Ровно год назад мы опубликовали в нашем еженедельнике одну за другой статьи «Нехорошее наследство из ЕАО» и «Нехорошее наследство из ЕАО. Продолжение». Тем, кто не читал или не помнит суть этих публикаций, напомню: речь в них шла о том, как бывший губернатор области Николай Волков решал проблемы нашего сельского хозяйства и обеспечения жителей области молочно-мясными продуктами. В общем, всем будет ещё понятнее, если я скажу два заветных слова: «австралийские коровы».

 

Все что осталось от хозяйства
Все что осталось от хозяйства

 

Вспомнили? Ну, вот и хорошо. Такое забыть нельзя. Такое не забывается. Особенно если речь идёт о сотнях миллионов рублей в масштабах нашей небольшой области, о заложенном имуществе государственных предприятий и о людях, которые сегодня медленно, но верно обретают статус «стрелочников».

 

Из публикации «Нехорошее наследство из ЕАО» № 31 от 11. 08. 2011 «Газета на Дом»:

 

«Фермер Баумбах, получив четыреста австралийских рогатых голов, оформляет кредит в ОАО «Россельхозбанк» в размере 66 миллионов 623 тысяч рублей на строительство молочно-товарной фермы, приобретение оборудования и т.д. Мог бы он сделать это сам по себе, без поддержки прежнего областного правительства? Вряд ли. Такие масштабы в одиночку фермеру не осилить. Да и не стал бы он браться за это, если бы его не убедили в том, что каждая корова будет давать в день чуть ли не двадцать литров молока. Так что с кредитом он рассчитается без проблем, а то, что кредит в десятки миллионов должен был быть чем-то обеспечен (я имею в виду залог) - не беда!».

 

Тогда, год назад, уже было ясно, что никакими молочными реками фермер Валерий Баумбах не сможет осчастливить нашу область. Проблемы, начавшиеся несколькими годами ранее - гибель австралийских коров от их же австралийской болезни и, как следствие, ноль надоев молока, за счёт реализации которого собирались рассчитываться с кредитами, привело к печальному результату.

 

В 2011 году нам говорили, что правительство области держит ситуацию под контролем, что оно не допустит продажи имущества государственных предприятий, которое выступало залогом под кредиты фермеров.

 

А теперь давайте послушаем, что говорят нам сегодня.

 

Пресс-конференция 05.09.2012 г. губернатор Александр Винников:

 

- Вы помните, что начиная с 2006 года, в Российской Федерации начали реализовываться национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жильё» и «Развитие сельского хозяйства». И в этот период государство через «Россельхозбанк» выделило значительные средства для развития сельскохозяйственной инфраструктуры. Проще сказать, для создания животноводческих комплексов, перерабатывающих предприятий и т.д. Естественно, правительством области было предложено районам нашей области, крестьянам и фермерам дать свои предложения: кто, чем желал бы заняться и что развивать. Соответствующие предложения поступили и от администраций Октябрьского и Ленинского районов. Были представлены бизнес-планы, которые рассмотрел «Россельхозбанк». Я думаю, что если бы не было оснований реализовывать проекты, то вряд ли здравомыслящие руководители пошли бы на это и прежде всего те, которые выдавали кредитные ресурсы.

 

Безусловно, требовались и гарантии правительства области. Правительство пошло на то, чтобы заложить часть государственного имущества под реализацию данных проектов. Но, знаете, как говорят: гладко было на бумаге, а дальше, конечно, появились сложности по целому ряду причин как объективных, так и в немалой степени субъективных. Если говорить о хозяйстве Валерия Баумбаха, то там основное помещение построено, доильный цех построен, скот туда поставлен. Но до конца не было продумано главное, когда решали организовать там этот животноводческий комплекс. А именно: там нет земель для выращивания кормов, кукурузы. На тот момент, когда этот комплекс там начали строить, уже эти земли находились либо в долгосрочной аренде, либо в качестве паёв были переданы в частную собственность.

