причина - это новая трасса Владивосток - Кневичи с низководным мостом, благодаря которой теперь можно добраться до аэропорта без пробок и за очень короткое время.
В пользу автомобиля высказываются и те, кто приехал с тяжелым багажом. Гораздо проще привезти его к порогу аэропорта, чем таскать в вагонах поезда. Выбирают авто те, кто едет в аэропорт с провожающими. Особенно если рейс после 20.00, когда назад аэроэкспрессом уже не уедешь.
Представители компании «Аэроэкспресс» говорят о востребованности такого вида пассажирского сообщения среди населения. Называют перспективы роста пассажиропотока оптимистичными. В аэропорту тоже предупреждают об ожидаемом росте пассажиропотока приблизительно в пределах 15% и росте количества рейсов - около 10%. Вот только по-прежнему непонятно, как аэроэкспресс будет конкурировать с другими, более удобными видами транспорта, как будет решаться основная задача - привлечь пассажиров. Ведь, как сейчас утверждают эксперты, проект имеет социальную, политическую, имиджевую направленность, а с экономической точки зрения, проект очень рискованный.
PrimaMedia, 13.11.12