Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2010 г. N 21 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»
Опубликовано 20 сентября 2010 г.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дополнить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» пунктами 37 и 38 следующего содержания:
«37. Если распространением в средствах массовой информации сведений были нарушены личные неимущественные права либо другие нематериальные блага лица и ему был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то это лицо вправе требовать компенсации данного вреда (статьи 151, 1099 ГК РФ). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
38. Размер компенсации морального вреда определяется судом в денежном выражении и подлежит взысканию в пользу истца (пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ). Использование права на компенсацию морального вреда в иных целях, в частности, для создания ситуации, при которой фактически ограничивается право каждого на свободу выражать свое мнение, включая свободу придерживаться своего мнения, свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, не допускается (статья 29 Конституции Российской Федерации, статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 10 ГК РФ).
Судам следует иметь в виду, что сумма компенсации морального вреда должна быть разумной и справедливой (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ) и не вести к нарушению свободы массовой информации.
Требования разумности и справедливости должны действовать также при определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с политических, общественных деятелей и должностных лиц».
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В. Дорошков
Опубликовано в «РГ» - Федеральный выпуск №5290 от 20 сентября 2010 г.
Члены Президиума вернулись к рассмотрению вопроса о публикации статей в отношении судов и судей журналистами Пронякиным К.А. и Харитоновой И.Ю. в газете «Хабаровский экспресс». Поскольку указанные «обиженные» лица продолжают свои целенаправленные публикации, то Совет судей края полагает необходимым рекомендовать членам судейского сообщества края никак не реагировать, на подобного рода деятельность названных журналистов, и не давать каких-либо комментариев и заявлений
Юрий Наумов: «Что будет дальше? Тридцать седьмой год? Если так пойдет и дальше, то журналистов (Пронякина Константина и Харитонову Ирину) и к стенке поставьте, как в незабываемые 37-е, используя богатый опыт Ягоды, Берии, Вышинского, а, может, и Андропова... А, может, как во времена инквизиции, сжечь их, а вместе с ними - и их талант, на костре?!»
Верховный Суд просит судей не взыскивать завышенные суммы со СМИ и политиков. Как отметил докладчик - заместитель председателя ВС РФ Василий Нечаев - «подобный подход вызывает сомнение в беспристрастности, создается впечатление, что таким образом судьи наказывают ответчиков». Что скажет Совет судей Хабаровского края на это?
Архив 1999 г. Борис Резник: «...Что же происходит? Ныне на прежние стандарты двойной общественной морали, укоренившиеся в советских судах, наложились бессчетные примеры дикой коррупции, всесилия денежных мешков и полной бесконтрольности и безнаказанности зачастую не самых лучших наших граждан, почему-то получающих пожизненное право нас судить. В таких судах честным и беззащитным людям очень тяжело отстаивать правду»
Роль «пробного шарика» в поисках чести взял на себя начальник оперативной таможни Сергей Мурашко. Он ничуть не скрывал своих регалий и даже судебный иск прислал во Фрунзенский райсуд на бланке Дальневосточной оперативной таможни, но как частное лицо (бумагу и ту украл у государства?)