Г. Фатеев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
О принятом накануне кадровом решении Александра Бастрыкина, который подписал приказ об увольнении руководителя краевого СУ СКП Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко, в Хабаровском крае стало известно вчера. Официальный представитель СКП Владимир Маркин по этому поводу ограничился весьма кратким комментарием: оба лишились своих должностей за «нарушение присяги прокурора (следователя)» и совершение поступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 43 закона «О прокуратуре», см. ниже), а решение об увольнениях было принято по итогам служебной проверки.
В самом управлении, в краевой прокуратуре и иных силовых ведомствах отставку руководителей следствия восприняли с изумлением, и ее возможные причины официально никак не комментировали. В УФСБ лишь отметили, что «видимо, причины были», хотя и признали, что «плотно работали со следственным комитетом как с ведомством и всегда находили взаимопонимание».
Об отставке Геннадия Фатеева и Константина Лысенко хабаровские силовики узнавали лишь в первой половине дня «по слухам» или из интернет-сообщений и обсуждать ее «по служебным телефонам в рабочее время» категорически отказывались. Добавить к словам господина Маркина об отставке руководства СУ вчера ничего не смогли ни старший помощник руководителя по связям со СМИ Илья Гудков, ни первый заместитель руководителя управления Андрей Коновод. Мобильный самого господина Фатеева вчера был отключен, а Константин Лысенко ограничился двумя словами: «Без комментариев».
Ближе к вечеру краевое СУ СКП распространило сообщение, свидетельствующее о том, что увольнения в ведомстве были массовыми. Согласно сообщению, по тем же причинам: за нарушение присяги «по результатам проведенных проверок» также уволены заместитель господина Лысенко по отделу по расследованию особо важных дел Александр Чулков, курировавший, в том числе, все дела вокруг строительства федеральной автотрассы Чита—Хабаровск, и следователь по особо важным делам того же отдела Сергей Бабак.
Отметим, что еще совсем недавно оба руководителя СУ СКП являлись ведущими сотрудниками ведомства господина Бастрыкина и за период работы в управлении с момента его создания в сентябре 2007 года лишь поощрялись. За прошедшие три года СУ под руководством Геннадия Фатеева не раз оказывалось источником резонансных заявлений, в том числе по антикоррупционным делам самого высокого уровня. Вместе с тем, за это же время деятельность как господина Фатеева, так и господина Лысенко неоднократно становилась предметом нападок, в том числе на самом высоком уровне.
Господин Фатеев на публичные выпады в свой адрес, самые резкие из которых с 2008 года исходили от депутата Госдумы Бориса Резника, никогда не отвечал. В неофициальных беседах он говорил, что «коллеги и близко знакомые люди» уверены в лживости обвинений в его адрес, а поднимать широкое обсуждение этих вопросов как руководитель и человек он просто не хочет. Впрочем, как утверждал руководитель СУ СКП, имеются все официальные документы, обеляющие его имя, и он готов предоставить их любому желающему, в том числе и господину Резнику.
Последний неоднократно обращался в Генпрокуратуру, на основании чего в краевом управлении был проведен целый ряд проверок. Их результаты, как намекнул „Ъ“ источник в одном из силовых ведомств, и дали о себе знать. «За минувший год в центральной и краевой прессе развернулась настоящая „война компроматов”, на одной стороне которой выступал господин Резник, а на другой — один из его коллег по Госдуме, также оперирующий якобы материалами следствия. Фатеев и его подчиненные оказались в эпицентре этой „войны”, поэтому их отставка логична»,— отметил силовик. Сам Борис Резник заявил „Ъ“, что Геннадий Фатеев «в итоге был только уволен, а значит, справедливость восторжествовала только частично».
В свою очередь, защита осужденных в прошлом году лидеров «Общака» уже собирается использовать увольнения курировавших расследование руководителей краевого СКП при подаче очередных жалоб. «Верховный суд России, рассматривая жалобы защиты, в целом сохранил обвинительный приговор, лишь немного снизив сроки наказания,— отметил московский адвокат Александр Добровинский.— Сейчас мы готовим жалобы в президиум Верховного суда и Европейский суд по правам человека. Наши клиенты — не ангелы во плоти, но то, что себе позволяли делать сотрудники краевого СКП, не лезло ни в какие ворота». Исполнять обязанности руководителя управления, по сведениям „Ъ“, пока будет первый заместитель Андрей Коновод.
Дмитрий Щербаков, Евгения Сычева,
Олег Рубникович, Николай Сергеев,
Коммерсантъ(Хабаровск) № 186 (4484) от 07.10.10
------------
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Статья 40.4. Присяга прокурора (следователя)
«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
------------
В чем обвиняли руководство краевого СУ СКП
Главным «обвинителем» лично Геннадия Фатеева и Константина Лысенко на протяжении последних лет выступал депутат Госдумы, зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Резник. В своих публикациях в «Известиях», выступлениях на телевидении и на пресс-конференциях г-н Резник неоднократно утверждал, что «генерал Фатеев» «давно находится на службе и содержании» у лидеров крупнейшей дальневосточного ОПС «Общак». В мае «общаковцы» были осуждены Хабаровским краевым судом на длительные сроки за организацию преступного сообщества и ряд других преступлений: четыре «вора в законе» получили от 20 до 25 лет, четыре «авторитета» — от восьми до девяти лет.
