Федеральный университет бла-бла-бла инновационные проекты... Гы-гы. Ходят слухи, что здание библиотеки ДВГУ собираются пустить под ресторан. С вероятностью в 99% могу прогнозировать, что этот масштабный проект, как и реформа образования (по которой обязательными, то бишь бесплатными, предметами останутся ОБЖ, физ-ра, «Россия в мире» и ещё какая-то хрень), нужен для того, чтобы оставить население безграмотным.

 

Студенты не хотят ездить на Русский

 

А что, первые шаги уже сделаны. Возьму свою специальность. Как мне сказала бывшая преподавательница, на факультет журналистики после введения ЕГЭ поступило чуть больше 30 человек (нас поступало около 70, половина отсеялась во время учёбы). Я получила высшее журналистское образование (в дипломе написано «специалист», пять лет обучения).

 

На момент моего последнего разговора с одной преподавательницей, эта специальность высшим образованием в ближайшее время считаться перестанет. На тот момент ДВГУ планировал закончить выпуск специалистов в ближайшие год-два, планировал выпускать бакалавров (как нам объясняли преподаватели — аналог среднетехнического образования — 4 года обучения) и магистров — шесть лет обучения. Только вот журналистика не является наукой, стало быть, магистратура на журфаке так и не создалась. Хочешь — записывайся в магистры по истории, филологии и ещё какой-нибудь дисциплине, не имеющей прямого отношения к специальности.

 

Сейчас ещё большая напасть — ДВФУ. Решила пособирать сплетни об этом чуде-юде. Опросила студентов ДВГУ (ныне ДВФУ). Народ вообще не ведает, что с ним творят. Старшекурсникам фиолетово — в ближайшее время никого переселять на остров Русский не будут, поэтому они всего лишь получат дипломы ДВФУ, а не ДВГУ, которые, типа, будут котироваться в любой стране мира.

 

Младшекурсники думают, что корпуса на Русском будут строиться до 2025 года. Однако первые ласточки полетят на остров после саМММита. Преподавателей всех уволят, будет переквалификация, лучшие будут преподавать в новосозданном университете, лучших студентов тоже перекинут на остров, куда пойдут остальные — вопрос открытый. Раскидают куда-то...

 

А я предполагаю, что отчислят. У тех студентов, с кем я говорила, полкурса на отчислении висит. Занятия далеко не все первое время будут проходить на острове. Выделят специальные автобусы, которые за полтора часа будут возить студентов с корпусов на Русском в корпуса во Владивостоке. На Русском будут жить все студенты, в том числе, те, кто снимает жильё или всегда жил во Владивостоке. Другой человек, судя по возрасту, преподаватель, пояснил, что перспектива переехать на Русский пугает всех. Во-первых, мост строится непонятно как. По нему страшно будет даже пройти. Во-вторых, извините, из центра города уезжать не хочется. Слухи, что корпуса будут распродаваться, этого человека не удивили.

 

Турмов: библиотека пойдёт под ресторан

 

О том, что такое ДВФУ, мы побеседовали с бывшим ректором ДВГТУ, депутатом Думы Владивостока Геннадием Турмовым.

 

- Как вы думаете, что станет с ДВГТУ?

 

- Он «растворится» в ДВФУ, как и пединститут, как и ТГЭУ, как и ДВГУ.

 

- Это как-то повлияет на качество образования? Пока не было ДВФУ, университеты конкурировали друг с другом и были заинтересованы в качестве, чтобы студенты выбирали, скажем ДВГТУ, а не ДВГУ?

 

- Мне непонятно словосочетание «качество образования». Его ничем невозможно измерить.

 

- Когда я разговаривала с бывшим своим преподавателем, выяснила, что журналистское образование больше не будет высшим.

 

- Будет.

 

- Журналистика — это не наука, магистратуры такие специальности не предполагают...

 

- Значит, создадут магистратуру. Высшее образование предполагает несколько ступеней — бакалавр, специалист, магистр.

 

- Студенты сказали, что всех преподавателей пропустят через переаттестацию или что-то в этом роде... Это не будет своеобразным ситом?

 

- И сейчас в университетах преподаватели проходят переаттестацию, повышение квалификации. Это нормально.

 

- Да, но на журфаке, например, много преподавателей-практиков, которые не имеют никаких учёных степеней, при этом прекрасно разбираются в профессии и могут научить именно профессии. Куда они денутся?

 

- Конечно, должны остаться.

 

- Мне непонятно чисто технически, сейчас в разных университетах есть одинаковые специальности. Как будут учиться студенты этих специальностей? В одной аудитории или в разных?

 

- Планируется создать девять школ, при них кафедры. Например, инженерная школа или школа экономики и управления. Вот все студенты, получающие одну специальность, будут объединены в одну школу. До 2012 года, скорее всего, все будут учиться в своих корпусах.

 

- Как будут выделяться бюджетные места?

 

- Пропорционально тем бюджетным местам, которые есть в каждом из вузов сейчас.

 

- Как будет финансироваться университет?

 

- Первые пять лет государство будет вкладывать в него деньги, потом за счёт собственных средств.

 

- И где университет возьмёт эти средства, за счёт платного образования?

