Горнодобывающие компании ДФО за последние годы вложили в геологоразведку десятки миллиардов рублей, и теперь вправе ожидать экономического эффекта. В Дальнедрах оценивают результаты разведки позитивно. Но минеральная база региона практически полностью разведана, оценена и вовлечена в отработку. Это побуждает искать не только дополнительные ресурсы, но и менять отношение к разработке минеральных запасов.
Дальнедра: на всех хватит
Замначальника Дальнедр Валерий Вологин оценивает перспективы добывающей отрасли довольно оптимистично. И, к примеру, утверждает, что доля добывающих и тесно связанных с ними отраслей в экономике Дальневосточного региона будет неуклонно расти. Уже сегодня они занимают до 37% регионального производства. Сегодня в регионе 827 месторождений по 25 видам полезных ископаемых, по некоторым минеральным ресурсам округ лидирует.
Позитивно в Дальнедрах оценивают и результаты геологоразведочных работ, проведенных за последние годы. Только в 2011 году общие объемы финансирования ГРР составили 33,9 млрд руб. против 27,7 млрд руб. в 2010 году. Из этой суммы собственных средств компании потратили около 30,6 млрд руб. В 2011 году в ДФО добыто свыше 105 т золота, в том числе рудного 72,5 т, россыпного около 33 т. Лидерами по добыче стали Амурская область (28,4 т), Республика Якутия (21,2 т), Чукотский АО (19,6 т), Магаданская область (18,2 т).
Результаты разведочных работ, которые замглавы Дальнедр представил в октябре на горно-геологической конференции «MINEX Дальний Восток», внушительны. В этом календаре геологоразведки успехи распределились следующим образом. В 2006 году было доразведано Наталкинское золоторудное месторождение в Магаданской области, прирост запасов категории C1+C2 составил 1,13 тыс. т. В 2007-м завершена разведка золотосеребряного месторождения Купол в Чукотском АО, его запасы оценены в 138 т золота и 1,6 тыс. т серебра. В 2008 году разведана первая очередь разведки месторождения Албазино в Хабаровском крае (65,2 т золота), приросло запасами медно-никелевое месторождение Кун-Манье в Амурской области (16 тыс. т никеля и 2,3 тыс. т меди).
В 2009 году увеличены запасы рудного золота категорий C1+C2 на Нежданинском (более 160 т) и Бамском (94 т) месторождениях Амурской области, Белая Гора (26,3 т) в Хабаровском крае. Дана авторская оценка золоторудных месторождений Светлое и Кутын в Хабаровском крае (в сумме более 20 т). В 2010-м получен прирост запасов рудного золота месторождения Маломыр (35,1 т) и Албын (32,8 т) в Амурской области, месторождения Павлик (49 т) в Магаданской области, чукотских месторождений Двойное (64 т), Каральвеем (46,7 т), на золотопорфировом месторождении Песчанка в ЧАО проведена авторская оценка запасов меди, которые превысили 6,5 млн т. Все это, как считает Валерий Вологин, позволило крупным горнодобывающим компаниям компенсировать убывающие запасы металла, ввести в строй новые мощности.
Хабаровский край: сколько осталось?
Власти Хабаровского края, однако, уже обеспокоились истощением минеральной базы региона. Николай Ищук, начальник управления недропользования минприроды Хабаровского края, на дальневосточном «Майнексе» говорил об успешных проектах, реализуемых горнорудными компаниями, и о дальнейших планах горнодобытчиков, но закончил перечислением оставшихся запасов. Правда, рост инвестиций в геологоразведочные работы в крае налицо, с 2009 года они увеличились в 1,6 раза и достигли в 2011 году более 2,2 млрд руб.
По данным минприроды на конец этого года, горнодобывающие предприятия инвестировали в сумме около 8 млрд руб. в разведку, модернизацию и строительство новых мощностей. Немалые надежды край возлагает на реализуемый компанией «Полиметалл» проект общей стоимостью в $300 млн (около 9,4 млрд руб.). В проект входит строительство горно-обогатительного комбината на Албазинском месторождении и запуск гидрометаллургического комбината в городе Амурске. «Их ввод уже на первом этапе позволит обеспечить добычу золота в 5,5 т, поступление в бюджет края около 300 млн руб. В перспективе Амурский ГМК может стать центром по извлечению золота из концентрата для нескольких месторождений Дальнего Востока»,- отметил Николай Ищук.
