Сообщение о кандидатах на должность главы Якутии, предложенных Президенту РФ руководством «Единой России», вызвало горячие споры читателей портала SakhaNews, которые лишь подтвердили главное: среди названых потенциальных претендентов на власть нет явного лидера.

 

Комментируя список кандидатов, представленный «Единой Россией», «Коммерсант» отметил, что нет единого мнения и у экспертов «по поводу якутского списка кандидатов».

 

Как пишет издание, «Сам господин Штыров, по некоторым сведениям, хотел бы видеть своим преемником нынешнего и. о. главы республики Борисова». Однако Вячеслав Штыров в своей прощальной речи, с которой он выступил 5 июня по телеканалу НВК «Саха», и словом не обмолвился ни об одном из кандидатов.

 

Политолог Ростислав Туровский считает, пишет «Ъ», что все три кандидата могут претендовать на пост главы региона, но больше всего шансов у Егора Борисова. Политолог Александр Кынев наиболее вероятным претендентом назвал Айсена Николаева: «Если назначат Борисова, это вызовет массу вопросов, станет миной замедленного действия в свете скандала с уголовным делом. Кроме того, Николаев намного моложе Борисова, он был ключевой фигурой в команде Штырова». Кандидатуру помощника сибирского полпреда Валерия Попова он считает неожиданной.

 

Редакции республиканских газет «Якутск вечерний» и «Наше время», верстая свои пятничные номера, еще не располагали информацией о том, на ком остановит свой выбор «Единая Россия», поэтому они дали свои прогнозы относительно тех, кто может быть включен в список. Надо отметить, что оба издания включили в свои списки всех троих кандидатов, дав им свои оценки.

 

Егор Борисов

 

Е. Борисов
Е. Борисов

«Якутск вечерний»: «Официальный «наследник» Штырова - в настоящее время исполняет его обязанности. Поддерживает с экс-президентом постоянный контакт. Бессменная «правая рука» на протяжении почти всего срока правления Вячеслава Анатольевича с 2003 г. и по сей день (первый год первого срока Штырова, в течение которого правительство возглавлял Семен Назаров - не в счет). В 2005 г. отклонил свой согласованный уже перевод в «АЛРОСА», чтобы и дальше руководить Кабинетом министров.

 

Плюсы: Владеет всей информацией о состоянии дел в республике, в курсе большинства переговоров, которые вел Штыров, договоренностей и соглашений, имеет большой опыт работы с федералами. Может спокойно продолжать с того момента, на котором республику оставит ее действующий президент.

 

Минусы: Фигурировал во многих скандальных и даже уголовных делах (включая дело «Горизонта-РТ» и дело о финансировании компании ООО «Торглайн») . Борисов автоматически «наследует» и разделяет все грехи и недоработки Штырова, как руководителя республики. А их тоже немало».

 

«Наше время»:

 

«Позитив:

 

1. Базовое образование - Новосибирский сельскохозяйственный институт, специальность «инженер-механик», доктор экономических наук.

 

2. Возраст: в прошлом году достиг официального пенсионного возраста в районах Крайнего Севера – 55 лет. Бросил курить, катается на велосипеде и на покой вовсе не собирается. В общем, еще одна ступенька вверх по служебной лестнице в глазах многих была бы разумным и логичным продолжением.

 

3. Отличное знание проблем села - начиная от сельскохозяйственной техники до достижений сельскохозяйственной науки. Несколько лет возглавлял Минсельхоз и НИИ сельского хозяйства.

 

4. Занимал высшие посты в правительстве Якутии в 90-е годы при Михаиле Николаеве (зампред, первый зампред) и при Вячеславе Штырове (председатель правительства), что характеризует его как гибкого и дипломатичного аппаратчика, способного найти общий язык если не со всеми, то с большинством.

 

5. Для уровня своей должности достаточно откровенный и открытый для СМИ и населения политик. Не боится обсуждать острые темы, в том числе затрагивающие его лично. Почетный донор РФ.

