Динамика развития сравнительно новой интеграционной группировки в Восточной и Северо-Восточной Азии - Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, саммит которого стартовал во Владивостоке 2 сентября, позволит АТЭС в ближайшей перспективе стать одним из наиболее влиятельных экономических объединений в мире наряду с НАФТА и ЕС. Такое мнение высказал экономический обозреватель Гюнтер Шнайдер (Guenter Schneider) в своей статье, опубликованной в зарубежных СМИ, текст которой ИА «PenzaNews» публикует в собственном переводе.

 

К сожалению, в силу своего географического положения европейские экономики, в том числе такие крупные, как Германии и Франции, участвуют только в одной интеграционной группировке - ЕС, в то время как Соединенные штаты Америки, напротив, стараются быть активными членами как в НАФТА, так и в АТЭС.

 

Как ни парадоксально, но единственной страной, представляющей Европу в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», является Россия, стремящаяся играть все более активную роль в формировании повестки дня проходящих в рамках объединения интеграционных процессов. Не случайно председательствующая в 2012 году в АТЭС Российская Федерация затратила такое количество средств на проведение саммита во Владивостоке.

 

Как сказал в одном из интервью член экспертного совета российского Агентства стратегических инициатив Петр Щедровицкий, «тот факт, что на Дальний Восток приезжает саммит АТЭС, на котором, в том числе, формулируется сегодняшняя повестка дня этого макрорегиона, - очень серьезный шаг вперед в процессе интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)».

 

Между тем, стремление России к интеграции в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион вполне объяснимо.

 

Как отмечается в ежегодном «Обзоре экономического и социального положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе», опубликованном экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в 2012 году, АТР стал новым «полюсом» развития мировой экономики, однако страны региона сталкиваются сегодня с определенными трудностями. Вместе с тем, увеличение внутреннего спроса, имеющиеся финансовые ресурсы для маневра в экономической политике, а также все более тесное региональное экономическое сотрудничество свидетельствуют о том, что рост экономик стран АТР будет по-прежнему выше, чем в любом другом регионе мира, и существенно более высоким, чем в развитых странах.

 

В связи с этим остается непонятным, почему ведущие европейские страны продолжают видеть в России исключительно источник относительно дешевого сырья и рынок сбыта продукции, не уделяя значительного внимания перспективам потенциального партнерства с РФ в вопросах углубления и расширения сотрудничества со странами АТЭС. При этом, несмотря на имеющиеся разногласия в вопросах ближневосточного урегулирования и соблюдения прав человека, Россия продолжает рассматривать Евросоюз как одного из своих стратегических партнеров. Более того, вице-премьер РФ Игорь Шувалов дал недвусмысленный сигнал о готовности Москвы стать мостом между ЕС и АТЭС, заявив в преддверии саммита о намерении предложить странам региона совместно развивать ядерную энергетику, в том числе в партнерстве с Японией, США и Францией.

 

Даже беглый анализ документов, принятых в рамках АТЭС за последние два года, позволяет понять, какие возможности упускает Европа, не уделяя должного внимания использованию России в качестве плацдарма для выхода на новые рынки. Так, по итогам встречи лидеров АТЭС в 2010 году в японской Иокогаме была принята стратегия развития до 2015 года с акцентом на пяти аспектах экономического роста: он должен быть сбалансированным, всеобъемлющим, устойчивым, инновационным и безопасным. Стратегия включает в себя план действий по структурной реформе, развитию человеческих ресурсов и предпринимательства, «зеленому» росту, экономике, основанной на знаниях, и безопасности личности. Этот план будет поддерживаться конкретными рабочими программами, к реализации которых будут привлечены все форматы деятельности АТЭС, а также другие международные форумы, включая «Большую двадцатку» (G20).

 

Повестка дня саммита АТЭС в 2011 году в Гонолулу была сфокусирована на проблематике стимулирования экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях нестабильности мировой экономики. Лидеры обсудили вопросы, связанные с обеспечением экономического роста и занятости, содействием «зеленому» развитию, повышением энергобезопасности и энергоэффективности, сближением национальных систем государственного регулирования экономики.

 

В последние годы рабочие органы АТЭС все большее внимание уделяют вопросам структурной реформы в области совершенствования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, осуществления государственной политики, способствующей открытой и свободной конкуренции, эффективного корпоративного управления, укрепления правовых основ функционирования рыночной экономики, повышения качества и доступности образования, а также реформирования транспорта, энергетики, телекоммуникаций и финансов.

 

При этом нынешняя деятельность АТЭС направлена на устранение «скрытых» препятствий для торгово-инвестиционной деятельности, обусловленных несовершенством законодательства и слабостью правоприменительной практики в пределах национального рынка. Этот элемент работы форума дополняет усилия по либерализации и облегчению условий торговли и инвестирования путем сокращения барьеров, преграждающих доступ на национальные рынки. Такие тенденции, скорее всего, будут сохранены и по итогам начавшегося в российском Владивостоке саммита АТЭС 2012 года.

