«Медико-биологические аспекты возможности сокращения количества часовых поясов» - так была обозначена тема «круглого стола», который прошел в Хабаровске под занавес IX Дальневосточного международный конгресс по доказательной медицине. Мнение участников дискуссии было единодушным: всякие манипуляции со стрелками часов вредят здоровью людей. И вообще дальневосточникам полезнее жить по солнечным часам, а не по московскому времени.

 

Правда, тема дискуссии была подсказана опять-таки Москвой. В ноябре 2009 г. президент страны Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному собранию предложил обсудить целесообразность перехода на летнее время и рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Чуть позже советник президента Аркадий Дворкович пояснил, что никаких конкретных решений по этим вопросам пока не принято, и правительству РФ предстоит проконсультироваться на эту тему со специалистами.

 

Не секрет, споры о полезности или вреде перехода на летнее время не утихают в мире уже сто лет. Сторонники такого перевода стрелок приводят несколько доводов. Мол, это позволяет экономить значительные энергоресурсы. Не случайно, летнее время применяют более 100 стран мира, включая страны ЕС. Кроме того, якобы официальные исследования и статистика отрицают существование какого-либо вредного влияния перевода стрелок на человеческий организм.

 

Однако такие доводы, по мнению многих экспертов, не выдерживают критики. На самом деле, кроме России только 8 стран применяют сдвиг во времени на +2 часа по сравнению с поясным временем. Япония совсем не переводит стрелки часов. Некоторые бывшие республики СССР отказались от практики введения летнего времени. Самые серьёзные аргументы по отмене летнего времени имеет Санкт-Петербургский «Комитет за восстановление жизни по поясному времени». Аргументов два: экономия электроэнергии составляет всего-навсего 0,5%, а вред здоровью огромный и далеко не всегда констатируется врачами. По словам академика РАМН Валентина Покровского, «исследования показывают, что при переходе на новое время у маленьких детей и пожилых людей отмечаются стресс-реакции, нарушения режима сна, деятельности сердечно-сосудистой и иммунной систем, обменных процессов».

 

Тем не менее летнее время в России до сих пор не отменено. Более того в этом году в стране прошел первый этап часовой реформы. Ее суть: сокращения в стране часовых поясов (сейчас их 9, а до недавнего времени было 11). Сразу пять регионов стали на час ближе к Москве. Предполагается, что сокращение временного разрыва между столицей и отдаленными территориями облегчит решение управленческих проблем, ликвидирует некоторые трудности во взаимодействии центра и регионов. Главная трудность - нестыковка по времени: когда столичные федеральные чиновники приходят на работу, их дальневосточные коллеги уже собираются уходить домой.

 

Кстати, в феврале прошлого года законодательное собрание Приморского края проводило с участием медиков «круглый стол» на эту же тему. И там на «ура» прошло весьма радикальное предложение. Дескать, в течение трех лет надо провести совмещение часовых поясов и вернуться к ситуации, когда во времена правления династии Романовых разница времени между Владивостоком и Москвой составляла всего 4 часа.

 

В Хабаровске участники «круглого стола» высказали диаметрально противоположное мнение по поводу разумности такой реформы. Ибо полагают: при укрупнении и сокращении часовых поясов Дальний Восток окажется в наиболее проигрышной ситуации. Подробнее о доводах участников нашего круглого стола и их выводах мы расскажем позже.

 

Ирина Харитоновна,

«Хабаровский Экспресс», 26 сентября - 6 октября 2010, № 40(891)

http://www.habex.ru/paper/128/1758/?sphrase_id=910

---------


---------

 

Восток России заставили распоясаться

 

В конце следующей недели стрелки часов в стране вновь будут переведены назад на 60 минут. Причем назад в нашем регионе они, по всей видимости, уже не вернутся. Напомним, президент РФ поставил задачу «обсудить» в регионах возможность сокращения количества часовых поясов. Очевидно, что «обсуждение» еще задолго до какого-либо резюме породило конкретные действия местных властей. Цель «поясной» реформы – приблизить удаленные территории по времени к Москве. Хотя надо бы, наоборот, приблизить столицу к регионам...

