А. Кузьмицкий
А. Кузьмицкий

Чиновничий непрофессионализм и вороватость дорого обходятся государству. Причём речь идёт не только о потерянных бюджетных миллиардах. Одной из важнейших тем недавней встречи председателя российского правительства Владимира Путина и главы Федерального агентства специального строительства Николая Аброськина стал вопрос сейсмоусиления жилых домов и социальных объектов далёкой Камчатки. Ситуация, сложившаяся в этой сфере из-за бездействия камчатских властей, приобрела характер «отложенной катастрофы». А потому для защиты жителей региона от разрушительных землетрясений необходимо задействовать не только финансовые и организационные, но и сугубо политические меры.

 

Проблема ветхого жилья затрагивает все регионы страны. Но только на Камчатке от её решения впрямую зависят тысячи человеческих жизней. Самый далёкий от столицы край считается самым неспокойным в сейсмическом отношении регионом Евразийского континента. Небольшие сотрясения земной коры регистрируются здесь каждый год. Но есть риск, привыкнуть к которому невозможно. Российские и зарубежные учёные утверждают, что в ближайшие годы именно в районе столицы Камчатского края высока вероятность катастрофического землетрясения. Причём его сила составит не менее 8 баллов по шкале Рихтера, в результате чего могут погибнуть около 40 тыс. человек. Предупредить природный катаклизм подобного масштаба нельзя. Зато к подобного рода катастрофе можно заблаговременно подготовиться, сведя к минимуму любые негативные последствия.

 

Речь идёт прежде всего об укреплении жилья. Как показывает печальный опыт Спитака, Ленинакана и Нефтегорска, наибольшее количество жертв приходится на городские кварталы, застроенные ветхими и некачественными домами. Минимизировать урон от грядущего землетрясения можно, проведя сейсмоусиление жилого фонда и важных объектов городской инфраструктуры. Заниматься этим должны местные власти. Тем не менее первым о необходимости немедленного развёртывания работ заговорил не губернатор Камчатского края, а глава российского государства. Заявление Дмитрия Медведева, сделанное им во время посещения Камчатки осенью 2008 года, прозвучало грозным предупреждением всем здешним чиновникам: «Если долбанёт, то последствия будут страшными, а затраты триллионными. Спать потом не сможете, если что-то случится». Но в первую очередь жёсткая отповедь президента адресовалась губернатору Камчатки Алексею Кузьмицкому. К сожалению, должных выводов чиновник так и не сделал.

 

Транши и чиновные «мыши»

 

Россия спасала Камчатку, невзирая на кризис и дефицит бюджета. Первый бюджетный транш в 4 млрд рублей, выделенных правительством для сейсмоусиления жилых домов Петропавловска-Камчатского, пришёл на счета краевой администрации в начале 2009 года. Дальнейший путь государственных средств был известен: получив деньги, местные власти должны были объявить конкурс, определив в ходе него наиболее достойного исполнителя строительных работ. Затем нужно было незамедлительно приступать к работе, укрепляя многоэтажки Петропавловска-Камчатского, доводя их прочность до полного соответствия нормам сейсмобезопасности. Ничего этого не случилось. Первый аукцион на сейсмоусилительные работы был проведён лишь спустя год после получения правительственного транша. Причём, учитывая только официальный уровень инфляции, отпущенная государством сумма к тому времени «похудела» на 350 млн рублей. К тому же полмиллиарда было списано по графе «разработка проектно-сметной документации», а миллиард рублей переправлен на Сахалин ввиду явного нежелания Камчатки их осваивать.

 

Причина, по которой камчатские чиновники во главе с губернатором почти год мариновали бюджетные деньги, открылась довольно скоро. Несомненным фаворитом чиновников, занимавшихся отбором кандидатуры исполнителя работ, стала малоизвестная на Камчатке хабаровская фирма «Дальмостострой», которая, как мы считаем, не имела ни опыта подобных работ, ни кадров, ни производственных мощностей. Ещё до начала конкурса, который был назначен на 22 апреля 2010 года, сотрудники краевой администрации «поработали» с его участниками и настоятельно порекомендовали им уступить в борьбе хабаровчанам. Попытка сопротивления была подавлена в зародыше: по данным специальной конкурсной комиссии, «Дальмостострой» одержал убедительную и честную победу. Правда, с таким решением не согласилось руководство краевой прокуратуры, которая опротестовала итоги конкурса. В свою очередь, это решение поддержали представители Управления ФАС по Камчатскому региону, отметившие, что конкурс прошёл с явными нарушениями законодательства. Тем не менее под громкие протесты контролирующих органов вторая попытка проведения аукциона закончилась тем же. А именно, когда два из четырёх лотов выиграла компания «Коммунтехцентр-Камчатка», краевые власти отказались признать результат конкурса, фактически назначив победителем всё тот же «Дальмостострой».

 

Правда, до непосредственного сейсмоусиления и связанной с ним возможности «распила» оставшихся миллиардов дело так и не дошло. Своевременно вмешалась Федеральная антимонопольная служба в Москве. Эксперты ФАС выяснили, что проектно-сметная документация, на которую чиновники потратили 500 млн бюджетных рублей, не предусматривает демонтаж и последующий монтаж пристроек к зданиям, подлежащим укреплению. За рамками проекта осталась большая часть петропавловских магазинов, аптек и жилконтор. Следовательно, ни о каком начале строительных работ не было и речи. Резюмируя длинный список выявленных нарушений, комиссия ФАС постановила направить материалы дела в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления в действиях должностных лиц. Дальнейшие события развивались по характерному для нашей страны сценарию. Прокуратура по обыкновению впала в задумчивость. Строительное предприятие, выступившее против воли чиновников, подверглось атаке местного УБЭП – с обысками и выемками документов. А краевые власти отменили третий по счёту аукцион по причине обнаружения одинаковых ошибок в заявочных документах у всех его участников. Да ещё затеяли дорогостоящую реорганизацию в строительной отрасли края, слив два госпредприятия в единую структуру и выставив её в качестве «заказчика-подрядчика».