Еще один лелеемый краевыми властями проект - строительство ГОКа на месторождении Белая гора в Николаевском районе. Его реализует управляющая компания «Руссдрагмет», сумма вложений оценивается в 5 млрд руб. В перспективе ГОК сможет перерабатывать до 1,5 млн т руды, производить до 3 т золота в год. Хабаровский край - единственный регион России, где идет добыча олова, напомнил представитель Минприроды. В первом полугодии 2012 года добыча олова выросла на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и этот результат во многом связан с вложениями управляющей компании «Русские фонды». В 2013 году предусмотрено начать строительство ГОКа мощностью до 2 тыс. т олова в концентрате. Чаяния краевого руководства вполне объяснимы, если учесть, что только по итогам 2011 года добывающие предприятия внесли в казну около 3,8 млрд руб. налоговых отчислений.
Тем не менее, власти уже предвидят производственный кризис. «За последние 5 лет удалось прирастить запасы золота на 49 т. Но основной прирост разведанного золота достигнут за счет изучения двух-трех месторождений: Албазино, Белая Гора, Тумнин. Обеспеченность действующих производств запасами рудного золота - 8-10 лет. По россыпному - у предприятий есть от двух до пяти лет»,- дал прогноз Николай Ищук на круглом столе дальневосточного «Майнекса». При этом в крае практически нет крупных месторождений, подготовленных для передачи добытчикам, в нераспределенном фонде лишь 2-3% рудного золота, сообщил чиновник.
Впрочем, минерально-сырьевой ресурс края еще далеко не исчерпан, и в инвестиционном портфеле Хабаровского края около 40 месторождений по 14 видам ископаемых, которые планируется ввести до 2020 года. В их числе крупные месторождениях железа, апатитов, марганца и титаномагнетитовых руд, которые, однако, требуют значительных инвестиций в геологоразведку и инфраструктуру. Большая часть перспективных объектов расположена в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах и труднодоступны.
«Полиметалл»: юниоры в помощь
В одном из ведущих предприятий региона, ОАО «Полиметалл», на геологоразведку в 2012 году затрачено около $75 млн (около 2,3 млрд руб.). При этом, отмечают в компании, с 2006 года в ГРР инвестировано порядка $250 млн, из них более $100 млн - в поиск принципиально новых месторождений. «Есть надежда, что мы сможем огласить наши дальнейшие планы с высокой долей конкретики в 2013 году»,- заявлял глава «Полиметалла» Виталий Несис в декабре прошлого года. Наиболее вероятной он назвал реализацию трех потенциально возможных проектов в Хабаровском крае - второй очереди Албазино (включая Восточноалбазинскую и Южноалбазинскую площади), месторождения Кутын и группы месторождений Авлаякан-Киранкан.
В начале декабря компания сообщила обновленные данные по Албазинскому месторождению, одному из самых крупных и амбициозных проектов «Полиметалла» на Дальнем Востоке. По состоянию на 1 августа 2012 года, минеральные ресурсы Албазино переоценены до 37 млн т руды со средним содержанием 4,8 г/т золота. Отметим, предыдущая оценка дала 19 млн т руды со средним содержанием 4,5 г/т золота по состоянию на 1 января 2012 года. Геологоразведочная деятельность продолжается.
Однако главной проблемой разведки новых ресурсов «Полиметалл» считает для себя не финансы и наличие лицензий, а количество проектов, которые компания может эффективно переработать. «Максимум - 7-8 самостоятельных проектов ГРР, которые мы надеемся превратить в добывающие предприятия. Чтобы и решения, и работа были качественными, внутри организации необходимо ограничивать количество таких проектов»,- заявлял Виталий Несис «Вестнику золотопромышленника». По его словам, в России остро недостает юниоров, которые могли бы заниматься геологоразведочными проектами для последующей продажи стратегическим игрокам.