 

Смена приоритетов

 

С начала октября на сайте думы Хабаровского края идет электронный опрос. Жителям края предложено ответить на четыре вопроса. Первый из них так и сформулирован: «Целесообразен ли переход на зимне-летнее время»? Второй вопрос: «Отражается ли переход на летнее время на экономии электроэнергии»? Третий вопрос: «Устаете ли вы больше при переходе на летнее время»? Таким образом, три вопроса из четырех затрагивают теперь уже не совсем актуальную тему перехода на летнее время. И только один вопрос касается собственно сокращения часовых поясов - жители края должны указать «оптимальное различие во времени с Москвой».

 

Трудно сказать, насколько этот опрос (он еще продолжается) будет отражать мнение именно жителей края, а не власть имущих. Ведь многие граждане просто не знают о таком опросе или не могут (не умеют) выйти на сайт в Интернет. Тем не менее, к началу этой недели 55% респондентов считают переход на зимне-летнее время целесообразным. Это идет в разрез с позицией ученых, которые имеют определенные познания в медицине и хронобиологии. Они заявляют: такой переход не только не целесообразен, но и чреват крайне негативными последствиями для здоровья граждан.

 

Еще в постперестроечном 1999-м отмечалось, что даже такой незначительный перевод стрелок сокращает продолжительность жизни россиян, увеличивает число аварий по вине человека и т.д. Особенно вредное воздействие «украденный» летом час оказывает на организм детей, у которых 30-50% утренней части сна приходится на так называемую фазу быстрого сна. Ведь именно в эту фазу сна у ребенка идет развитие головного мозга и нервной системы.

 

Два года за отмену летнего времени активно боролся спикер Совета Федерации Сергей Миронов (он и внес в Госдуму законопроект). По его мнению, переход на зимнее и летнее время - это «форменное издевательство над миллионами людей, которым приходится перестраивать свои суточные ритмы».

 

Задание президента провалили?

 

В ноябре 2009 г. президент страны Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию предложил обсудить целесообразность перехода на летнее время и рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов.

 

В феврале 2009 г. заксобрание Приморского края провело с участием медиков «круглый стол» на тему «поясной» реформы. И там на ура прошло весьма радикальное предложение. Дескать, в течение всего трех лет надо провести совмещение часовых поясов и вернуться к ситуации, когда «во времена правления династии Романовых разница времени между Владивостоком и Москвой составляла всего 4 часа». В том же году сразу пять регионов стали на час ближе к столице. В их число попали пока только два субъекта ДФО - Камчатка и Чукотка.

 

Между тем в нашем крае к проблеме подошли по-человечески. «Медико-биологические аспекты возможности сокращения количества часовых поясов» - так была обозначена тема «круглого стола», который в конце сентября прошел в Хабаровске под занавес IX Дальневосточного международный конгресса по доказательной медицине. Мнение участников было единодушным: «Всякие манипуляции вредят здоровью людей».

 

Чуть позже состоялось заседание на эту же тему профильного комитета думы Хабаровского края. И каково же было наше удивление, когда информагентства сообщили: «Никто не возражал, особых «противопоказаний» не высказал».

 

Признаться, мы не знаем, что медики действительно говорили на заседании думского комитета (и слушали ли их там вообще). Но за сентябрьским медицинским «круглым столом» ни один участник не одобрил ни ежегодный переход зимне-летнее время, ни идею сокращения поясов.

 

Биоритмическая яма

 

Насколько нам известно, за «круглым столом» в Хабаровске высказали мнение, что при укрупнении и сокращении часовых поясов Дальний Восток окажется в наиболее проигрышной ситуации.

 

Первым по этому поводу высказался руководитель лаборатории медицинской информатики вычислительного центра ДВО РАН, кандидат технических наук, Сергей Савин - единственный в Хабаровске дока в хрономедицине. Лет 30 назад его попросили подсказать, что происходит с очень много выезжающими на запад спортсменами.

 

- В 1980 году хабаровская футбольная команда впервые попала в первую лигу первенства СССР, - рассказывает г-н Савин. - Она в первый же сезон заняла 6-е место, что было очень хорошим результатом. Однако райком партии потребовал повысить результат и перейти в высшую лигу. И тогда они обратились к нам с вопросом: почему в середине сезона наши футболисты не могут сосредотачиваться и вообще очень плохо себя чувствуют?

 

Сергей Савин и врач команды стали проводить динамические наблюдения за футболистами. И установили: где-то через 12 недель после начала футбольного сезона, когда игрокам приходилось летать в крайние для них часовые пояса (Украина, Кавказ, Прибалтика), у них наступал длительный спад до конца сезона. И чтобы врачи и тренеры ни делали - все было бесполезно, результаты падали.

