Жерар Депардье |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Какая страна не мечтает видеть среди своих граждан выдающихся людей, чьими достижениями можно гордиться, и чья деятельность может прославить государство? Конечно, таких примеров, когда наше государство предоставляло «кров» иностранным гражданам, имеющим заслуги в самых разных сферах, предостаточно.
Но, с другой стороны, лично я надеюсь, что это новогоднее событие привлечет новое внимание к очень больному вопросу, потому что тема получения гражданства - одна из самых, на мой взгляд, злободневных. Жалобы и обращения по этому поводу я получаю каждый год: не менее десяти. На первый взгляд, цифра не впечатляет. Но за каждой из них стоит чья-то судьба. Ведь отсутствие гражданства лишает человека права на получение того, о чем мы в обычной повседневности не задумываемся. Фактически эти люди вне закона. Между тем речь идет о наших согражданах, таких же россиянах, которые жили в бывших советских республиках и по каким-то причинам не смогли получить российские паспорта до 1992 года, когда эта процедура была упрощена.
Ситуации бывают самые разные. Например, ко мне обратилась девушка, которую родители еще в младенческом возрасте вывезли на Украину. Получили там гражданство, а потом вернулись назад, на Дальний Восток. О том, какое гражданство потом будет у ребенка, никто не задумывался. Когда пришла пора получать паспорт, выяснилось, что для начала ей необходимо отказаться от украинского гражданства, для этого лететь в Москву в посольство Украины. На тот момент она училась в училище и таких средств у нее не было. Этой проблемой мы занимались целых три года. Писали запросы во все инстанции, которые были способны помочь. В итоге человек получил паспорт только в 21 год.
Гораздо проще решаются такие вопросы, когда гражданин ранее проживал в республиках, с которыми у России есть соглашение об упрощении порядка получения гражданства. К сожалению, такой документ подписан только с республиками Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Но учитывая специфику нашей страны, где живет очень много граждан бывших республик СНГ, считаю, что этот список давно уже необходимо расширить.
И даже принять закон об упрощении получения гражданства для этих людей. Кроме того, считаю необходимым ввести особую, более простую процедуру получения гражданства людям, которые были усыновлены иностранными гражданами. Например, американская семья усыновляет российского ребенка, но, повзрослев, он возвращается. Однако оказывается, жить в родной по сути для него стране на законных основаниях этот человек сможет, только собрав все необходимые справки, что превращается в многолетнюю нервотрепку.
Также, думаю, назрела необходимость ввести в закон о гражданстве пункт для тех граждан, которые желают воссоединиться с семьей. Допустим, у кого-то на Украине живут старенькие родители. Хочется перевезти их сюда. Но это выливается в огромную проблему, вплоть до того, что приехавший человек даже не может получить пенсию. Приходится решать эти вопросы по каждому отдельному случаю. Разумеется, во многих цивилизованных странах процедура получения гражданства не проста и обставлена соответствующими условиями. Однако наша страна из-за распада Советского Союза в этом отношении особенная, что понятно и объяснимо.
Надеюсь, что случай с известным французом заставит наше правительство обратить внимание и на решения проблемы гражданства наших соотечественников.
Юрий Березуцкий,
уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае
Автор блога на сайте газеты «Тихоокеанская звезда»