 

6. Что касается преемственности курса, то Борисов был непосредственным разработчиком, идеологом и защитником социально-экономических преобразований, нововведений, инициированных в республике в период президентства Вячеслава Штырова. Не раз «грудью бросался на амбразуру», чтоб поддержать и защитить его как перед своими депутатами, так и перед федеральными чиновниками. Что говорит о его лояльности и последовательности.

 

7. Знает всех и вся в якутской элите (обратное тоже справедливо), знаком и дружит с некоторыми влиятельными политиками федерального уровня.

 

Негатив:

 

1. Имя Борисова фигурировало в громких коррупционных скандалах, однако уголовного дела против него заведено не было. Тем не менее у многих остался негативный осадок в связи с этими событиями, что ему сейчас припоминается некоторыми СМИ.

 

2. Некоторые неудачные экономические решения, принятые по его инициативе и получившие резонанс в СМИ и обществе. Например, строительство пивоваренного завода.

 

3. Любые неприятности, происходящие с членами правительства, с экономикой и социальной жизнью республики, бьют по его позициям».

 

Айсен Николаев

 

А. Николаев
А. Николаев

«Якутск вечерний»: «Лидер регионального отделения «Единая Россия», в прошлом министр финансов. Помимо этого, руководитель администрации президента и правительства По умолчанию курирует внутреннюю политику в республике. Отвечает за проведение административной реформы республики (принятие Административного кодекса РС(Я), запуск МФЦ) и внедрение передовых технологий в области работы госчиновников (проект «Электронное правительство».

 

Плюсы: Лояльность политической элиты, депутатского корпуса и большинства СМИ республики, включая негосударственные. Успешное проведение региональной избирательной кампании «ЕР» в 2008 г. с учетом такого фактора, как отсутствие всевытягивающего «паровоза» в лице президента. Опыт политической борьбы на выборах - открытой и закулисной. Технократ.

 

Минусы: Несет свою долю ответственности за промахи и недоработки Штырова. Провалы в социальной политике в 2008-2009 гг. в промышленных районах республики (Мирнин-ский и Нерюнгринский). Неудачная информационная война с Иваном Ухханом».

 

«Наше время»:

 

«Позитив:

 

1. Отличное базовое образование: МГУ («физика низких температур и сверхпроводимости») и Академия народного хозяйства при правительстве РФ («финансовый менеджер»).

 

2. Молодость (38 лет) и амбиции – с учетом существующей в Кремле тенденции на омоложение региональных лидеров, может сыграть свою весомую роль.

 

3. Имеет разноплановый опыт работы: крупные коммерческие структуры, Министерство финансов, депутат Ил Тумэна, глава АПиП, руководитель якутских единороссов. Одним словом, достаточно опытный для своих лет аппаратчик и управленец.

 

4. Последовательный сторонник и идеологический проводник социально-экономических и политических инициатив бывшего президента Вячеслава Штырова и федерального правительства.

 

5. Возглавляет региональное отделение крупнейшей партии страны, число якутских единороссов – более 20 тысяч человек. В их числе немало влиятельных людей из мира политики, бизнеса, крупной промышленности. Для федерального центра демонстрирует стабильные показатели «ЕР» на выборах.

 

6. Часто бывает в Москве по партийным делам, на виду у людей, принимающих решения или влияющих на их принятие.

 

7. В большинстве своем позитивно воспринимается как русским, так и якутским населением республики. Достаточно открыт для СМИ и общества, на Рождество купается в крещенской купели вместе с «простыми смертными».

 

8. Родился в Ленинграде, что для «питерских» Дмитрия Медведева и Владимира Путина может служить своеобразной гарантией «свойскости». Кроме того, благодаря этому якут Айсен Николаев максимально отстранен от межулусной внутриклановой борьбы за влияние в республике. В глазах федералов он может быть привлекателен своей космополитичностью и надклановостью.

 

Слабые стороны:

 

1. Молодость. В новейшей истории Якутии еще не было столь молодых лидеров, оба бывших президента - Штыров и особенно Михаил Николаев гораздо старше его. В сравнении со своими потенциальными конкурентами на пост главы республики он также моложе. В связи с этим в глазах некоторых ему может быть тяжела ноша «лидера нации».

