"...В округе продолжает оставаться тревожной криминальная обстановка, не снижается рост тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем, системная работа по координации деятельности всех правоохранительных органов приобретает особое значение.
Негативное влияние в регионе оказывает организованная преступность. Наряду с уже известными формами организации преступных групп и сообществ в последние годы стали появляться новые, отличающиеся высокой латентностью, направленные на внедрение в сферу экономики, органы государственной власти и местного самоуправления. Правоохранительными органами принимаются меры по нейтрализации их деятельности и работа органов правопорядка в данном направлении активизирована. Однако ее результаты не позволяют коренным о образом изменить сложившуюся ситуацию. Прослеживается негативная тенденция снижения уровня противодействия организованной преступности в Республике Саха (Якутия), Магаданской области. Продолжается деятельность преступных групп, специализирующихся на совершении преступлений в наиболее доходных отраслях экономики – лесопромышленном комплексе, добыче и реализации биоресурсов. Сложившаяся ситуация потребовала разработки дополнительных целевых мероприятий по противодействию указанным проявлениям.
С учетом складывающейся криминогенной обстановки разработан план декриминализации Приморского края, включающий в себя комплекс мер, направленных на освобождение общественных отношений от криминальных проявлений, источником которых, в первую очередь являются организованная преступность, тесно связанная с коррупцией. Основными направлениями являются выявление криминализированных секторов экономики, установление контроля за ее основными бюджетообразующими отраслями, создание условий для невозможности деятельности организованных преступных групп, своевременное уголовное преследование, активизация оперативно-розыскной работы, улучшение оснащения правоохранительных органов и другие.
Аналогичная работа проводится и в других субъектах округа.
В последние годы преступными группами активно налаживаются международных контакты. Уровень противодействия таким проявлениям во многом определяется степенью согласованности действий с органами правопорядка приграничных стран. Примером являются результаты совместной операции органов наркоконтроля и МОБ КНР, в ходе которой на территории Китая изъято более 900 кг. метилэфедрина, а также оружие российского производства и боеприпасы к нему.
В целях повышения эффективности борьбы с организованной преступностью проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов округа по противодействию трансграничной преступности, на котором приняты решения о сотрудничестве с органами правопорядка Китая, Кореи и Японии.
Разработаны дополнительные меры по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп. Особое внимание уделено выявлению фактов коррупции среди должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. В субъектах Федерации округа определены районы с наиболее неблагоприятной обстановкой, утверждены планы мероприятий борьбы с коррупцией на 2007 год. Так, в Сахалинской области в целях оценки оперативной обстановки, оказания методической и практической помощи, прокуратурой области организован выезд в Корсаковский район, результаты обсуждены на заседании межведомственной комиссии, а затем выработаны предложения по эффективности деятельности правоохранительных органов района.
В 1 квартале текущего года запланировано рассмотреть итоги проделанной работы.
Приоритетным направлением в работе наших прокуроров является защита интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств.
Ни для кого не секрет, что состояние законности в органах внутренних дел остается серьезной проблемой, о чем свидетельствуют и многочисленные обращения граждан и прокурорские проверки. На сегодняшний день практика сокрытия преступлений от учета не изжита и вместо реальных мер по защите граждан от преступных посягательств, работники милиции продолжают изыскивать различные способы сокрытия преступлений от учета, манипулировать статистическими данными, чему в немалой степени способствует отсутствие надлежащего ведомственного контроля.
По-прежнему имеются факты, когда жертвам преступлений отказывают в приеме заявлений, а принятые заявления - не регистрируются и не рассматриваются.
Приведу лишь один вопиющий факт. Оперуполномоченный уголовного розыска отдела внутренних дел г. Спасска - Дальнего Приморского края скрыл факт обращения с заявлением о краже имущества. Когда потерпевшая попыталась обратиться к руководству отдела милиции о не регистрации ее заявления о преступлении, сотрудник милиции совершил убийство потерпевшей. Уголовное дело в настоящее время рассматривается Приморским краевым судом.
Нередко уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки. При очевидных признаках преступлений принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Качество доследственных проверок остается на низком уровне. Надлежащий ведомственный контроль за принятием своевременных и законных решений по сообщениям о преступлениях отсутствует.
