Дмитрий Медведев жестко отреагировал на ЧП, случившееся 20 мая под Волгоградом. Тогда автомост длиной 7,1 км вдруг начал от ветра «ходить» волнами - и асфальт, и плиты, и опоры. Размах колебаний достигал 1 метра! Подобное, увы, возможно и во Владивостоке, на строящихся мостах через бухту Золотой Рог и на остров Русский. Об этом президента РФ предупредил в своем письме доктор транспорта Юрий Рязанов из Хабаровска. В ответ, сделав бюрократический круг, пришли благодушные отписки от Ростехнадзора и Росавтодора. Но кто из них ответит за мосты АТЭС?
Президент РФ поручил своему контрольному управлению и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования, строительства и эксплуатации моста через Волгу, а главное - соблюдение при этом соответствующих нормативов и требований. Именно к этим моментам привлекал внимание и хабаровский автор обращения к президенту: опоры мостов, которые строят в столице Приморья к саммиту АТЭС, «запроектированы безграмотно, и обеспечить их надежность невозможно».
Проще говоря, мосты во Владивостоке спроектировали и строят так, что они могут рухнуть, не дожидаясь сдачи в эксплуатацию. В лучшем случае сразу после пуска они встанут на капремонт.
Об этой тщательно скрываемой от общественности проблеме «Хабаровский Экспресс» рассказал в статье «Русский мост» (№15 от 8 апреля 2009 г.) - про загадочное самоубийство инженера Вячеслава Полянских. Он покончил с собой прямо в бухте, где он строил мост на о. Русский. Осталась предсмертная записка: «Мост строится с грубейшими нарушениями. Я не хочу быть крайним, когда мост рухнет и будет масса жертв...»
Прошел год. Официальные лица про записку хранят гробовое молчание, а уникальные мосты так же ударно возводят, нарушая при этом, похоже, все возможные нормы! И мы вновь вернулись к «закрытой» теме - в статье «Обреченные мосты АТЭС» (№ 9 от 24 февраля 2010 г.).
Комментарии к обеим статьям давал Юрий Рязанов, известный ученый, опубликовавший сотни статей и книги, профессор (долго преподавал на кафедре «Мосты и тоннели» Дальневосточного госуниверситета путей сообщения), практик с 30-летним опытом проектирования и строительства мостов, изобретатель - на многих мостах Дальнего Востока используют его разработки. Как признанный эксперт по проектам и контролю качества строительства мостовых переходов он был включен в группу по проведению мониторинга этих мостов. И что же? Процитируем его письмо президенту:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Строительство уникальных вантовых мостов, как Вы заявляли, ведется под Вашим личным контролем. Но, вероятно, от Вас скрывают, что при проектировании, начиная с изысканий, с цинизмом и, похоже, в расчете на безграмотность заказчиков не обеспечена надежность фундаментов мостов и долговечности бетона. Грубые нарушения норм, граничащие с преступлением, официально задокументированы в отчетах мониторинга качества работ, которые поступают заказчикам и в ФДА «Росавтодор» Минтранса РФ начиная с 2008 г. Там они оседают без последствий.
Заказчики, обязанные вести контроль качества проектирования и строительства, и Ростехнадзор, осуществляющий государственный надзор, не опровергли ни одного (!) факта нарушения строительных норм, правил и т.д., установленных мониторингом. Устранение нарушений невозможно - поздно. Нанесен громадный экономический ущерб государству. После завершения строительства Ростехнадзор не имеет права выдать заключение о соответствии выполненных работ требованиям техрегламентов. Но без этого - по закону - нельзя принимать мосты в эксплуатацию.
Отсутствие своевременных предписаний Ростехнадзора по указанным нарушениям, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении государственного строительного надзора. В ответе за это должностные лица Ростехнадзора, в соответствии с п.25 Постановления правительства РФ №54 от 01.02.2006 г. Для установления виновных и привлечения их к ответственности, в том числе и уголовной, согласно ст.58 Градостроительного кодекса РФ, материалы нарушения законодательства должны быть переданы в следственные органы».
Обращение в адрес Дмитрия Анатольевича было отправлено в декабре прошлого года. Ответить на него администрация президента, судя по всему, поручила тем, кто разбирается в проблеме. И Юрий Степанович начал получать казенные послания: в начале года из Минтранса РФ, в марте ему отписались директор департамента дорожного хозяйства Приморского края С.И.Филь и руководитель ДВ управления Ростехнадзора А.Ф.Копарейкин (Хабаровск) и зам.руководителя ФДА «Росавтодор» С.Е.Полищук (Москва).
И отвечающие поочередно и терпеливо просвещали доктора транспорта Рязанова Ю.С., что «в сложных климатических условиях Приморья субтропическое лето сменяется резко-континентальной зимой со штормовыми ветрами», что «все факты должны быть подтверждены, а нарушения - задокументированы», что «по результатам проверки ФГУ «Росдортехнология» в 2008 г. был составлен план по устранению недостатков» и что «в части выявленных нарушений качества выполнения работ на объекте в 2009 г. в установленный срок были проведены необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений...»
В общем, как водится, на жалобу Мышки ответ поручили написать самой Кошке!
Станислав Глухов,
«Хабаровский Экспресс», № 23
P.S. На последнем ответе, от «Росавтодора», принесенном в редакцию, Юрий Рязанов оставил свою пометку: «Никаких мероприятий не только не проводили, но и не могли проводить, поскольку было поздно. Материалы мониторинга - это приговор: мосты не могут быть надежными. По закону их нельзя принимать в эксплуатацию и открывать по ним движение - опасно. «Ростехнадзор» и «Росавтодор» отвечали на запросы президентской администрации. Значит, врут Президенту страны?».