Отметим, одним из примеров можно назвать опыт сотрудничества ОАО «Полиметалл» и британской фирмы Ovoca Gold Plc. В начале декабря «Полиметалл» приобрел ООО «Олимп», разрабатывающее золотосеребряное месторождение Ольча в Магаданской области. Владелец актива, Ovoca Gold Plc., продал «Олимп» и весь его внутрикорпоративный долг за 775 000 обыкновенных акций Polymetal International (около $13,5 млн на момент объявления о сделке). Участок находится в 215 км от золотоизвлекательной фабрики Лунное и в 230 км от фабрики Кубака, относящимся соответственно к Дукатскому и Омолонскому перерабатывающим хабам «Полиметалла».
При этом Ovoca Gold Plc. позиционирует себя как геологоразведочная компания, занимающаяся поиском и разработкой золотых активов в России для их последующей продажи глобальным инвесторам. Флагманской сделкой Ovoca Gold Plc. называет продажу Гольцового месторождения в Магаданской области (расположено на южном фланге Дукатского рудного района). Британцы разведали месторождение, построили ГОК и инфраструктуру, а в 2009 году «Полиметалл» приобрел Гольцовое за $ 47,7 млн, что составило 200% от первоначальной рыночной капитализации, об этом сообщается на сайте Ovoca Gold Plc. Российских компаний, которые могли бы работать в таком формате, на данный момент нет.
«Артель старателей „Амур“»: больше вскрыши
Горнопромышленники, которые яснее всего видят ограниченность ресурсов и не имеют столь обширной базы месторождений, делают ставку на модернизацию производства, сколь бы ни была она затратной. Так, ОАО «Артель старателей „Амур“», разрабатывающее платиновое месторождение Кондер на севере Хабаровского края, уже анонсирует масштабное перевооружение как по разведочному, так и по добычному парку техники. Разработка Кондера ведется с 1984 года, открытым способом.
Исторический рекорд добычи платины был достигнут в 2003 году - 4,1 т. Однако из-за снижения содержания металла горняки постоянно увеличивают объем вскрышных работ, в 2012 году он достиг 15 млн кубометров. В целом за 11 лет содержание металла в промываемых песках снизилось в два раза. «Сегодня прежде чем добраться до пласта, мы вынимаем в среднем 13 метров горной массы, при этом мощность пласта будет снижаться. При сохранении существующих методов и оборудования мы становимся все менее и менее рентабельными. А значит, необходимо изменить подход к отработке нижней части месторождения»,- объясняет исполнительный директор ОАО «Артель старателей „Амур“» Сергей Гармаев.
Запланированные изменения коснутся методов разведки, ведения горных работ, обогащения металла и планирования работ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, пояснил глава предприятия. В частности, применение технологии вибрационного бурения Sonic в геологоразведке, пока пробное, уже дало весьма интересные результаты на Кондере. Даже при высокой стоимости бурения одного метра производительность станков Sonic крайне привлекательна, это около 2,5 тыс. м в месяц.
Качество анализа проб с применением современных геоинформационных систем можно назвать прорывным. Помимо растущих затрат на разведку «Амур» содержит самый большой парк карьерной техники в крае. Но за счет покупки высокопроизводительных машин Komatsu, Terex, CAT с 2011 года объем горных работ повысился в пять раз, утверждает Сергей Гармаев. В конце декабря артель «Амур» внедрила автоматизированную систему управления горнотранспортным комплексом (АСУ ГТК), она также позволяет минимизировать издержки и увеличить эффективность работ.
С 2012 года на предприятии стали применять скрубберные промывочные приборы, которые также позволили снизить операционные расходы при увеличении мощности. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе это все равно не позволит работать эффективно и прибыльно. «Очевидная альтернатива - дражный способ, он обеспечивает более высокую единичную производительность, концентрацию работ. «Есть ограничения по электроэнергии, есть сложности с мерзлой горной массой и трудности по доставке машин на Север. Все эти ограничения преодолимы, и с прошлого года мы начали проект по внедрению дражных технологий»,- заявил руководитель артели «Амур».