 

2. До последнего времени тайные оппоненты, противники «Николаева II» (как его окрестили некоторые федеральные СМИ), никак себя не обозначали. Этой весной в Интернете был опубликован «компромат», связанный с его именем. Однако сколь-нибудь широкого резонанса в СМИ и в обществе он не вызвал.

 

Валерий Попов

 

В. Попов
В. Попов

«Якутск вечерний»: «В прошлом - министр ЖК и энергетики республики, ушел в отставку и покинул республику после того, как Василий Грабцевич посадил на республиканскую коммуналку свою команду. В настоящее время представляет собой федеральную власть - федеральный инспектор при полпреде в Сибирском федеральном округе по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу. В качестве возможного «наследника» упоминается с завидной частотой в последние пару лет.

 

Плюсы: Знание республики, в том числе ее основных проблем - ЖКХ и жизнеобеспечение. Опыт работы на руководящих должностях и, в частности, на руководящей должности в Якутии. Удобная для назначения «стартовая» федеральная должность.

 

Минусы: Уход Валерия Попова с поста министра ЖКХ и энергетики республики пришелся на момент крайне тяжелого положения в министерстве, а кроме того, сопровождался тихим подковерным скандалом, связанным с проверками в подведомствах».

 

«Наше время»: «44-летний Валерий Николаевич Попов - еще один кандидат, которого со ссылкой на «достоверные источники» некоторые обозреватели упорно «сватают» в преемники Штырова.

 

Родился в Якутске в 1966 году, после окончания Ленинградского госуниверситета с 1991 года работает в Якутии. Семь лет возглавлял Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики. В 2005 году без видимых причин ушел в отставку по собственному желанию и переехал в Москву, где стал заместителем департамента ЖКХ в Министерстве регионального развития у Владимира Яковлева. Через год - снова неожиданно для наблюдателей – его назначили главным федеральным инспектором по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, где он проработал четыре года - до февраля 2010 года. После чего он стал помощником полпреда президента в Сибирском федеральном округе.

 

Время работы главным федеральным инспектором ознаменовалось процедурой объединения АБАО и Читинской области в единый субъект – Забайкальский край. При этом Попов был жестким исполнителем федеральной линии - несмотря на сильное недовольство и сопротивление бурятской диаспоры. Это, пожалуй, один из козырей Попова в глазах Кремля. Во-вторых, он все-таки местный, в-третьих – опыт инженерной и аппаратной работы, часто в экстремальных условиях.

 

До настоящего момента все назначения гражданина Попова были неожиданными для наблюдателей и простых граждан. В этом смысле предложение его главой республики стало бы не просто сюрпризом, а настоящей сенсацией. Однако того, что он попадет в список – по крайней мере для соблюдения политкорректности – категорически исключать нельзя».

 

Подчеркнем, что при этом редакции обоих изданий включили в число возможных кандидатов больше трех человек, в обоих прогнозах значится Ильковский. Не исключают пока вероятности, что кандидатом может быть назван и бывший генеральный директор АК «Якутскэнерго» Константин Ильковский, у которого, кстати сказать, менее всего негативных оценок, и читатели портала. Один из информационных источников SakhaNews в Москве также считает, что подводить черту под предложенным списком «ЕР» еще рановато и что закон предусматривает появление еще одного кандидата, если все трое предложенных будут отвергнуты президентом страны.

 

Коллаж газеты «Наше время».

ИА SakhaNews, 07.06.10

--------------

 

Архив:

 

Вячеслав Штыров: «Я спокоен за будущее республики»

 

Дорогие якутяне! Уважаемые товарищи! Дорогие друзья!

 

Д. Медведев и В. Штыров
Д. Медведев и В. Штыров

Как вам известно, Президент Российской Федерации удовлетворил мою просьбу об уходе в отставку с поста Президента Республики Саха (Якутия). [/b]

 

В настоящее время идут консультации по вопросу кандидатур для назначения на пост Президента Республики Саха (Якутия).

 

В установленном порядке Президент Российской Федерации примет решение и внесет кандидатуру для рассмотрения в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на предмет наделения полномочиями будущего Президента Республики Саха (Якутия).

 

Почему я принял такое решение обратиться к Президенту Российской Федерации именно сейчас, а не вчера или, может быть, завтра?