В 2006 году прокурорами выявлено и поставлено на учет более шести с половиной тысяч укрытых преступлений. По выявленным нарушениям внесено более двух тысяч представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности более 1700 работников правоохранительных органов. За укрывательство преступлений в отношении должностных лиц возбуждено 151 уголовное дело. По направленным в суд уголовным делам осуждено 66 сотрудников.
Нарушения конституционных прав граждан допускаются и в ходе предварительного расследования. Излишне, думаю, подчеркивать, что не привлечение к ответственности преступников ухудшает и без того напряженную криминогенную обстановку. В 2006 году количество нераскрытых преступлений составило 56 % от общего числа зарегистрированных преступных деяний. Более половины уголовных дел, находившихся в производстве следователей МВД округа, приостановлено. Наиболее высокий показатель приостановленных уголовных дел отмечается в Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Не привлечены к ответственности лица, совершившие 260 убийств.
Причины кроются не только в сложности раскрытия преступлений, недостаточной профессиональной подготовке следственных и оперативных работников, но и в отсутствии их эффективного взаимодействия.
Кроме того, как показывают прокурорские проверки, по значительному числу уголовных дел оперативно-розыскная работа по раскрытию преступления ведется лишь в период расследования. В тех случаях, когда преступление совершается в условиях неочевидности либо раскрытие представляет определенную сложность, следователем и оперативными сотрудниками мер к установлению виновных лиц не принимается.
К примеру, нами рассматривалась жалоба Якушева В.В. о нарушениях при расследовании уголовного дела и необоснованном привлечении его следователем ОВД Лазовского района Хабаровского края к уголовной ответственности за совершение открытого хищения автомобиля.
Изучением материалов уголовного дела были установлены грубые нарушения закона при опознании Якушева, на основании которого он был задержан, обвинен в преступлении. При этом органом следствия обстоятельства хищения автомобиля не выяснялись, версии о причастности к грабежу иных лиц не выдвигались и не проверялись. Виновные, допустившие грубые нарушения закона при расследовании уголовного дела привлечены к ответственности. Преступление до настоящего времени не раскрыто.
В прошлом году в Дальневосточном регионе количество оправданных увеличилось с 216 до 308, в том числе почти в два раза по делам следователей прокуратуры, в два с половиной раза – УФСНК. Неблагополучное положение сложилось в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе, где значительно возросло число оправданных лиц.
Причинами необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, явились неполнота предварительного следствия, использование недопустимых доказательств органами предварительного следствия и дознания, отсутствие надлежащего ведомственного контроля со стороны руководителей следственных подразделений и дознания, а также недостатки в организации прокурорского надзора.
Перед прокурорами поставлена задача тщательно разобраться с причинами необоснованного привлечения к уголовной ответственности каждого человека. Из допущенных ошибок сделать практические выводы для их не повторения впредь. Особенно не могут быть терпимыми предвзятость и не объективность при расследовании.
Обеспечение законности в федеральном округе невозможно без эффективной борьбы с коррупцией, способствующей расхищению, нецелевому использованию бюджетных средств, расширению теневой экономики, дискредитации государственной власти, и как следствие, формированию в обществе устойчивого негативного представления о беззащитности простых граждан, как перед преступниками, так и перед коррумпированными представителями государства. Большое влияние на криминогенную обстановку оказывает коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления.
В 2006 году увеличилось количество выявленных преступлений против го¬сударственной и муниципальной службы, в том числе совершенных группой лиц, а также в крупном и особо крупном размерах. На 17 % больше зарегистрировано преступлений о взятках. Наиболее высокая активность по борьбе с коррупцией отмечается в Сахалинской, Амурской и Еврейской автономной областях. В Республике Саха (Якутия) привлечены к уголовной ответственности руководители муниципальных образований - мэр г. Вилюйска, заместители мэра г. Якутска - за получение взяток и другие должностные преступления. В Приморском крае направлены в суд уголовные дела, связанные с незаконным отчуждением муниципальной собственности. В Сахалинской области за незаконное занятие предпринимательской деятельностью привлечен к ответственности глава муниципального образования Поронайский район.