Геологи: в разведке не сдаются
Директор ООО «Нижнеамурская горная компания» Валерий Припутневич утверждает, что геологоразведка может быть прибыльной лишь при условии непрерывных вложений в оборудование и специалистов. «Мы изначально сделали ставку высокопроизводительную технику, постоянно модернизируем парк»,- заверяет он. Как говорит Валерий Припутневич, портфель заказов и успешно завершенных проектов НГК год от года растет. Геологи, к примеру, выполнили комплекс геологоразведочных, геофизических и горных работ по месторождению золота Белая Гора, расположенному в Николаевском районе Хабаровского края.
Само месторождение имеет более чем столетнюю историю разработки, но вновь разведанные запасы в объеме 25,5 тонны позволили УК «Руссдрагмет» начать строительство мощного ГОКа. В этом же году завершена разведка месторождения Благодатное, также в Николаевском районе. «Нам удалось доказать ЗАО „Многовершинное“ перспективность Благодатного, а затем убедить в необходимости геологоразведочных работ. Сейчас произведен оперативный подсчет запасов, это порядка 20-22 тонн золота»,- рассказал директор НГК. Также, по его словам, благодаря ГРР на руднике Многовершинный запасы месторождения ежегодно прирастают на 4-5 тонн золота.
Перспективным глава компании считает и Тополихинское месторождение графита в Еврейской автономной области. Заказчиком разведки, завершенной в 2012 году, выступила группа компаний «Магнезит». «Предполагалось, что запасы на Тополихинском будут невелики, притом с низким содержанием. Но мы выявили уникальный по содержанию и значительный по запасам объект. Завершен подсчет по категориям С1 и С2 и прогнозным ресурсам P1, составлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) временных кондиций. Ведется предварительное проектирование предприятия, и со следующего года предполагается начать строительство»,- рассказал Валерий Припутневич.
В то же время и геологи говорят о том, что практически все ресурсы региона или разведаны и подсчитаны, или еще не обнаружены. «Когда-то советской геологоразведкой была проведена огромнейшая работа. Теперь все то, что „лежало сверху“ - раскуплено и вовлечено в отработку. Чтобы выявить новые крупные месторождения, требуются совсем другие средства», - утверждает глава НГК. На будущий год компания готовит масштабную оценку огромнейших площадей в Хабаровском, Приморском крае и Магаданской области и на Чукотке по заданию некоего инвестора, имя которого не раскрывается. «После проведения этих работ можно будет более конкретно говорить о ресурсах региона»,- резюмировал собеседник.
Вадим Пасмурцев,
ДФОбзор. Итоги года. Декабрь 2012
----------------
Порты на подъеме
Развитие пропускной способности транспортной инфраструктуры на востоке страны стало одной из самых обсуждаемых тем в уходящем году. Сохраняющийся рост перевозок в адрес дальневосточных портов требует значительного усиления подходов к ним, прежде всего железнодорожных. Однако вопрос, где изыскать средства на эти весьма затратные проекты, остается пока не решенным.
Восточный вектор
По данным Ассоциации морских торговых портов, за 11 месяцев 2012 года терминалы дальневосточного бассейна переработали 122,3 млн т различных грузов. Это на 6,4% выше аналогичного прошлогоднего результата. Объем перевалки увеличили практически все основные стивидорные компании региона: порта Восточный - до 38,6 млн т (+9,6%), Ванино - 18,2 млн т (+4,3%), Находка - 15,5 млн т (+12,9%), Владивосток - 12,2 млн т (+12,6%), Посьет - 5,4 млн т (+9,5%).
Портовые мощности на тихоокеанском побережье остаются достаточно востребованными - в первую очередь для российского экспорта. Сегодня на долю дальневосточных терминалов приходится почти треть от общего объема перевозок экспортных грузов в России. По прогнозам, в ближайшие годы она будет только расти. Так, к 2015 году порты только Приморского края смогут переработать более 120 млн т грузов. По сравнению с 2011-м грузопоток вырастет почти в два раза - с 67,5 млн т. И преобладающим направлением по-прежнему будет Находкинский узел. В частности, ожидаемый грузооборот стивидорных компаний, тяготеющих к железнодорожной станции Находка-Восточная, достигнет 76 млн т. Для сравнения, в 2011 году этот показатель составил 37,6 млн т.
