Юрий Авдеев
Юрий Авдеев
В журнале «Таможенная политика на Дальнем Востоке России» (№ 4-97, 2021) вышла статья ведущего научного сотрудника Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидата экономических наук Юрия Авдеева «Современные тренды стратегического разбалансирования в развитии Дальнего Востока». С разрешения автора «Новая во Владивостоке» публикует несколько тезисов этой работы.
 
«Когда в товарищах согласья нет…»
 
Поводом для написания статьи послужили разногласия в позициях ответственных лиц по поводу развития Дальнего Востока. Девиз VI Восточного экономического форума, прошедшего в сентябре 2021 года во Владивостоке,- «Новые возможности Дальнего Востока вменяющемся мире».
 
Документ, вокруг которого, казалось бы, должны были строиться рассуждения и о «новых возможностях», и о «меняющемся мире»,- Национальная программа развития Дальнего Востока на период до2024 года и на перспективу до2035 года. Но о ней на ВЭФ даже не вспомнили. Почему? В 2013 году президент сформулировал: «Дальний Восток- приоритет до конца столетия».
 
На пленарном заседании ВЭФ глава государства настойчиво призывал его услышать: развитие Дальневосточного региона - «перспектива развития нашей страны не на десятилетия, а на столетия вперед». Но впечатление такое, что ни разработчики программы, ните, кто отвечает за ее реализацию, президента не слышат.
 
Самообладание и выдержка, которые демонстрирует глава государства, могут иссякнуть: бодрые рапорты подчиненных - «пролетаем мимо семнадцатого этажа, полет проходит нормально» - его все с большей очевидностью не устраивают. Его не слышат полномочный представитель, министры, руководители субъектов федерации.
 
Возможно, именно поэтому утвержденная годом ранее Национальная программа не стала стратегическим документом, при помощи которого можно было бы выстраивать системно-тактические задачи. Дискуссия между полпредом, министрами и мэром по поводу перспектив Владивостока показала, что у каждого из них - свое видение будущего. Президент ведет поиск новых инструментов взаимодействия со странами АТР, а назначенные им люди предлагают множество частных задач, не вписывающихся в заданный контекст.
 
Повестка Восточного форума
 
В сложившейся сегодня ситуации площадка ВЭФ может потерять актуальность. Осеннее мероприятие во Владивостоке все больше похоже на«ярмарку тщеславия». Тогда как миссия форума - в том, чтобы последовательно демонстрировать «поворот России на Восток», предлагать новые формы взаимодействия и предъявлять миру не намерения ускоренного развития Дальнего Востока, ареальное ускорение.
 
С Европой и в целом с Западом диалог не получается, а вот с Азией у России есть реальный шанс найти общий язык. Там хотят разговаривать, коммуникации выстраиваются и на уровне бизнес-сообщества, и на уровне первых лиц государств. Миссия Восточного экономического форума- формирование понимания будущего миропорядка, поиск принципиально новых механизмов интеграционного взаимодействия. Вряд ли здесь уместна демонстрация успехов в освоении дальневосточного гектара. Что может быть альтернативой товарно-денежным отношениям, конкуренции, безработице, военному противостоянию, бесконтрольной эмиссии доллара? Вопросы, на которые пока ответов нет.
 
Ведущая роль в формировании повестки форумов должна принадлежать Российской академии наук. Правда, еще вопрос, насколько глубоко сегодня институты ДВО РАН погружены в тему будущего Дальнего Востока или насколько эффективно используется потенциал ДВФУ и других вузов. Насколько региональное сообщество готово взять на себя функцию формирования повестки ВЭФ - тоже вопрос. Но и в ретроспективе (от Москвитина до Муравьева-Амурского и Невельского), и в новейшей истории - отрешения об открытии Владивостока и проекта «Большой Владивосток» до идеи проведения саммита АТЭС и ВЭФ- все это инициативы, родившиеся здесь и продвигавшиеся отсюда.
 
Потому важно, чтобы региональное сообщество участвовало в обсуждении повестки ВЭФ, и не от форума до форума, ас помощью постоянно действующей площадки.
 
Если создать при полпреде центр, обеспечивающий стратегическое видение региона, или, например, Институт Восточной политики, - это избавит Минвостокразвития России от не свойственной ему работы. Необходима такая интеллектуальная среда, где нетривиальные, нестандартные решения были бы нормой, чего невозможно добиться от министерских структур, где довлеют «деньги» и«как бы чего не вышло». Картина будущего не появилась, а когда нет общего понимания, куда и зачем мы идем, у немногочисленных «буйных» энтузиазм иссякает, руки опускаются, они покидают родные места в поисках понимания и благополучия вдали от дома.
 
Дальневосточные мировые перспективы России
 
Есть ли шанс преодолеть разбалансированность? Российский Дальний Восток, сопоставимый по площади с материком Австралия, в экономическом смысле настолько микроскопичен, что воспринимается преимущественно как источник природных ресурсов.
 
Совокупная мощность портов Дальнего Востока сопоставима с одним корейским Пусаном. Возможности порта Владивосток в лучшем случае могут быть удвоены, что не превысит 30 млн тонн грузов в год, а это на порядок меньше того же корейского порта. Зато есть Транссиб - самая короткая железнодорожная магистраль из Азии в Европу, активизируются работы по обустройству Северного морского пути - транзит, обеспечивающий товарные обмены между Европой и Азией. Кардинальная реконструкция железной дороги, возможно, улучшит ситуацию и для пассажирских перевозок. Регион нуждается в реконструкции портовой инфраструктуры, в строительстве новых портов на200-300 млн тонн.
 
Готова ли Россия взять на себя роль лидера в формировании новых интеграционных альянсов, что отвечает статусу великой державы? Таких сфер немного, именно они должны стать стержнем развития Дальнего Востока.
 