В субъектах Федерации округа созданы межведомственные группы по противодействию коррупции и нарушениям законов о государственной и муниципальной службе. Прокурорами проведены совещания с общественными и правозащитными организациями в целях получения информации о нарушениях коррупционной направленности. В 2006 году в сравнении с 2005 годом количество выявленных прокурорами нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе возросло более чем в 3 раза. Из них наибольшее количество нарушений выявлено в Республике Саха (Якутия), Приморском крае и Амурской области. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что распространенными нарушениями на территории округа являются невыполнение государственными и муниципальными служащими обязанностей по представлению деклараций о доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, сведений о доходах; несоблюдение служащими установленных запретов и ограничений. Так, только прокуратурой Амурской области в 2006 году в органах власти, местного самоуправления и территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти установлено 63 факта не предоставления служащими сведений о доходах и имуществе. Прокуратурой Приморского края в органах государственной власти выявлено свыше 40 государственных служащих, участвующих в деятельности коммерческих организаций, и 5 государственных служащих, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Аналогичные нарушения установлены управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в окружных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.
Основными причинами допущенных нарушений явились отсутствие должного контроля со стороны руководителей государственных органов и органов местного самоуправления за соблюдением служащими установленных законом запретов и ограничений, выполнением возложенных на них обязанностей, бездействие кадровых служб указанных органов. Негативное влияние на состояние законности в данной сфере оказывает и отсутствие на федеральном уровне нормативного акта об определении организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).
Сложной остается обстановка, складывающаяся в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов.
В морях и внутренних водоемах Дальнего Востока продолжается истребление ценных пород рыб и морепродуктов. Близость портов Японии и Кореи - основных покупателей незаконно добытой продукции, нередко отсутствие на местах технических возможностей для полного контроля за ходом промысла и передачей в море добытых биоресурсов иностранным покупателям, возможность таким образом уклоняться от декларирования и уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов, несовершенство законодательной базы являются основными причинами и условиями криминализации данной отрасли.
В течение 2002-2006 г.г. вопросы соблюдения природоохранного законодательства при вылове водных биоресурсов трижды рассматривались на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа.
В результате принимаемых прокурорами в прошедшем году мер, координация деятельности правоохранительных и контролирующих органов стала более конкретной и целенаправленной. Созданы и действуют постоянные совместные рабочие группы по проверке исполнения законодательства. Совместно с территориальными органами Пограничной службы ФСБ РФ проведены крупномасштабные межведомственные операции «Тайфун», «Рубеж», «Путина-2006», в ходе которых задержано 325 судов, изъято свыше 700 тонн рыбопродукции на сумму более 300 млн. рублей, пресечена деятельность 21 преступной группы в количестве 252 человек, специализирующихся в сфере незаконного лова и вывоза за границу водных биологических ресурсов. Разработана Комплексная программа правоохранительных и контролирующих органов по активизации выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов на территории округа на 2007 год.
Количество выявленных в 2006 году прокурорами нарушений законодательства в указанной сфере возросло в сравнении с 2005 г. более чем в 2 раза.
Возросла активность прокуроров по предъявлению исков о возмещении ущерба. В 2006 г. в суды направлено свыше 700 исковых заявлений о взыскании ущерба в доход государства на сумму более 1,5 млрд. руб. (2005 г. – 280 исков), по возбужденным прокурорами административным производствам взыскано штрафов с виновных на сумму более 300 млн. руб.
Однако проделанная работа в полной мере решение задач борьбы с преступностью в указанной сфере не обеспечивает. Количество нарушений законодательства выявляемых органами, осуществляющими контроль за выловом, не уменьшается. Отмечаются многочисленные факты распределения квот юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, не располагающим собственными либо арендованными судами, а также лицам ранее привлекаемых к ответственности за нарушения в ходе вылова биоресурсов.
Должностные лица территориальных органов Россельхознадзора, привлекая к административной ответственности, не соблюдают процедуру оформления протоколов и постановлений, сроки и порядок рассмотрения дел, ошибочно квалифицируют правонарушения, что позволяет в некоторых случаях избежать ответственности, обжалуя действия по привлечению в судебном порядке.
Нередки случаи, когда должностные лица контролирующих органов при осуществлении своих обязанностей по охране биоресурсов попустительствуют браконьерству или сами совершают нарушения природоохранительного законодательства.