В октябре текущего года ОАО «Восточный Порт» (основная номенклатура - уголь с Кузбасса) приступило к строительству третьей очереди специализированного комплекса ППК-3. Предприятию это, в частности, позволит увеличить емкости для складирования угольной продукции. Сегодня они рассчитаны на хранение 600 тыс. т. «Проектом предусмотрено четыре дополнительных склада с нормой единовременного хранения порядка 900 тыс. т.»,- проинформировал управляющий директор «Восточного порта» Анатолий Лазарев. Ввести в строй третью очередь запланировано на 2016 год.
Кроме того, получит развитие другой терминал «Восточного порта» - универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1, который специализируется на грейферной перевалке угля. «Мощность его пока составляет 3 млн т в год. Хотя в октябре мы перешагнули этот рубеж. И планируем по итогам года выйти на 3,4-3,5 млн т»,- добавил Анатолий Лазарев. Планом же развития предполагается увеличить перевалку грузов на ППК-1 до 6 млн т.
Сумму инвестиций Анатолий Лазарев не уточнил, но отметил, что в 2009-2011 годах компания на техническое перевооружение затратила около 2 млрд руб., плюс по 2012 году на эти цели будет затрачено свыше 1 млрд руб. «В связи с этим ежегодная пропускная способность нашей стивидорной компании увеличится к 2017 году с нынешних 17-18 млн до 27 млн т угля. К 2019-му с вводом в эксплуатацию полномасштабного варианта третьей очереди угольного комплекса мы сможем обрабатывать до 35 млн т сыпучих грузов в год»,- сообщил Анатолий Лазарев.
Развивать свой бизнес намерено и ООО «Восточная стивидорная компания». По словам первого заместителя гендиректора ВСК Алексея Павленко, в 2008 году предприятие вышло на рекордный показатель по перевалке контейнерных грузов - переработало 400 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Но в период кризисного 2009 года грузооборот ВСК упал на 65%. К настоящему времени компания восстановила объемы переработки контейнеров по отношению к докризисному периоду - в немалой степени за счет организации ускоренных контейнерных поездов.
«Они следуют по определенной нитке графика, что дает клиенту определенные гарантии по скорости. Ежемесячно мы отправляем на десять контейнерных поездов больше. Наши партнеры - 16 судоходных компаний и 121 экспедиторская компания»,- уточнил менеджер.
Но для освоения перспективных объемов, указывают участники рынка, необходима дополнительная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить своевременную подачу-уборку вагонов на специализированные терминалы. В настоящий момент припортовая станция Находка-Восточная работает на пределах своей технической возможности. «Сегодня она загружена на 110%. Только третий районный парк, рассчитанный на 5 млн тонн грузов в год, обрабатывает значительно больше этой нормы»,- сказал начальник Находки-Восточной Алексей Нагорный.
«Пропускная способность третьего районного парка практически исчерпана, недостаточна для того, чтобы работать сегодня, не говоря о завтра,- в свою очередь заявил Алексей Павленко.- Кроме ВСК через него подаются вагоны на производственно-перегрузочный комплекс ППК-1 ОАО „Восточный порт“, на ООО „Восточно-Уральский терминал“ и ЗАО „Топливно-бункерная компания“».
Выход - строительство дополнительного районного парка с последующим перераспределением грузопотоков. Согласно проекту, разработанному институтом «Дальгипротранс», он будет состоять из нескольких приемоотправочных путей. Вместимость каждого - 75 условных вагонов.
Расширение железнодорожной инфраструктуры в Восточном тем более актуально, что там будет построен новый универсальный перегрузочный комплекс ежегодной мощностью перевалки 20 млн т. По словам гендиректора ФКУ «Ространсмодернизация» Игоря Фрейдина, к его созданию, предусмотренному ФЦП «Развитие транспортной системы России», планируется приступить через два года. Чтобы скоординировать подходы к развитию порта Восточный и железнодорожных подходов к нему, стивидорные компании в ближайшее время направят в «Ространсмодернизацию» свои бизнес-проекты с указанием прогнозных объемов роста грузооборота. Это позволит разработать эффективный план усиления инфраструктуры.