 

Время платить неустойку

 

На этот раз, похоже, речь шла о «военной хитрости». По закону, если не состоялись три аукциона, кандидатуру генподрядчика определяет федеральное правительство. Так и произошло. Нынешней осенью решением главы российского правительства главным исполнителем работ по сейсмоусилению стал державный «Дальспецстрой». Теперь именно этой организации придётся разбираться с многочисленными проблемами, возникшими по вине чиновников. К примеру, выяснилось, что администрация Камчатского края ввиду ущербности проектно-сметной документации попросту вычеркнула из списка здания с пристройками, сократив тем самым программу сейсмоусиления на 25%. Но даже в таком «урезанном» виде начинать работы нельзя: в документации отсутствуют протоколы согласования переделок с собственниками жилья. Но самое главное, как писали местные СМИ, оказалось, что аукцион на исполнение функций «заказчика-застройщика» не проводился, а значит, некому формулировать техническое задание, представлять, согласовывать технические документы с исполнителем и контролировать ход исполнения работ.

 

Перемены в «деле сейсмоусилителей» первыми заметили камчатские журналисты: переложив явные недоработки на плечи «Дальспецстроя», губернатор наконец перестал в своих интервью рассказывать про «тёмные силы», которые «мешают работать». Господину Кузьмицкому было не до жалоб: его деятельностью всерьёз занялось руководство страны. Перипетии сложных взаимоотношений главы края и первых лиц государства теперь транслировали федеральные СМИ. Много шума, к примеру, наделало в кругах камчатских политиков заявление премьера Путина, который, разобравшись в скандальной ситуации, «был просто шокирован». А слова председателя правительства о том, что «направлять туда деньги, которые не осваиваются и лежат мёртвым грузом, нелепо», всерьёз заинтересовали руководителей правоохранительных ведомств.

 

Любое нецелевое использование государственных средств представляет собой нарушение закона. Причём в случае с бюджетными миллиардами, выделенными в распоряжение камчатских чиновников, ущерб подсчитать нетрудно. Первоначально Камчатскому краю было выделено 4 млрд рублей. Получив деньги, сразу же было потрачено 500 млн на составление заведомо негодной проектно-сметной документации. Оставшиеся миллиарды, пролежав без движения год, подверглись изрядной «усушке» ввиду инфляции. В 2009 году она составила 8,8%. В первые полгода нынешнего, 2010-го, снизилась до отметки в 4,8%. Средний показатель в 6,8% сравнительно невысок. Учитывая, что миллиард невостребованных рублей бдительные правительственные кураторы впоследствии передали Сахалину, это означает, что только от бездеятельности губернатора бюджет потерял около 350 миллионов. Но к этой сумме нужно добавить полмиллиарда рублей, растраченных на бездарные проекты и безграмотные сметы.

 

Земля уходит из-под ног

 

Масштаб политических потерь оценить труднее. Тем не менее уже сегодня можно с уверенностью считать, что для губернатора Кузьмицкого и его ближайших соратников они окажутся роковыми. Начавшаяся кампания по смене наиболее одиозных губернаторов касается не только представителей «ельцинского призыва». Теперь лояльность главы региона уже не считается достаточным условием политической устойчивости. Не менее важным критерием оценки деятельности того или иного губернатора стала эффективность его работы. Так, одной из главных причин отрешения от должности мэра Москвы Юрия Лужкова послужило фактическое самоустранение столичного градоначальника от руководства мегаполисом в дни летних лесных пожаров. Неудовлетворительная работа с населением на фоне падения экономических показателей стала причиной отставки калининградского губернатора Георгия Бооса. Понятно, что терпеть неэффективность в масштабах, которые продемонстрировал глава Камчатского края, высшее руководство страны просто не может себе позволить. Недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что не исключает повторения ситуации с утратой его доверия губернаторами.

 

Более того, имеются веские основания предполагать, что принципиальное решение относительно персоны господина Кузьмицкого уже принято. В преддверии президентских выборов руководство страны и партия «Единая Россия» вряд ли будут рисковать поддержкой избирателей, оставив у власти столь одиозного губернатора. Настроение Кремля легко читается не только по гневным заявлениям высших государственных чиновников. Эксперты информационного агентства Vladnews, опубликовав рейтинг «Кому доверяет федеральный центр. Итоги сентября 2010 г.», решительно поставили главу Камчатки на последнее место. По мнению исследователей, «губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий действительно утратил доверие Кремля и в ближайшее время может быть отправлен в отставку». Может быть, день отрешения от должности губернатора Камчатки и станет датой начала сейсмоусилительных работ в столице края. Главное, чтобы строителям хватило времени. Иначе платой за ошибки краевых чиновников станут жизни простых людей.

 

Павел Тайков,

«Версия», 18.10.10

http://versia.ru/articles/2010/oct/18/bezdeystvie_kamchatskih_vlastey

.