Так, в отношении двух инспекторов Управления Россельхознадзора по Магаданской области возбуждено и расследуется уголовное дело по факту применения насилия и оскорбления инспекторов того же органа, которыми обнаружена сокрытая от учета рыбопродукция. При этом одни сотрудники находились на проверке и не только не приняли мер к выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, но и оказали активное воспрепятствование деятельности других сотрудников того же органа.
Допускаются случаи принятия органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления нормативных правовых актов, нарушающих действующий порядок предоставления рыбопромысловых участков, установления ограничений рыболовства.
В то же время, комплекс принятых мер позволил активизировать работу правоохранительных и контролирующих органов в сфере охраны биоресурсов.
Количество уголовных дел, возбужденных по фактам незаконной добычи морских биоресурсов увеличилось на 20 %. Положительное влияние оказало и сотрудничество правоохранительных органов с министерством иностранных дел Российской Федерации, по информации которого в 2006 году возбуждено 10 уголовных дел о незаконной вылове биоресурсов. К примеру, в Сахалинской области по результатам проверки полученной информации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 УК РФ в отношении капитана мотобота и директора ООО по факту неоднократного перемещения через таможенную границу морского ежа, в крупном размере, совершенного организованной группой.
Географическое положение Дальневосточного федерального округа, богатство его природных ресурсов опреде¬ляют в числе приоритетных надзор за исполнением законодательства о природопользовании и охране окружающей среды.
По данным космической и аэрофотосъемки, незаконные вырубки на территории округа составляют порядка 48 тысяч гектаров, тогда как выявленные органами контроля и управления лесным фондом площади незаконно вырубленной древесины втрое меньше.
Масштабы незафиксированных фактов нелегальной заготовки леса огромны, и более яркой характеристики работы контролирующих органов и их коррумпированности не требуется.
Принимаемые прокурорами к активизации надзора за соблюдением лесного законодательства меры выявляют не только факты незаконных порубок так называемыми «дикими бригадами», но и факты коррупции должностных лиц органов управления лесным фондом.
Например, Приморским межрайонным природоохранным прокурором в отношении директора Рощинского лесхоза Козлова по факту организации незаконной порубки деревьев с использованием служебного положения возбуждено уголовное дело, которое находится на рассмотрении в суде.
За оставление без реагирования выявленного в деятельности ООО «Вега» факта незаконной порубки к полутора годам лишения свободы условно приговорен ведущий специалист отдела охраны и защиты лесного фонда Агентства лесного хозяйства по Хабаровскому краю Заратуйченко.
Хабаровским природоохранным прокурором в суд направлено уголовное дело в отношении директора Аванского лесхоза Бабарыкина, который, превысив свои полномочия, незаконно оформил разрешительные документы, на основании которых ООО «Таежная» произвело незаконную порубку, чем причинило лесному фонду ущерб на сумму около 5 млн. рублей.
Практика показывает, что подавляющий объем незаконно заготовленной древесины и выловленных биоресурсов незаконным путем перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. Только по фактам контрабандного перемещения лесоматериалов в минувшем году возбуждено 40 уголовных дел, рыбы и морепродуктов, добытых преступным путем – 22. Эффективность работы правоохранительных органов по противодействию контрабанде несколько возросла. Количество выявленных дел о контрабанде увеличилось с 117 до 202. По результатам расследования 50 уголовных дел в отношении 57 обвиняемых направлены для рассмотрения в суд.
Так, в Приморском крае расследуются уголовные дела, возбужденные по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УК РФ в отношении капитанов ряда морских судов, задержанных за контрабандный ввоз в Российскую Федерацию мясной продукции. В ходе расследования установлено, что мясо планировалось ввезти на территорию России через порт Советская Гавань. Расследование уголовного дела управлением Генеральной прокуратуры РФ контролируется.
В производстве следователей Следственной части при ГУ МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу находится уголовное дело, возбужденное по факту незаконного перемещения в крупном размере лесоматериалов через таможенную границу РФ, совершенного группой лиц с участием гражданина Китая. Виновными действиями которых, государству причинен ущерб на сумму более 8 млн. рублей, предъявлено обвинение. Уголовное дело по окончании расследование будет направлено в суд.