 

Безусловно, это должно было быть известно тем разработчикам бизнес-планов, которые этим животноводческим комплексом занимались, и прежде всего, крестьянам, фермерам, которые там живут. К сожалению, этого не произошло. И те затраты, которые были просчитаны бизнес-планом, реально по жизни стали на порядок выше.

 

А субъективные причины заключались, прежде всего, в том, что, допустим, тот же фермер Баумбах, просто-напросто, запил и перестал заниматься своим хозяйством.

 

Говорить о том, что ему не оказывалась государственная поддержка, нельзя. Это не правда. Строго в соответствии с существующим законодательством те фермеры, которые взяли кредиты в банке под строительство сельскохозяйственной структуры, то есть вот этих комплексов, в полном объёме до последних дней получали субсидии - 2/3 ставки рефинансирования банка. Кроме того, от областного правительства они получали дотации на молоко - четыре рубля пятьдесят копеек на один литр. В целом, закупочная цена в области составляет двадцать четыре рубля за литр…

 

Ну, кто бы спорил? Отличная цена. Вот только молока-то нет! Не дают столько молока эти австралийские бурёнки, или, вернее, то, что от них осталось. Так скажите нам, пожалуйста, кто должен отвечать за то, что к нам завезли страдающих инфекционным заболеванием рогатых иностранок? Фермер Баумбах или те, кто их закупал? Кто должен был знать, что в Австралии перед отправкой им поставили прививки, действующие всего полгода? Фермер Баумбах или те, кто их закупал? Кто должен был знать, что на этой территории в Октябрьском районе нельзя строить животноводческий комплекс, потому что нет свободной земли для выращивания кормов? Фермер Баумбах или те, кто разрабатывал бизнес-план?

 

«Фермер Баумбах просто запил и перестал заниматься своим хозяйством…».

 

Покажите мне крестьянина, который бы в такой ситуации не запил или не сошёл бы с ума.

 

Вы только представьте себе: ему, крестьянину, предлагают с помощью государства за несколько лет стать просто-таки деревенским олигархом. Ему всё дадут, а он должен только немножечко влезть в долги. Ну и что, что долги миллионные? Зачем об этом думать, если залог под них опять-таки даёт государство? Бери кредит и строй! Строй! И он начал строить, честно, как и должно быть. А они - коровы - стали дохнуть быстрее, чем он строил. Судя по количеству умерших коров, ему больше времени приходилось тратить на их «похороны», нежели на строительство.

 

А сегодня все разводят руками. С кого, мол, спрашивать, если не с фермера Баумбаха?

 

Могу подсказать: а вы спросите с прежнего губернатора и нынешнего сенатора! Что ж вы стесняетесь? Это ведь под его чутким руководством наша область так активно включилась в федеральную программу «Развитие сельского хозяйства». Это он нам с экрана телевизора и со страниц местных газет обещал молочные реки от австралийских коров. Напомнить, как его зовут? Волков Николай Михайлович! Вы спросите с него! Или вы считаете, что заложить имущество (недвижимость, оборудование и даже землю) почти всех государственных предприятий, многие из которых в то время успешно работали, можно было без его ведома? Вы спросите с бывшего начальника управления сельского хозяйства правительства области. Ведь он - господин Кияшко - управлял этим хозяйством!

 

Вы спросите с бывшей управляющей «Россельзозбанком» госпожи Туровцевой. Спросите, зачем она взяла под залог кредитов фермеров имущество, которое банку совершенно не нужно? Зачем банку здание автовокзала, если в нём ничего, кроме автовокзала быть не может?

 

Что ж вы, вместо того, чтобы спросить с этих троих, делаете «стрелочником» Баумбаха? И не только его. Ещё один «стрелочник» - председатель СПКК «Кооперация» господин Пашко. Это уже Ленинский район.