 

- Не только. В университете будут проводиться научные разработки, которые он будет реализовывать.

 

- А сейчас университеты продают свои научные разработки?

 

- Да, ДВГТУ за счёт этих средств смог закупить оборудование, выиграв инновационный проект. ДВГУ тоже, насколько я знаю, получал гранты...

 

- От государства или от предприятий?

 

- От государства.

 

- Студенческие общежития будут только на острове Русском?

 

- Да. Там планируется построить кампус, рассчитанный на всех студентов...

 

- В том числе, и на коренных жителей Владивостока?

 

- Да, но, насколько я знаю, ни в одном учебном заведении мира нет такого, чтобы все студенты жили в одном общежитии. Наверняка, владивостокцы будут жить и дома...

 

- Общежития будут платные?

 

- Конечно, они и сейчас платные.

 

- Что будет с корпусами существующих университетов?

 

- В соответствии с законом об автономных учреждениях ими распорядился так, как ДВФУ посчитает нужным.

 

- Чисто теоретически, будет ли иметь право ректор продать корпуса?

 

- Такое решение он один принять не может, это должен будет решить ученый и наблюдательный советы университета.

 

- Учёный совет имеет юридическое право принять такое решение?

 

- Да.

 

- И, как вы думаете, что ожидает корпуса?

 

- Я слышал, что в здании Восточного корпуса ДВГУ может быть размещён филиал Русского музея, в здании Пушкинского театра ДВГТУ — консерватория. Ходят совсем уж нелепые слухи, что здание библиотеки ДВГУ будет продано под ресторан. Как оно будет на самом деле, никто не знает.

 

- Что не устроило в нынешнем образовании, почему решили создать ДВФУ?

 

- Просто после саммита останутся объекты, которые нужно будет использовать.

 

- Вы, как эксперт, можете спрогнозировать будущее ДВФУ?

 

- Нет, не могу, я не пророк и не провидец.

 

Прогноз «АВ»

 

И почему, интересно, такой высококвалифицированный эксперт не может прогнозировать будущее университета? Я думаю, что не единорос Турмов не хочет впадать в маниловские мечтания, а депутат Думы Владивостока (все мы люди, и все боимся репрессий) составить мрачный прогноз не может. Поэтому за него попытаюсь спрогнозировать я:

 

1. Ныне существующие корпуса будут распроданы.

 

Идиотов нет. Для чего строить университет на базе и так существующих хороших университетов, в основном, обеспеченных инфраструктурой? И не надо «ваш диплом будет востребован в других странах». Русские специалисты и так в других странах востребованы.

 

2. Студентов и преподавателей станет меньше.

 

Как ни крути, всех желающих обучать и обучаться в нашем крае один, даже самый огромный университет, вместить не сможет.

 

3. Качество образования упадёт.

 

Преподаватели-практики не пройдут аттестацию. Во-первых, потому что у них нет учёных степеней и в теории они ориентируются не на самом высоком уровне. Во-вторых, потому что их выдавят те преподаватели, которые «на кафедре», для которых университет не подработка, а единственная работа. Практические пробелы студенты восполнить не смогут, потому что всей гурьбой будут жить на Русском и нарабатывать практические навыки у них возможности не будет. Стало быть, образование станет теоретическим, не отвечающем требованиям конкретной профессии.

 

4. Образование перестанет быть доступным.

 

Именно перестанет, потому что сейчас оно относительно доступно. Президент подписал указ о создании пяти федеральных университетов. Пяти на всю страну! А сейчас их с десяток в одном Владивостоке. Что станет со ВГУЭСом, например, который не присоединился к ДВФУ? Ему, наверное, под каким-нибудь соусом откажут в праве называться университетом. Образование станет таким заоблачно дорогим, поэтому выучить своего ребёнка смогут только очень богатые люди.

 

5. Никаких обещанных инноваций не будет.

 

Хорошо, конечно, помечтать, что университеты создадут какую-нибудь хреновину, которую мы сможем дорого и успешно продавать по всему миру. Но в реале... Предприятий, которым нужны эти инновации, нет. Сверхидеи в виде гонки вооружений тоже нет.

 

Давайте посмотрим, для каких целей были введены все дуумвиратские реформы. Закон «Об экстремизме» - для подавления свободы слова. Закон «О полиции» - для того, чтобы развязать руки силовикам? Да сами подумайте, люди, которые получили в свои владения предприятия, которые не создавали, заинтересованы лишь в том, чтобы это всё сохранить в своих руках.

 

Проще всего это сохранить, перестроив страну на феодально-крепостнический уровень.

 

Вспомните любой бразильский сериал. Какое там образование? Доступное только для богатых. Какие возможности у человека из трущоб перебраться в особняки? Никакого, если не считать мифа об уборщицах-няньках, на которых женятся прекрасные принцы.

 

Бразилия известна своими инновациями? Нет. Бразилия известна своим высококачественным образованием? Нет.

 

Так что, правильной дорогой идёте, товарищи. Через красивые речи о каких-то суперпроектах в будущее, где всё принадлежит вам, а мы — дешёвая рабочая сила.

 

Анастасия Попова,

«Арсеньевские вести», № 7, 15.02.11

http://www.arsvest.ru/archive/issue935/economy/view20579.html

.