Дорогие якутяне! Нас можно поздравить – нам в очередной раз сообщили, что долгожданный мост через реку Лена будет! Автомобильный… Может быть… Когда-нибудь… Если доживем…
Мост через Лену (проект). http://sakhamediapost.ru/ |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В последнее время проект строительства моста оброс таким количеством противоречивой информации, что превратился в мифическое повествование о намерениях, планах, слухах, которые никак не перетекут во что-то конкретное. Совсем как каменный мост с лавками и купцами в мечтаниях Манилова.
23 ноября 2012 года на открытии выставки Саха-ЭКСПО в рамках дней Якутии в Москве президент Якутии Егор Борисов торжественно сообщил: «Автомобильный мост через реку Лена будет построен в Якутии»! «Мы сегодня договорились (с министерством транспорта РФ – ИФ) о проектировании автомобильного моста и его строительстве (через р. Лена – ИФ). В политическом плане решение уже принято… Мы начнем мост строить в 2013 году и закончим к 2016 году», – сказал глава республики. И добавил: «Проекта как такового не было, были варианты подхода. По проекту моста работа началась, конкурс объявляется. Я думаю, до середины следующего года все будет подготовлено, работа начнется».
Но позвольте! О каком проекте, и о каком конкурсе идет речь? Ведь ровно месяц назад, аккурат 23 октября со страниц официального портала органов государственной власти республики было громогласно объявлено: «Поступили первые конкурсные заявки на проект моста через Лену». Как сказано в сообщении: «Об этом сообщил ЯСИА заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников после выездного совещания по вопросам строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, состоявшегося в Нижнем Бестяхе.
По его словам, конкурс был объявлен министерством транспорта РФ в текущем месяце. На данный момент на рассмотрение комиссии поступили несколько проектов».
«Из имеющихся двух-трех наиболее подходящих по всем параметрам проектов после скрупулезного рассмотрения будет выбран наиболее оптимальный», – цитировал портал слова заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Об этом же совсем недавно, 15 ноября 2012 года, в прямом эфире НВК Саха говорил и министр транспорта Якутии Семен Винокуров. «Протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича, – сообщил министр, – Минтрансу России поручено проработать вопрос подготовки не позднее первого полугодия 2013 года проектной документации на строительство мостового перехода с учетом возможности принятия решения о форме создания железнодорожного перехода на втором этапе.
Минтрансом РФ в рамках исполнения настоящего протокола поручено организовать творческий конкурс на лучшее техническое, архитектурно – дизайнерское решение транспортного перехода через реку Лена с возможным привлечением международных экспертов.
Ориентировочная стоимость проекта составляет 36000,0 млн. рублей. Проектирование должно начаться уже со второй половины 2013 года, строительство – в период с 2014 –по 2018 годы».
Так о каком новом конкурсе, и о каких новых проектах вел речь федеральный чиновник, если спустя месяц вдруг оказалось что никаких конкурсов не объявлялось, и никаких проектов просто нет? Кто «не в курсе»: глава Якутии или заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта, с якутским министром? Или за этот месяц планы по мосту в очередной раз поменялись?
Недавно, в начале ноября, выступая на собрании учредителей и членов «Транспортного союза РС (Я)» генеральный директор «Корпорации «Трансстрой-Восток» Александр Дудников рассказывал: «К сожалению, на федеральном уровне тема строительства совмещенного моста попросту забалтывается, сделанные ранее наработки утрачивают позиции, и нам уже предлагают автомобильный мост, с далекой и неясной перспективой строительства второй очереди – железнодорожного моста».
Или как дипломатично высказался Семен Винокуров по поводу строительства второй очереди: «…с учетом возможности принятия решения…». В дальнейшем… Когда-нибудь… Возможно… Будет принято решение строить железнодорожный мост… Или не будет…
Хотя, по мнению Александра Дудникова: «Только автомобильный мост не даст нам того прорыва в развития транспорта, который бы обеспечило доведение железной дороги непосредственно до Якутска».
Два года назад, 3 ноября 2010 года, выступая на правительственном часе в Государственной Думе, бывший Министр транспорта РФ Игорь Левитин рассказал депутатам о позиции Минтранса: «Мы предложили Якутии сделать автомобильный мост, а станцию сделать на правом берегу Лены. Президент Якутии настроен на то, чтобы построить совмещённый мост. И я знаю, что он недавно встречался с министром финансов. И было принято решение, что если республика самостоятельно найдёт средства для того, чтобы вместе с нами соинвестировать строительство моста, тогда этот мост будет совмещён. Если нет, мы предлагаем схему, по которой станция будет нижняя без тяг, а автомобильный мост даст возможность проехать до города не по ледовой переправе, а на автобусах переезжать в город Якутск. Поэтому всё зависит от баланса тех средств, которые есть в республике».
Прошло два года с тех предложений Минтраса России. Как видим, «баланс средств» в республике не изменился. Денег на софинансирование строительства полноценного совмещенного моста так и не нашлось. А Минтранс и федеральное правительство свою позицию не поменяли.
По всей видимости, Егор Борисов прислушался к совету депутат Госдумы Федота Тумусова, который еще в апреле предрек: «… отношение российского правительства к строительству совмещенного моста, скорее всего, будет отрицательным. Хорошо, если будет принято решение о строительстве автомобильного моста. … В любом случае руководству республики придется поменять свою упертую позицию».
Поэтому, скорее всего, будут строить автомобильный мост. Возможно. И не нужно биться головой об стенку или нагнетать нездоровый ажиотаж - поздно уже…
Александр Злобин,
YKTIMES.RU, 28.11.12
P.S. В Транспортной стратегии России на строительство самого моста через Лену предусмотрено 50 млрд. рублей. По словам председателя бюджетного комитета Ил Тумэна Александра Уарова, подготовка и проведение республиканских Игр «Дети Азии-2012» обошлись республике почти в 20 млрд. рублей. Сейчас в республике обсуждают строительство «Страны Олонхо» за 11 млрд. рублей. По некоторым оценкам, на строительство совмещенного моста в самом дорогом варианте от Якутии требовалось софинансирование в размере 10-12 млрд. рублей.
В августе этого года, генеральный директор «Трасстрой-Восток» Александр Дудников рассказал «Российской газете», что предлагаемый им проект совмещенного моста полностью укладывается в обозначенную правительством России сумму. ««Трансстрой-Восток», – заявил он, – в консорциуме с несколькими компаниями и НИИ предлагает унифицировать пролетные строения, внедрить технические новшества и уложиться в эти 50 млрд. рублей».
YKTIMES.RU, 28.11.12