Одной из серьезных угроз обеспечения национальной безопасности является незаконный оборот наркотиков. На территории округа отмечается рост потребления героина, кокаина, синтетических препаратов. Наркотики, произведенные в Афганистане и Иране, доставляются в регион из республик Центральной Азии и Закавказья. Существенное влияние на распространение наркотиков оказывает наличие собственных сырьевых баз, расположенных на территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей.
В минувшем году в округе зарегистрировано более 13 тысяч преступлений в данной сфере, что на 20% больше, чем в 2005 году. Значительный рост преступлений указанной направленности произошел в Чукотском автономном округе, Магаданской и Камчатской областях, Приморском крае.
Однако, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению каналов поступления наркотиков и пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся их незаконной поставкой и распространением, не всегда эффективны. На результаты работы негативно влияют межведомственная конкуренция и несогласованность действий правоохранительных органов.
Одной из важнейших форм деятельности прокуратур округа по защите прав и свобод наших Дальневосточников является работа с жалобами и заявлениями.
Ежегодно в органы прокуратуры Дальневосточного округа обращается более 30 тысяч жителей.
Около трети из них находит поддержку прокуроров.
Например, в связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства по заявлению граждан Гусева В.К. и Билых И.Д., поступившему в управление Генпрокуратуры, прокуратурой г.Большой Камень Приморского края в адрес управляющей кампании городского округа направлено представление по результатам рассмотрения которого заявителям был произведен перерасчет платы за предоставленные коммунальные услуги.
По обращению Оргалайнена А.А. о неисполнении решения суда администрацией г.Охи Сахалинской области прокурором города в адрес председателя Охинского городского суда внесено представление.
После его рассмотрения, взысканные по решению суда с администрации г.Охи компенсационные выплаты, были перечислены заявителю.
Так, по поступившему в управление от уполномоченного по правам человека обращению инвалидов ВОВ о нарушениях при взимании платы за стационарное обслуживание инвалидов прокурорам округа в защиту имущественных интересов граждан указанной категории направлено в суды 39 исковых заявлений о взыскании незаконно удержанной суммы.
Сегодня во главу угла прокурорской деятельности поставлена, как я уже говорил, защита прав и свобод гражданина.
Прокурорами продолжена работа по приведению в соответствие с федеральными законами регионального законодательства. Сегодня прокурорами субъектов Федерации оспорено более 2-х тысяч нормативных правовых актов органов государственной власти, из которых в соответствие с федеральным законодательством приведено 95 % .
В условиях динамично развивающего законодательства о местном самоуправлении прокурорами ведется систематическая работа по приведению муниципальной правовой базы в соответствие федеральным законодательством. В 2006 году органами прокуратуры на территории округа выявлено свыше 8 тысяч незаконных муниципальных нормативных правовых актов, из которых мерами прокурорского реагирования приведено в соответствие более 7 тысяч актов.
Кропотливая и объемная работа прокурорами проделана в сфере принятия и приведения уставов муниципальных образований.
В прошедшем году практически все уставы муниципальных образований оспорены прокурорами по причине их несоответствия федеральному законодательству. Основаниями для применения мер прокурорского реагирования послужили изменения, внесенные в федеральное законодательство по вопросам местного значения.
В результате принятых мер, работа органов прокуратуры в указанном направлении на территории округа заметно активизирована.
В 2006 году возросла эффективность прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В социальной сфере первоочередное внимание уделялось вопросам своевременной выплаты заработной платы, соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, защите прав потребителей.
Значительным остается число нарушений в сфере трудовых отношений, особенно при соблюдении сроков выплаты заработной платы.
При использовании комплекса мер прокурорского реагирования, контактов с руководителями организаций-должников, прокурорам удалось добиться результатов в погашении задолженности по заработной плате и восстановления нарушенных прав граждан на своевременную оплату труда, что повлияло на снижение суммы долга по зарплате в 2006 году в Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Камчатской, Сахалинской областях, Чукотском автономном округе.
Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2007 года в округе значительно снизилась. Задолженность из-за отсутствия своевременного финансирования из бюджетов всех уровней также уменьшилась. Однако 95,3 % от общей суммы просроченной задолженности - это задолженность по заработной плате, возникшая из-за отсутствия собственных средств у организаций.
