На следующей неделе в Комсомольске-на-Амуре пройдет решающее собрание акционеров ОАО «Амур-Порт». За пять лет, с тех пор как предприятие ходит в банкротах, сменился уже четвертый конкурсный управляющий. Но по-прежнему за штурвалом бывшие руководители, которые, уволившись, стали теперь основными кредиторами порта. Как выяснилось, именно в собственности прежних начальников, больших и малых, оказалось имущество большого транспортного узла — опорной точки в схеме северного завоза Хабаровского края. Нашлись даже свидетельства о госрегистрации этой собственности. Подъездные пути, склады, площадки и даже корабли — уже давно и тайно перешли от акционеров в частные руки.

 

На капремонт речного вокзала потратили 8 млн. руб., в то время, когда рабочим порта не платили зарплату
На капремонт речного вокзала потратили 8 млн. руб., в то время, когда рабочим порта не платили зарплату

 

Пока ищут регистратора этой собственности (он в спешном порядке в марте 2010 г. уволился из комсомольского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, уехал в Краснодар и преспокойно там живет), акционеры будут решать: куда дальше плыть и, главное, с кем.

 

Отдать швартовы!

 

Итак, в руках у нас документы по ОАО «Амур-Порт» (всего 48 томов), которые раскрывают всю долголетнюю рейдерскую операцию. Теперь вырисовываются целые схемы, по которым причальные стенки, подъездные пути, склады, судовой состав меняли собственников. Списывали и продавали дебаркадеры, автотранспорт, теплоходы, баржи. На невыгодных условиях передавали в аренду «Метеоры» и «Ракеты», буксиры и плашкоуты, оставляя себе для работы отстойный флот, требующий ремонта и затрат. А также терпели безденежье, наезды налоговых органов и жалобы сотрудников, лишенных зарплаты.

 

Кстати, в этой схеме пришлось пожертвовать своей репутацией даже гендиректору порта Юрию Изотову, который мировым судьей Ленинского округа Комсомольска-на-Амуре за невыплату зарплаты в 2004 году был судим по ст. 145-1 УК РФ.

 

Начало эта история берет в 2002 году, когда создалась фирма «Праксис М». Фактического адреса она не имела, сдавала нулевые балансы и ничего не делала. Хозяином и директором этого круговорота из пустого в порожнее числился некто г-н Овчинников. Он и продал в октябре 2004 года свою фирму некоему Кобзеву.

 

Как позже выяснилось, Сергей Владимирович был директором ООО «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» в Хабаровске и держателем небольшого пакета (9 292 шт.) акций ОАО «Амур-Порт».

 

Но вот примечательная деталь. Перед этой странной покупкой, не сулящей на первый взгляд никакой прибыли, прежний владелец Овчинников успел выдать заем порту — 30 млн. руб. (договор №07-276/2 от 27 октября 2004 г.). Но деньги дал не свои. Откуда у него- то? Он нашел предприятию кредитора, попросив за эту посредническую услугу 600 тыс. руб. Согласно платежному поручению №179 московская фирма ООО «Эрланг Эрго» (рег. 2003 г., уставный капитал 8,3 тыс. руб.) перевела 30 млн. на расчетный счет «Амур-Порта». Хотя теперь эксперты ставят под сомнение, был ли этот кредит вообще с реальными деньгами, или были лишь одни бумажки.

 

Впоследствии опрошенный сотрудниками милиции Овчинников этой операции не припомнил. Не требовала возврата кредита и московская фирма. А вот эти 30-миллионные обязательства по возврату долга порта перешли вдруг к ООО «Праксис М» и новому директору г-н Кобзеву. Маленькая фирма «Праксис М» в одночасье превратилась в большого кредитора крупнейшего порта на Амуре. Здесь-то и стала ясна цель покупки  фирмы. Сергей Кобзев стал председателем совета директоров порта.

 

К этому долгу присоединилась еще одна небольшая фирма ООО «Контакт», которая скупила у тепловых сетей задолженность порта в 330 тыс. руб. И тут же подала ходатайство в Арбитражный суд Хабаровского края о признании ОАО «Амур-Порт» банкротом. 10 января 2005 г. судья Светлана Мыльникова за долг всего в 300 тыс. руб. вводит на предприятии с миллиардным активом процедуру наблюдения! Конкурсным управляющим назначается небезызвестный и нашумевший герой - Олег Валентинович Сысков (герой нескольких наших публикаций). Весь в белом.

 

Есть контакт

 

Известно, что общая сумма кредиторской задолженности ОАО «Амур-Порт», по данным бухгалтерского баланса на 1 октября 2004 г., — 131 млн. 787 тыс. руб., в том числе: перед федеральным бюджетом — 40,4 млн. руб., бюджетами субъектов РФ — 2,9 млн. руб., местными бюджетами — 571 тыс. руб., государственными внебюджетными фондами — 40,7 млн. руб., другими кредиторами — 1,8 млн. руб. Но ведь заявление о возврате долга подала именно фирма «Контакт» за 300 тыс., а обосновать необходимость конкурсного производства в отношении огромного предприятия с мизерным долгом трудновато было даже для Сыскова.