После этого руководство СУ СКП, как заявлял Борис Резник, по заказу «общаковцев» стало преследовать свидетелей по их делу для того, чтобы отомстить.Задержания основных свидетелей по делу «Общака» — бывшего «смотрящего» от ОПС за Хабаровском Юрия Масленникова (Краб), его «правой руки» Сергея Иванова (Иванчик) и бывшего «ответственного» за один из районов города Олега Ильяшевича (Лысый), обвиняемых в различных преступлениях,— проводились отнюдь не следователями краевого СУ СКП, а их коллегами из СО СКП по ДФО. Отметим, что на пристрастное отношение к свидетелям по делу «Общака» со стороны руководителей СУ СКП жаловался в правоохранительные органы, в частности, хабаровский предприниматель Сергей Базовый, одним из первых давший показания на лидеров ОПС. Господин Базовый считал, что краевые следователи по распоряжению руководства необоснованно выпустили под подписку о невыезде одного из участников «Общака» Игоря Колпакова. Игорь Колпаков был осужден Железнодорожным райсудом Хабаровска за два эпизода вымогательства (ч. 2 ст. 163 УК РФ) и принуждение к уклонению от дачи показаний (ч. 2 ст. 309 УК РФ).
Г-н Резник также утверждал, что в ходе проверок Генпрокуратуры выявлены сведения о правонарушениях, допущенных г-ном Фатеевым, и вынесены два постановления о направлении материалов в СКП РФ для решения вопроса об уголовном преследовании г-на Фатеева «в связи с наличием признаков составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ». Депутат пояснял, что, по его данным, господин Фатеев «при помощи своих заместителей, … подделывая документы, за 2700 тыс. руб. казенных денег купил сыну квартиру в центре города». Кроме того, по утверждению г-на Резника, г-н Фатеев, «будучи пьяным и управляя собственной машиной, на перекрестке врезался в другой автомобиль. Серьезно покалечил женщину, сидевшую рядом с водителем. Ехать на медицинское освидетельствование отказался, а утром начал заметать следы».
Коммерсантъ(Хабаровск) № 186 (4484) от 07.10.10
----------
Чем прославилось краевое СУ СКП
Самый громкий скандал, касающийся представителей власти, разгорелся в Хабаровском крае после заявления господина Фатеева в сентябре 2009 года о том, что следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») в отношении краевого министра финансов Александра Кацубы. Министр, как заявил тогда глава СУ СКП, был заподозрен в хищении из краевого бюджета 330 млн руб. через выдачу незаконного бюджетного кредита пяти краевым фирмам. На эти деньги был якобы куплен московский банк, впоследствии использовавшийся «руководством края» для вывода средств за рубеж. Дело, возбужденное главным следственным управлением СКП РФ.
21 сентября, спустя четыре дня было прекращено заместителем генпрокурора Виктором Гринем как незаконное. В его рамках прошли многочисленные обыски, в том числе в правительстве региона, минфине, рабочем кабинете Александра Кацубы, а также в офисах коммерческих фирм. Представители последних назвали дело «заказом из Москвы» и возмутились «непрофессиональными» действиями следователей.
Между тем, скандал имел продолжение в результатах проверки Счетной палаты, прошедшей в крае в начале 2010 года. Аудитор СП Сергей Рябухин в своем заключении фактически согласился с выводами следствия о незаконности предоставления кредита и несвоевременном возврате средств в бюджет, а также установил, что документы по кредитам пяти компаниям были уничтожены минфином края в 2009 году. Дальнейших публичных выводов из этого краевые власти и представители следствия не делали.
Другой скандал общероссийского масштаба вызвало дело заместителя прокурора Нанайского района края Виктора Басова, который был заподозрен краевыми следователями в сексуальном насилии в отношении трех 15-летних школьниц, происходившем в его личном автомобиле и квартире 6 декабря 2009 года. Зампрокурора был задержан в своей квартире, однако в тот же день руководство прокуратуры края отменило постановления о возбуждении дела в отношении Басова как «незаконное, необоснованное, немотивированное и преждевременное» и отпустило прокурорского работника на свободу. Геннадий Фатеев при этом настаивал, что дело должно быть возобновлено. Процессуальный конфликт снова дошел до уровня заместителя генпрокурора Виктора Гриня, который в этот раз, однако, не согласился с краевым прокурором Виталием Каплуновым, и дело Басова, к тому моменту уже уволенного из органов прокуратуры, все же, было возобновлено и в конце концов ушло в суд. Решение по нему еще не вынесено.
Коммерсантъ(Хабаровск) № 186 (4484) от 07.10.2010
.