 

Из публикации «Нехорошее наследство из ЕАО. Продолжение», № 32 от 18.08.2011 «Газета на Дом»:

 

«Кто придумал создать сельскохозяйственный потребительский комплексный кооператив в Ленинском районе - сегодня сказать трудно. Но, уверена, без ведома главы Ленинского района господина Лаврука это сделать было невозможно. Учредителями кооператива стали двадцать человек (физические лица) и ООО «Агро Грин Бизнес» во главе с господином Пашко.

 

И началось! На СПКК просто посыпались деньги. Первый кредит в 10 миллионов рублей оформлен в «Россельхозбанке» в 2008 году. Через семь с половиной месяцев СПКК «Кооперация» в том же банке оформляет второй кредит ещё на 10 миллионов рублей. А через год - третий, но уже на 358 миллионов 377 тысяч рублей. Все кредиты оформлены с одной целью: строительство животноводческого комплекса на 1500 голов крупного рогатого скота.

 

Притом, что залогодателями под эти кредитные договора стали пять государственных предприятий, как-то плохо верится, что глава Ленинского района господин Лаврук мог способствовать созданию СПКК «Кооперация» без ведома бывшего губернатора господина Волкова. А если ещё учесть, что некоторых руководителей предприятий уговаривала заложить недвижимость и имущество предприятий бывшая глава «Россельхозбанка» госпожа Туровцева, то получается короткая, но очень тесная связка: господа Волков, Лаврук, Туровцева».

 

Ну а теперь вернёмся к пресс-конференции губернатора Александра Винникова, состоявшейся в прошлую среду. Александр Аронович рассказал:

 

- В СПКК «Кооперация» скоро будет введено конкурсное управление. Сегодня есть условия для создания реальных предприятий и средства, и возможность оказания поддержки, но, с одной стороны, присутствует безграмотность тех, кто за это берётся, а с другой стороны, уверенность в том, что кредит можно взять, а потом не отдавать. Привыкли, к сожалению, к тому наши сельхозпроизводители, что раз в десять лет государство эти долги прощало. Но это были государственные предприятия. А сегодня это - коммерческие. Поэтому вряд ли государство возьмёт на себя вот эти непонятные долги...

 

Тому же Пашко, который руководил СПКК «Кооперация», оказывалась всемерная помощь. Но произошли разногласия внутри самого кооператива, и многие члены кооператива написали заявление о выходе из него. Они выяснили некоторые обстоятельства, пользуясь которыми Пашко получал в банке кредиты.

 

Сегодня этой историей занимаются правоохранительные органы. Они должны разобраться. Но факт остаётся фактом: те операции, которые необходимо было сделать для дальнейшего продолжения финансирования банком, данный кооператив делать отказался. В результате банк прекратил финансирование. В соответствии с условиями предоставления субсидий Министерство сельского хозяйства также прекратило субсидирование данного проекта. Банк обратился в суд, и сегодня там вводится конкурсное управление.

 

Имущество госпредприятий остаётся заложенным, и в соответствии с законом, если не хватит конкурсной массы, чтобы закрыть долги, оно будет на общих основаниях реализовываться.

 

Сказанное Александром Ароновичем наводит на мысль, что члены кооператива СПКК «Кооперация», узнав, куда на самом деле уходят кредитные деньги, быстренько вышли из состава учредителей - от греха подальше. А рядом с этим «грехом» остался директор Пашко. А куда ему деваться?

 

Итак, «очень тесная связка» или, скажем так, цепочка состоит из четырёх звеньев: Волков, Лаврук, Туровцева и Пашко. И более чем странно, что отвечать за всё должно последнее - крайнее звено этой цепочки.

 

Более чем странно, что Николай Михайлович спокойно заседает в Совете Федерации, Туровцева отделалась увольнением и лёгким испугом от шумного обыска в её квартире, Лаврук сидит, как говорят, за взятку в виде какого-то пластикового окна, Пашко будет отвечать за кредитные миллионы, которые исчисляются сотнями, имущество почти всех госпредприятий не сегодня-завтра может пойти с молотка.

 

«А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!»…

 

Елена Голубь,

«Газета на Дом, №36, 12.09.12

.