 

Между тем, компании Евросоюза могли бы составить эффективную конкуренцию региональным игрокам рынка товаров и услуг во многих сферах, принимая во внимание наличие целого ряда направлений сотрудничества, представляющих взаимный интерес, как для европейского, так и для российского бизнеса.

 

Стоит отметить, что богатые природными и энергетическими ресурсами Сибирь и Дальний Восток России в совокупности с передовыми европейскими технологиями и безграничным рынком сбыта в Азии являются основой для успешного сельскохозяйственного бизнеса.

 

При этом расположение России как евро-азиатской страны - идеальная основа для развития транспортно-логистического коридора «Восток – Запад» с возможностью дублирования и перераспределения транспортной нагрузки. И, несмотря на существенные проблемы, связанные, прежде всего, с особенностями российской железнодорожной сети, ширина колеи которой отличается от европейской и работающей в Китае, КНР уже решает эту проблему путем содействия созданию логистических центров складирования, перегрузки и распределения грузовых потоков на границе с Казахстаном, железнодорожные магистрали которого позволяют перевозить грузы в центральную Россию и далее на Запад.

 

Учитывая особое внимание Кремля к развитию транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, перспектива создания в России наиболее удобного маршрута перевозки грузов в рамках транспортного коридора «Восток – Запад» выглядит более чем реальной. Кроме того, данный проект будет выгодным не только для России, но и для таких стран как Польша и Финляндия, значение которых в системе европейских грузоперевозок существенно вырастет.

 

Отдельного внимания заслуживает финансовый аспект АТЭС.

 

В отличие от других интеграционных объединений, в странах АТЭС фактически существует две системы построения банковского сектора, представленных Азиатским банком развития с гибкими финансовыми программами и Исламским банком развития, инструменты которого на 80% используют долевое финансирование и только на 20% - долговое, что применяется для построения финансовых моделей в качестве безрискового актива.

 

Эта особенность позволяет бизнесу более эффективно управлять рисками, и Москва не только активно использует открывшиеся со вступлением в АТЭС возможности финансового рынка региона, но и стремится к роли равноправного партнера через учреждение Евразийского банка развития.

 

Банк пытается копировать практику работы азиатских банков развития, сосредоточившись на торговом финансировании, предоставлении комплексного финансово-экономического обслуживания и поддержания экономической стабильности. Кроме того, он имеет удобные инструменты в виде системы субзаемщиков, кредитных линий, предполагающих веерное распределение финансирования, и кредитных линий на сферы торгового финансирования.

 

При сохранении существующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе тенденций построения собственной и, во многом, независимой экономической политики роль АТЭС на мировом финансовом рынке, безусловно, будет расти.

 

Не исключено, что прогнозируемая многими экспертами новая волна финансового кризиса подтолкнет правительства АТЭС, особенно России и Китая, к идее создания альтернативного банка международных расчетов, что позволит ослабить влияние на национальные экономики существующей системы международных финансово-банковских институтов, таких как Международный валютный фонд и Банк международных расчетов.

 

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Это переход на взаимные расчеты между странами в национальных валютах. С развитием информационных технологий и телекоммуникаций упростится система использования нескольких базовых расчетных валют, и, соответственно, снизится влияние спекулятивных факторов валютных рынков на товарные потоки между странами.

 

Рискну предположить, что уже в ближайшем будущем вектор развития мировой экономики и политики будет определять именно АТЭС, влияние которого выйдет далеко за географические границы региона. Если эти прогнозы верны, Европа должна перестать быть статистом и попытаться влиять на происходящие в Азии процессы, чтобы не остаться на периферии глобальных изменений, двигателями которых становятся страны АТР. В первую очередь необходимо наладить конструктивное сотрудничество с АТЭС, на роль посредника в котором идеально подходит Россия как единственная страна-участница объединения, находящаяся и в Европе, и в Азии.

 

Пока Москва, в силу существующей технологической отсталости от Запада и недостатка прямых инвестиций, заинтересована в сотрудничестве с ЕС, европейским лидерам необходимо использовать открывшиеся с председательством России в АТЭС возможности для влияния на процессы, которые могут иметь глобальные последствия для всего мира.

 

В настоящее время участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, членов форума принято называть «экономиками».

 

Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют такие страны как Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

 

Общий объем торговли в АТЭС (товары и услуги) увеличился с 3,1 трлн. долларов в 1989 году до 16,8 трлн. долларов в 2010 году.

 

Объем внутрирегиональной торговли товарами (экспорт и импорт) в АТЭС увеличился с 1,7 трлн. долларов в 1989 году до 6 трлн. долларов в 2009 году, что составляет 67% от общего объема торговли товарами АТЭС.

 

ИА «PenzaNews», 06.09.12

http://penzanews.ru/opinion/60853-2012

---------

 

см. также:

Скан

http://www.scan-interfax.ru/Home/TopicNews/7a9529fa-522f-4b8c-b97c-5cf50e1b794e

 

http://kavkaz.ge/2012/09/06/

 

http://www.pressbox.co.uk/detailed/Government/APEC_summit_in_Russia_New_Opportunities_for_Old_Europe_969086

 

http://goarticles.com/article/6915737  

.