 

Потому что у нас в республике созданы все предпосылки для того, чтобы республика динамично развивалась по всем направлениям.

 

Мы с вами прошли очень сложные 90-ые годы – переходный период от одной экономической системы к другой. Были сложности, трудности. Тогдашнее руководство республики достойно прошло это испытание и сохранило весь потенциал республики.

 

В первые годы моей работы в качестве президента приходилось решать много проблем, которые вытекали из 90-ых годов. Это неурегулированные вопросы отношений собственности, сложное финансовое положение не только отдельных предприятий, но и целых отраслей народного хозяйства, острые социальные вопросы – прежде всего задолженность по зарплате.

 

Мы с вами вместе справились с этими задачами.

 

Потом началась созидательная работа по созданию будущего облика нашей республики. Эта работа велась по многим направлениям. Я считаю очень важным то, что были произведены серьезные изменения в государственном устройстве нашей республики.

 

Был сформирован однопалатный парламент, который начал свою работу очень эффективно. Сегодня он быстро реагирует на все происходящие события в республике, вовремя создает законодательную базу, представляет интересы населения Республики Саха (Якутия).

 

Парламент начал формироваться на основе выборов по смешанной системе, когда не только избиратели выражали свою волю, избирая депутатов, но начали действовать политические партии, которые отражают интересы избирателей на общереспубликанском и федеральном уровне.

 

В республике сформировалась система консультаций, взаимодействия через консультативные органы при Президенте Республик Саха (Якутия), при парламенте, при правительстве, которая помогла учесть те или иные проблемы в жизни республики, выработать совместные решения.

 

Мы создали систему местного управления, которая непосредственно приближена к народу. Все это позволило нам обеспечить и общественно-политическую, и межнациональную, и социальную стабильность в республике. А это фундамент для того, чтобы республика могла дальше развиваться.

 

Развитие республики связано с основополагающими документами социально-экономического развития республики. Это Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

 

К сожалению, это единственный документ регионального планирования, который одобрен на уровне Правительства Российской Федерации.

 

На нашем примере такие программы, схемы сегодня создаются во многих субъектах Российской Федерации. Совсем недавно были приняты решения по утверждению Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, где наши планы касательно будущего республики очень хорошо представлены.

 

Это надежные заделы на будущее. И, самое главное, они не остались на бумаге, а фактически реализуются. На территории республики реализуются огромные проекты не только общероссийского, но и международного масштаба.

 

Эти проекты связаны с реконструкцией действующих отраслей народного хозяйства республики. Например, серьезные изменения происходят в алмазной, угольной промышленности.

 

Мы построили и подземные рудники по добыче алмазов, и новые угольные шахты. Сейчас развернулась гигантская стройка по освоению Инаглинского месторождения углей. Мы готовимся к тому, чтобы реализовать ряд инвестиционных проектов в золотодобывающей промышленности.

 

Мы с вами реализуем уже вторую программу социально-экономического развития села.

 

Ведется масштабная газификация населенных пунктов. Это наши традиционные действующие отрасли, и они успешно развиваются.

 

Наряду с этим, созданы новые отрасли, которых раньше не было. Это нефтяная промышленность, трубопроводный транспорт. Мы сейчас ведем работу по проектированию Комплексного развития Южной Якутии. Эта работа в разгаре.

 

Решены все вопросы по созданию масштабной газовой промышленности в республике. Будут развиваться и другие новые отрасли, в том числе перерабатывающие. Первенцы у нас уже есть: это завод в Покровске, бизнес-инкубаторы в Якутске, в Нерюнгри и в других городах.

 

Это инновационная линия. Фундаментом всего этого является инфраструктура, и предприняты самые серьезные шаги по ее развитию. Железная дорога Беркакит- Томмот – Якутск, железная дорога Улак – Эльга, федеральные дороги Колыма, Вилюй, наша республиканская сеть дорог, которые находятся на стадии реконструкции и развития.

 

Только в этом году введем две новые линии электропередач: Сунтар - Олекминск, Нерюнгри – Нижний Куранах. Дальше линия электропередач из Южной Якутии придет в Якутск, из Якутска – на запад Якутии.