На транзитном перекрестке
Еще одно перспективное направление перевозок связано с развитием самых южных портов Приморского края - в Хасанском районе. В первую очередь, с продолжающейся модернизацией порта Посьет (принадлежит группе компаний «Мечел»). Как сообщил председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин, для наращивания отгрузки угля и кокса на экспорт в следующем году там запланировано строительство глубоководного причала и нового подходного канала. В результате порт сможет принимать суда дедвейтом 60 тыс. т - втрое больше нынешних возможностей. Соответственно, объем перевалки угля возрастет до 9 млн т в 2014 году (в 2011-м Посьет переработал чуть более 4 млн т). Дальнейшая перспектива - переработка до 14 млн т ежегодно.
В Хасанском районе должны появиться новые портовые мощности. Так, компания «Беркут» планирует построить зерновой терминал в бухте Троица (Зарубино) мощностью 5 млн т. Перспективы порта в Зарубино связаны и с обеспечением транзита в соседнюю с Приморьем провинцию Цзилинь (КНР). В частности, в городе Чаньчунь расположен крупный сборочный завод «Фольксвагена». Порядка 70 тыс. TEU через порт Далянь ежегодно поступает с комплектующими для автомобилей. Однако железнодорожные подходы к нему, да и сами портовые мощности сегодня перегружены. Как проинформировали представители провинции Цзилинь, китайские грузовладельцы готовы перенаправить грузопоток на направление Зарубино-Махалино-Хуньчунь. Для этого РЖД восстановит приграничный 20-километровый участок железной дороги с обустройством пункта пропуска.
Стоит сказать, что в открытии движения между Махалино и Хуньчунем заинтересованы также Япония и Южная Корея. Еще в конце 2009 года через пункт пропуска Краскино начались автомобильные перевозки транзитных грузов в рамках интермодального сервиса Ниигата (Япония)-Сокчо (Республика Корея)-Зарубино-Хуньчунь.
В частности, из Японии в КНР завозились ткани для одежды, а обратно шла готовая продукция. С возобновлением железнодорожного сообщения, считают заинтересованные стороны, можно более активно задействовать возможности данного транспортного коридора.
Но осуществление этих планов зависит в немалой степени от модернизации участка Дальневосточной железной дороги Барановский-Хасан. Как сообщил заместитель начальника ДВЖД по Владивостокскому региону Сергей Рябов, эта однопутная и неэлектрифицированная линия, являющаяся ответвлением от Транссиба, пока имеет провозную способность 7 млн т в год. В 2011 году по ней перевезено 5,1 млн т грузов. Между тем, согласно планам отправителей, к 2015-му перевозки на данном направлении смогут вырасти до 11 млн т.
«Поднять провозную способность линии можно за счет увеличения массы и длины грузовых составов. По аналогии с тем, как было организовано движение к портам Находка и Восточный. Сегодня в находкинском направлении идут поезда условной длины 71 вагон, весом до 6,3 тыс. т. Хотя изначально эта линия строилась для движения поездов 3,5 тыс. т»,- сказал Сергей Рябов.
Для этого нужно увеличивать приемоотправочные пути расположенных здесь станций. А также открывать когда-то закрытые из-за низкого грузопотока разъезды Сенокосная, Барсовый, Пожарский, Рязановка. «Сегодня это лимитирующие места. Расстояния между действующими станциями большие, кроме того, там действует система полуавтоматической блокировки. Один поезд занимает перегон на 30 минут. Таким образом, нужен целый час, чтобы этот перегон прошли два поезда. Конечно, будут идти потери при интенсивном движении»,- пояснил Сергей Рябов. Для обеспечения движения поездов повышенного веса помимо прочего необходимо обновление пути, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи. Сейчас все вопросы, связанные с реконструкцией линии Барановский-Хасан, решаются в «РЖД».