 

Кроме того, возникали явления не только так называемой хронической усталости, но и обострялись различные хронические заболевания. Возникали даже психические расстройства, когда вместо спортивной злости возникала агрессивность, и у хабаровских спортсменов появлялось значительно больше желтых карточек. Все это сказывалось на результатах.

 

- Мы назвали это явление острым десинхронозом, - сообщил г-н Савин. - Получалось так, что организм не успевал приспособиться в крайних точках перелета. Для полной адаптации необходимо 4 недели, а они через неделю опять возвращались на Дальний Восток.

 

Тогда Савин и его коллега предложили несколько методик для корректировки этого состояния футболистам. Один из них заключался в том, что игрокам назначили длительный прием препарата из дальневосточного адаптогена - лимонника. И, по словам Савина, благодаря лимоннику нашей команде удалось зацепиться за первую лигу. Однако вскоре на «Дальхимфарме» сгорела линия по его приготовлению. И футболисты вылетели тогда во второй эшелон.

 

- Я все это вспомнил по той простой причине, что здесь мы фактически имеем дело с конфликтом между биологическими ритмами и социальными, или, я бы даже сказал, технократическими, - резюмировал г-н Савин. - И не думаю, что сокращение часовых поясов приведет к чему-то хорошему население Дальнего Востока. Полагаю, даже те, кто не летает часто на Запад, попадут в похожую биоритмическую яму.

 

Угроза бесплодия

 

Завкафедрой акушерства и гинекологии Института повышения квалификации работников здравоохранения Хабаровского края, профессор Галина Чижова подчеркнула, что хронобиологическая проблема «затрагивает всех нас, ведь десинхронозы - это очень опасно».

 

На кафедре, возглавляемой г-жой Чижовой, в течение 6-8 недель после перевода стрелок на летнее время наблюдали девочек 14-16 лет, у которых были нарушения менструального цикла. И обнаружили, что в этот период у них в крови резко повышается уровень гормона пролактина.

 

Как пояснила профессор, за ночное время суток в нашем организме отвечает гормон мелатонин. И люди хотят спать, поскольку они - не ночные животные. А вот за то, что происходит с человеком в дневное время (начиная от настроения), отвечает пролактин. Если его уровень выше нормы на этапе формирования репродуктивной функции, это скверно.

 

- Кроме того, у этих девочек формировался гипоталамический синдром. Стало быть, в будущем они бесплодны, - отметила г-жа Чижова.

 

Плохо сказывался перевод стрелок на час вперед и на беременных. Исследования сотрудников кафедры показали: при переходе на летнее время угроза прерывания беременности возрастала в 7,3 раза в утренние часы у женщин на сроке от 16 до 28 недель. Ибо не все женщины в этот момент были в декретном отпуске и не могли спать столько, сколько хотели.

 

- Считаю, переход на летнее время нам совершенно не нужен, - резюмировала профессор. - Что касается поясов, может, и можно бы пойти на какие-то уступки. Однако, как сказал один наш коллега, давайте жить согласованно в согласованное время.

 

В итоге в резолюцию «круглого стола» было внесено два предложения. Первое: считать крайне важным и необходимым отмену перехода на зимне-летнее время. Второе: обратиться в думу и правительство края с предложением «о необходимости проведения дополнительных специальных научных междисциплинарных исследований касательно сокращения часовых поясов, поскольку проблема имеет медико-биологические аспекты». И провести такие исследования в течение 2011-12 гг.

 

Кто, однако, прислушается к уважаемым ученым, если перед властью «стоит задача»? В чем она? Надо сделать удобнее работу 1% чиновников и менеджеров с Москвой - в ущерб 99% населения регионов.

 

Заметим, что мы, дальневосточники, живем как раз по солнечному времени - как и положено человеку. Можно ли сказать то же самое применительно к москвичам и жителям западных регионов? Ведь в самой столице летом в 5.00 уже светло, а в 18.00 - сумеречно... Прибывший недавно из Воронежа знакомый рассказал, что там в 17.00 - примерно как у нас сейчас в 19.00. Значит, это западные регионы России должны бы (по биологическим показаниям) сдвигаться к нашему часовому поясу!

 

Ирина Харитонова,

Константин Пронякин

«Хабаровский Экспресс», 20-27 октября 2010, № 43(894)

http://www.habex.ru/paper/152/2316/?sphrase_id=910

.