Анализ работы прокуроров по надзору за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса свидетельствует об увеличении количества возбужденных уголовных дел, более чем в 2 раза увеличении числа лиц, привлеченных к административной ответственности, в 5 раз - количества направленных в суд исков.
Прокурорами выявлялись нарушения, связанные с подготовкой к отопительному сезону 2005-2006 г.г., качеством предоставления коммунальных услуг, а также с осуществлением нормативно-правового регулирования в области предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Прокурорские проверки показали, что зачастую многочисленные аварии, а в ряде случаев и чрезвычайные ситуации возникают результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону.
Такие факты выявлены в Хабаровском крае, Магаданской области и Корякском автономном округе.
В связи с тем, что соблюдение прав граждан на получение качественных жилищно-коммунальных услуг и бесперебойного электро- и тепло снабжения является одним из приоритетных направлений в работе, прокурорами принимались предусмотренные законом меры.
Так, в Верхнебуреинском районе Хабаровского края имела место чрезвычайная ситуация, вызванная аварией на водоводе, отключением подачи тепла в жилые дома поселке Чегдомын. По результатам проверки прокуратурой возбуждены уголовные дела: по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) в отношении начальника участка водоснабжения МУП «Тепловодоканал» Берникова И.В. за хищение металлических труб при производстве работ в подготовительный период к отопительному сезону 2006-2007 г.г.; по ст. 293 ч. 1 УК РФ (халатность) по факту не обеспечения поселка Чегдомын к отопительному сезону. В настоящее время вышеуказанные уголовные дела расследуются. Виновные должностные лица наказаны в административном порядке по статье 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).
Прокуратурой Среднеканского района Магаданской области возбуждено уголовное дело по ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) по факту взрыва котла на котельной в поселке Сеймчан. В настоящее время уголовное дело находится в суде.
По результатам проверки фактов ограничения подачи электроэнергии в с. Пахачи Олюторского района Корякского автономного округа, имевшей место в декабре 2006 г. в связи с возгоранием дизельэлектростанции, прокуратурой возбуждено уголовное дело по ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности).
Прокуратурами Сахалинской и Еврейской автономной областях устанавливались факты оказания услуг по тепло- и электроснабжению, не отвечающих требованиям безопасности.
Так, прокуратурой Сахалинской области возбуждены уголовные дела в отношении вице-мэра муниципального образования Поронайск Жилкина В.А. по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) и директора муниципального предприятия «Жилкомплекс-Шахтерск» Хало В.К. по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Уголовные дела в настоящее время находятся в суде.
В Приморском крае, Амурской, Магаданской и Камчатской областях, Корякском автономном округе органами государственной власти и местного самоуправления допускались нарушения федерального законодательства при осуществлении нормативно-правового регулирования в сфере ЖКХ и ТЭК.
К примеру, органы власти зачастую устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги, завышая предельные индексы, утвержденные на федеральном уровне, включают в платежи необоснованные начисления за содержание муниципальных учреждений, нарушают положения Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Активизирована работа прокуроров по надзору за исполнением законов о защите прав потребителей.
В сфере защиты прав потребителей прокуроры уделяли внимание вопросам противодействия распространению товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. Проверки в данном направлении прокурорами проводились на постоянной основе и установлено свыше 9,5 тысяч нарушений федерального законодательства.
Так, прокуратурой Камчатской области по результатам проверок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности, возбуждено 161 уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), 132 уголовных дела из которых направлены в суд, постановлено 58 обвинительных приговоров.
Распространенными нарушениями прав потребителей, выявленными прокурорами на территории округа, являлись несоблюдение санитарных норм и правил при реализации продуктов питания, промышленных товаров, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг без сертификатов соответствия или с нарушением санитарных правил, нарушения правил розничной продажи алкогольной продукции.
Причинами указанных нарушений и условиями, способствующими их совершению, являются невыполнение хозяйствующими субъектами санитарных норм и правил, слабое знание работниками торговли и индивидуальными предпринимателями санитарных правил, ненадлежащий контроль за исполнением законодательства о защите прав потребителей со стороны государственных органов контроля и надзора...".