За длинным рублем
Но развивать железнодорожную инфраструктуру нужно не только на подходах к портам. По словам управляющего директора «Восточного порта», в связи с завершением строительства трубопровода «Транснефти» ВСТО и прекращением перевозки по железной дороге большого объема нефти представители РЖД предлагают другим отправителям воспользоваться высвобождающимися пропускными способностями магистрали. «Но проблема в том, что эта свободная мощность фактически только в пределах ДВЖД. Но у нас, если рассматривать транспортировку угля с Кузбасса, есть проблемы в продвижении грузов на Забайкальской, Восточно-Сибирской, Красноярской дороге. Если проблему не решать комплексно, то эффекта не будет»,- подчеркнул Анатолий Лазарев.
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, ограниченные возможности железнодорожной сети негативно скажутся уже в ближайшее время на экономическом росте регионов России. В случае невыполнения запланированных мер по развитию инфраструктуры в 2015 году будет не вывезено более 30 млн т грузов, бюджетная система суммарно недополучит порядка 18 млрд руб.
Данная тема поднималась в июле во Владивостоке на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона под председательством премьера РФ Дмитрия Медведева. Как заявил на совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, на усиление Транссиба до 2020 года понадобится 181 млрд руб., а БАМа - 737 млрд руб. «Это большие средства, обеспечение которых исключительно за счет результатов деятельности регулируемой компании РЖД не представляется возможным»,- сказал Владимир Якунин. По его словам, «Российские железные дороги» планируют до 2016 года вложить в развитие магистралей на Дальнем Востоке 60 млрд руб., хотя необходимо инвестировать 350 млрд руб.
В свою очередь Дмитрий Медведев отметил, что издержки при реализации проектов по реконструкции сложных участков БАМа и Транссиба высоки. «Поэтому нам необходимы „длинные“ деньги на развитие транспортной инфраструктуры. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и глобальной финансовой напряженности акцент следует делать на привлечении долгосрочных заемных средств»,- сказал он.
В настоящее время государство прорабатывает ряд вариантов, как можно привлечь долгосрочные инвестиции в транспорт. Один из них - привлечение накоплений пенсионного фонда. На данные средства предполагается произвести допэмиссию акций ОАО «Российские железные дороги» с передачей доли ПФР.
Одновременно Министерство по развитию Дальнего Востока направило руководству Внешэкономбанка для обсуждения перечень приоритетных проектов, предлагаемых для реализации с использованием инструментов ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (дочерняя структура ВЭБа). В пакете предложений свыше 90 проектов, и значительная их часть посвящена развитию транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной. Прежде всего это реконструкция Байкало-Амурской магистрали со строительством вторых путей и модернизация Транссиба.
Не исключено и государственно-частное партнерство, хотя здесь по-прежнему остается немало проблемных вопросов. «У нас был опыт совместного развития припортовой станции. Из четырех пучков по приемке вагонов два из них построило совместное предприятие „Восточного порта“ и РЖД,- напомнил Анатолий Лазарев.- Но где гарантия, что именно я буду работать на этом месте? Сегодня на том участке, который строили мы совместно, работают все. У нас с Находкой-Восточная завязано шесть стивидорных компаний». И все же, сказал менеджер, стивидор готов рассмотреть предложения, которые сделают РЖД и Дальневосточная дорога по развитию припортовых подходов. «Все терминалы друг с другом прочно связаны. Если моему соседу некуда будет принимать вагоны, то процесс остановится и у меня, поскольку рельсы одни для всех»,- добавил представитель порта.
В глобальном масштабе недофинансирование инфраструктуры может обернуться серьезными потерями. Отказ в перевозке из-за пропускных ограничений с точки зрения внутреннего валового продукта с 2011 по 2015 годы, уточнил Владимир Якунин, могут достичь 2,3 трлн руб., а по 2020 год - 5,8 трлн. «Эти цифры показывают, что потери для ВВП существенно превышают дефицит инвестиций на расшивку узких мест»,- подчеркнул он.
Павел Усов,
ДФОбзор. Итоги года. Декабрь 2012