 

Поэтому на помощь призвали «Праксис М» со своим 30-миллионным правом требовать чьи-то московские деньги. У самой-то фирмы, если помните, денег никогда не было, лишь десять тысяч на регистрацию. И вот гендиректор «Амур-Порт» Юрий Изотов добровольно (!) признает «Праксис М» своим кредитором, а себя должником. Конкурсный управляющий Сысков тоже не против. Судья стучит молотком, и 13 июля 2005 года в порту вводится процедура конкурсного производства.

 

Далее процедура утопления предприятия пошла по отработанной схеме. Стали качать обязательства и чуть ли не добровольно влезать в долги. Все действия закреплялись судебными решениями. Вот так слаженно и бойко и за очень короткий срок задолженность порта фирмам набежала в размере аж 43 млн. 802 тыс. 54 руб. и 40 коп…

 

По списку

 

Таким образом, достигнув 42% кредиторских прав требований, «Праксис М» уступило место другим кредиторам, аффилированным с руководством ОАО «Амур-Порт». Их стоит перечислить, поскольку собственники - руководители этих структур, как показало время, также входили в схему. Основными кредиторами теперь уже стали бывший гендиректор порта Юрий Изотов и его коммерческий директор Александр Богомолов, учредители и руководители ООО «Речной порт». А также Сергей Кобзев, председатель совета директоров порта,  и все тот же бывший гендиректор порта Юрий Изотов — учредители и руководители ООО «Амур-Транзит». А еще были ООО «Троицкий речной порт»,  ООО «У моста-111», ЗАО «Универсальная лизинговая компания», ООО «Бизнес-Трейд» и ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». Все они вошли в число конкурсных кредиторов ОАО «Амур-Порт».

 

Отдельно следует отметить странные арендные отношения банкрота с ОАО «Николаевский морской порт» и его директором Александром Шильциным. Ведь, как показала проверка, флот ему сдавался в аренду без документального оформления. А нет аренды - нет арендных платежей. Есть только чистая прибыль.

 

Необходимо сказать слово и о коммерческом директоре ОАО «Амур-Порт» Александре Богомолове. Ведь нашлись те свидетельства о госрегистрации имущества порта, которые ему быстро проштамповал сбежавший на запад чиновник еще в 2004 году. А по ним Богомолов теперь чуть ли не главный собственник портового хозяйства, а у акционеров и порта давно уже ничего нет.

 

Хотя стойте. Помните, в октябре прошлого года на Амуре близ Хабаровска было захвачено судно - теплоход «Капитан Борис Бехли»? Оперативниками ФСБ было установлено, что оно принадлежит ОАО «Амур-Порт» и находится в субаренде у ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» с 2005 года. Решение захватить судно принял конкурсный управляющий «Амур-Порта», чтобы вернуть имущество, за которое порт Николаевска-на-Амуре якобы не платил арендную плату. Ну вот, одно судно нашлось.

 

В 2008 г. по заявлению ФСБ, которая сослалась на то, что конкурсный управляющий не имел допуска к секретным документам, Сыскова по суду отстраняют. Однако главный кредитор ООО «Праксис М» оформил на Сыскова доверенность на представление интересов. А тот назначил главным бухгалтером свою гражданскую жену Марину Калмыкову, и все встало опять на свои места.

 

Новый управляющий Алиев, которому Калмыкова «забывала» начислять даже зарплату, написал заявление в милицию. При выемке документов в офисе у представителя кредитора Сыскова нашли факсимиле и копии печатей, идентичных реквизиту нового конкурсного управляющего. Третьему управляющему - г-ну Савельеву просто пригрозили, и он уехал в Москву. Четвертый, г-н Легалов, пробыл несколько месяцев.

 

Новый управляющий Евгений Пак, назначенный 6 апреля нынешнего года, теперь пишет во все инстанции заявления с просьбой проверить, кто и что растащил за пятилетку перманентного банкротства Комсомольского порта. Хотя эти имена и фамилии следствию известны, да и мы их уже назвали выше. Предполагаем, что после собрания к теме банкротства порта мы еще вернемся...

 

Константин Пронякин,

«Хабаровский Экспресс», № 24.

 

Справка

 

ОАО «Амур-Порт» образовано в 1993 г. путем  преобразования государственного предприятия «Комсомольский-на-Амуре речной порт». Уставный капитал - 16 млн. 856 тыс. 400 руб. Эмитентом выпущено 280 940 обыкновенных именных акций. Акционеры: Российский фонд федерального имущества – 25,5 % акций, ООО «Дальмарин» – 18,64 %, ООО «Весь мир» – 18,5% (всего 347 акционеров, у физических лиц 29% акций).