Территория в7 млн кв. км плюс акватория (еще 5,5 млн кв. км) диктуют: один из национальных приоритетов - освоение Мирового океана. Прибрежная инфраструктура Севморпути, строительство судов ледового класса, рыбная отрасль, использование энергетических ресурсов океана, шельфа… Дальневосточная академическая наука предлагает огромную линейку лечебных и косметических препаратов из морских животных и моллюсков. Эти и многие другие виды деятельности нуждаются в безусловной государственной поддержке.
 
На Дальний Восток пришел космос: космодром «Восточный», город Циолковский, гелиевое производство, космическая платформа «Морской старт». Это тот макрорегиональный приоритет, который может дать начало космической индустрии на базе природно-ресурсного и энергетического потенциалов, технологического участия предприятий европейской части страны, высокого мирового авторитета в области космонавтики. Россия вправе инициировать интеграционные связи с азиатскими странами для углубления специализации, технологической кооперации, обмена результатами. Эти направления наполняют Национальную программу развития Дальнего Востока конкретным содержанием на десятилетия вперед. Для жителей Дальнего Востока открывается перспектива. Граждане России, соотечественники за рубежом, специалисты разных стран увидят реальный разворот России на Восток.
 
Альтернатива нынешнему экономическому курсу развития Дальнего Востока- программа новой индустриализации. Это потребует новых источников энергии - атомных и приливно-отливных электростанций, приведет к необходимости привлечения специалистов, подготовки кадров. Необходимо наращивание потенциала образовательных учреждений. Следует разделить гуманитарное и политехническое образование на два федеральных университета. Не менее важно повысить статус морского образования, объединив часть вузов данного профиля в Федеральный морской университет. В вузах Дальнего Востока могло бы учиться на порядок больше студентов из азиатских стран.
 
Не Спутник, а Мировой город
 
Иллюстрацией стратегически не выверенных идей стали заявления министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова в преддверии VI ВЭФ.
 
Он обнародовал проект строительства города-спутника Владивостока. Было представлено так, будто вопрос уже решен, все согласовано, осталось только реализовать, хотя идея оказалась сюрпризом даже для коллег и начальства. В представлении министра «Владивосток должен стать третьим самым привлекательным городом в России по всем параметрам после Москвы и Санкт-Петербурга… Если объединить Владивосток с Артемом, построить там новый город-спутник и привлечь еще около 300 тыс. человек в эту агломерацию, у нас появится первый город-миллионник на Дальнем Востоке».
 
Кого будем удивлять миллионником, когда в радиусе 1000 км от Владивостока живет больше 300 млн человек? И почему вдруг «Спутник»? Принципиально важно сохранить название- «Владивосток», а в новых границах- «Большой Владивосток». «Миссия» и«деньги», «владеть Востоком» и«Дальневосточный квартал» - такова разница подходов. Национальная задача- Мировой город на востоке России.
 
Если не переосмыслить происходящие процессы на внешнем контуре, не осознать геостратегическое положение Владивостока, не отойти от рутины текущих проблем, не приступить к формированию долгосрочных планов, то такое вялотекущее развитие может привести к утрате огромной территории по мере неостановимого сокращения численности населения.
 
К востоку от Красноярска нет ни одного города-миллионника, а это - половина территории России. Политика поворота на Восток, активизация интеграционных связей со странами АТР, обязательства достичь уровня жизни на Дальнем Востоке выше среднероссийских показателей - все это требует непросто мечтать огороде с миллионом жителей, а сформулировать цель: создать город, отвечающий параметрам Мирового города.
 
Хабаровск - исторически, географически, по инфраструктурным объектам, транспортным коммуникациям- центр Дальневосточного федерального округа, столица Дальнего Востока. Здесь должен быть управленческий орган, отвечающий за социально-экономическое развитие федерального округа, здесь осуществляется согласование деятельности 11 субъектов федерации. Это важная задача, которую здесь, а не в Москве должно решать Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
 
У Владивостока - иная функция: это центр взаимодействия России со странами АТР, Восточная, Тихоокеанская столица России. Здесь иной состав объектов, они обеспечивают деятельность международных учреждений (подразделения штаб-квартиры АТЭС, представительства ШОС и т. д.).Принципиально важно, чтобы именно здесь был орган принятия политических и экономических решений в части взаимодействия России со странами АТР.
 
За редким исключением, двухчасовой транспортной доступностью охвачено практически все южное Приморье. Может, стоит сосредоточиться на том, чтобы не сокращалась численность живущих на этой территории, а поселения отвечали потребностями населения?
 
Территорию южного Приморья в составе 13 муниципалитетов следует рассматривать в качестве полигона, на котором отрабатываются и внедряются самые эффективные управленческие решения. Распространив режимы ТОСЭР, СПВ и ДВ-гектар на эту территорию, можно будет оперативно вносить изменения. Предстоит принять на уровне федерального закона Стратегию социально-экономического развития южного Приморья до 2050 года с перспективой до2100 года.
 
Базовым разделом стратегии должно стать наделение территории статусом субъекта федерации. Необходимо ускоренное развитие портовой инфраструктуры, наращивание мощностей железнодорожного хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры, включающей межгородские линии наземного или надземного метро. Должна быть принята промышленная политика, сочетающая интересы крупного и малого бизнеса.
 
Один из принципиально важных вопросов связан с реализацией демографической и миграционной политики. Территория по мере роста привлекательности потребует разработки особого миграционного режима, который устранит препятствия, сдерживающие получение российского гражданства соотечественниками.
 
«Новая газета во Владивостоке», №624, 13.1.22
https://novayagazeta-vlad.ru/624/ekonomika/doroga-bez-balansa.html