 

Будет создана объединенная энергетическая система. Все это работает, все это действует, находится на стадии реализации. И мы все участники этих процессов.

 

Экономическое развитие республики позволило нам решить первоочередные социальные задачи.

 

Мы являемся лидерами и в Российской Федерации, и по Дальнему Востоку по строительству жилья, по строительству социальных объектов, школ.

 

Мы являемся инициаторами многих начинаний, которые реализуются на уровне Российской Федерации. Например, проведение спартакиад по национальным видам спорта, международные спортивные игры «Дети Азии». Свидетельством этому является то, что 31 мая Президент РФ подписал специальное решение о проведении в Якутске международного форума «Спортивная Россия», и теперь очередные V МСИ «Дети Азии» пройдут под эгидой Правительства РФ.

 

Наш национальный эпос Олонхо стал шедевром мирового нематериального творчества. Это пример для других субъектов федерации. У нас созданы своя программы по сохранению духовного наследия: и Олонхо, и возрождения православия и т.д. Все эти важные вещи стали возможны благодаря, с одной стороны, устойчивому развитию республики, а с другой – нашей с вами совместной работы.

 

Как венец – создание на базе нашего якутского госуниверситета федерального университета. Это будущее республики. Это кадры, это наука, это культура, это инновационный путь развития. Это задача, которую мы с вами решили в организационном плане. Теперь она будет поэтапно реализована на практике.

 


В республике сформирована самая лучшая управленческая команда. Это отмечается и другими субъектами федерации, и на уровне Правительства Российской Федерации.

 

Все, что мы сделали за эти годы, найдет достойное продолжение, и я совершенно спокоен за будущее развитие нашей республики!

 

Все, что мы ни делали, – это наша совместная работа. Совместная работа всех жителей республики. И когда я работал молодым человеком на стройках, и во время работы в государственной власти управления, и особенно когда стал президентом.

 

Мне довелось побывать во всех улусах, в большинстве населенных пунктов республики. И всегда ощущал искреннюю поддержку всех жителей Якутии, их заинтересованность в развитии республики в тех же предложениях, в той же критике в адрес руководства республики.

 

В этом плане мне было работать гораздо лучше, чем руководителям других субъектов федерации. Я всегда ощущал теплоту в отношениях и мощную поддержку жителей республики.

 


И сегодня, в этот день, хотел бы обратиться со словами благодарности ко всем якутянам. Я от всей души благодарен вам. Вы навсегда останетесь в моей душе!

 

Хочу выразить благодарность Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации.

 

Они много раз бывали у нас в республике, знают и понимают сложности быта, жизни на Крайнем Севере. Они с большой теплотой относились к нашей республике, во всем оказывали содействие, помощь.

 

Все, чего мы достигли, это, конечно, - при прямом непосредственном участии и Президента Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации.

 

И я за годы своего президентства благодарен им за поддержку нашей республики!

 


Я хочу обратиться со словами благодарности к моим коллегам, друзьям, семье, которые меня всегда поддерживали.

 

Не могу не вспомнить тех людей, на которых всегда равнялся, которые были непосредственно моими руководителями, благодаря которым я сформировался как человек.

 

Это руководители «Вилюйгэсстрой», где начинал свою работу, Евгений Никанорович Батенчук, Анатолий Петрович Рябов, руководители производственного объединения «Якуталмаз» Лев Леонидович Солдатов, Валерий Владимирович Рудаков, и, конечно, руководители нашей республики, которые смолоду по-доброму опекали меня, Юрий Николаевич Прокопьев и Михаил Ефимович Николаев.

 

Большое им спасибо и низкий поклон!

 

Я родился в Якутии, здесь родились мои дети. Здесь я прошел свой жизненный путь от мастера на стройке - до президента Республики Саха (Якутия). И, конечно, моя судьба непосредственно связана с республикой.

 

Моя жизнь - это маленькая частичка жизни республики. Где бы я ни находился, чем бы ни занимался, всегда буду болеть душой за Якутию и делать все возможное для поддержки нашей родной республики!

 

Спасибо!

 

(ЯСИА — 05.06.10)

«В Якутии.ру», 06.06.10